РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» В МАОУ «ШКОЛА № 26
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Правильное питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy_razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx | 74.35 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- Городского округа Балашиха
- «Средняя общеобразовательная школа № 26»
_____________________________________________________________
143909 Московская область, e-mail: bal-school26@yandex.ru
г. Балашиха, мкр. Авиаторов, Tелефон: (498) 504-73-12, 504-73-02
ул. Летная, д.10
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
В МАОУ «ШКОЛА № 26»
Учитель начальных классов
Нестерова С.А.
Балашиха
2017
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются следующие задачи:
- сохранение здоровья;
- оптимизация учебного процесса;
- разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Правильное питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.
Роль школы в сохранении здоровья учащихся значительна. В нашей школе реализуется программа «Разговор о правильном питании», так как она позволяет:
- формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью;
- осваивать навыки правильного питания;
- формировать представления о правилах этикета;
- пробуждать интерес к народным традициям.
Опыт работы показал, что программа эффективна и актуальна. Её создание вызвано временем. Благодаря этой программе дети осваивают основы здорового образа жизни, а вооружение школьников информацией о правильном питании является одним из ведущих условий их гармоничного развития.
Цель программы «Разговор о правильном питании»: формирование у детей культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи:
Образовательные:
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование и развитие у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания, как составляющей общей культуры человека.
Воспитательные:
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и традициях других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
- укрепление нравственного и физического здоровья;
- умение грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
- Разнообразие питания
- Гигиена питания
- Режим питания
- Рацион питания
- Культура питания
- Разнообразие питания
- Гигиена питания и приготовления пищи
- Этикет
- Рацион питания
- Традиции и культура питания
Целью является создание такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно работала бы на физическое, психическое и социальное здоровье ребёнка.
В рамках внутришкольного контроля проверялась работа учителей начальных классов по реализации программы «Разговор о правильном питании», которая показала, что все запланированные мероприятия проводятся на хорошем уровне, педагогами осуществляется формирование и развитие у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья.
Вопрос о правильном питании приобретает особое значение в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе всё больше времени (кружки, секции и т.д.) при весьма интенсивном характере процесса обучения.
Питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.
В МАОУ «Школа № 26» проводится работа по содействию в организации горячего питания для обучающихся, ведётся табель учета питания детей, проводятся беседы со школьниками и их родителями о важности горячего питания. Для родителей проводятся анкетирования «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, удовлетворены ли они санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи, работой школьного буфета.
92% обучающихся начальной школы получают двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Дети, посещающие ГПД, получают полдник. Атмосфера в нашей столовой необычайно приятна.
В рационе питания ежедневно присутствуют мясо или рыба, молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, фрукты и овощи, салаты, морсы, компоты.
Реализация программы «Разговор о правильном питании» помогает формировать основы гигиены и режима питания, дает представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов. Такие задания, как «Составь меню на неделю», «Придумай овощной или фруктовый салат», «Что можно приготовить самим», дети выполняют с удовольствием. При изучении темы «Где взять витамины зимой?» учащиеся выполняют практическую работу, сажают и выращивают лук.
На протяжении нескольких лет обучающиеся школы участвуют в муниципальном конкурсе «Разговор о правильном питании». Так, в 2015/2016 учебном году учащиеся школы стали победителями конкурса семейной фотографии «Вкусная картина», заняли 1, 2 места (учителя Цыбульская Н.А., Гончарова С.В.), «Пишем кулинарную книгу» - 3 место (учитель Гончарова С.В.), а учитель Гордеева В.В. стала призером конкурса методик.
В 2016/2017 учебном году учащиеся 2-2, 2-3 классов (учителя Гончарова С.В., Орлова Н.А.) стали участниками конкурса фотографий по русским пословицам.
В соответствии с целями и задачами реализации программы «Разговор о правильном питании» были проведены общешкольные мероприятия:
в 1-х классах выступление агитбригад (учителя Нестерова С.А., РязановаТ.А.), во 2-х классах «Дары осени» (учитель Колесникова Т.В.).
Учителя 2-х классов приняли активное участие в онлайн-уроках в рамках программы «Разговор о правильном питании»:
- 14.12.2016г. «С новым годом. Готовим праздничный салат»;
- 10.02.2017г. «Самый вкусный бутерброд. Готовим бутерброд, с помощью которого можно утолить и зарядиться энергией витаминов»;
- 03.03.2017г. «Накрываем стол для мамы»;
- 20.04.2017г. «Блюдо от шефа. Делимся самыми интересными и вкусными идеями».
Классными руководителями проводятся различные мероприятия, направленные на повышения культуры питания, на обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.
1.Классные часы по темам: «Азбука здорового питания», «Витамины – наши друзья», «Как быть здоровым», «Секреты здорового питания», «Аптека под ногами» и др.
2. Конкурсы рисунков, стенгазет, плакатов, поделок «Золотые руки не знают скуки», фотоколлажей «Семейные праздники», «Выходной день в нашей семье».
3. Экскурсии на кондитерские фабрики и комбинаты с целью расширения знаний об истории и традициях питания своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
4. Творческие проекты: сочинение стихотворений на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!».
5. Театрализация сказок, выступление агитбригад, праздники «Дары осени», «Золотая осень».
6. Участие обучающихся в научно-практических конференциях с результатами исследования в области питания о пользе или вреде продуктов.
Тематика, предложенная программой «Разговор о правильном питании», позволяет решать поставленные задачи не только в рамках внеурочной работы, но и на уроках по предметам базового учебного плана. Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:
Русский язык Литературное чтение Математика
Окружающий мир Художественный труд
В каждом классе имеется уголок здоровья, в котором выделена рубрика, посвященная полезным советам по культуре и правильному питанию.
Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи при проведении мероприятий с детьми.
С родителями проводились беседы и лектории о сохранении и укреплении здоровья детей:
1. Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма.
2. Рациональное (сбалансированное) питание.
3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу.
4. Воспитание культуры питания у младших школьников.
Позиция «когда я здоров - это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» - губительна. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь, укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, работа по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.
Литература
1. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю., Тивикова С.К., Игнатьева Г.А.Уроки здоровья. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006-№15.
2. Зайцев, Г.К. Школьная валеология / – СПб., 1997.
3. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.-№6.
4. Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Коваленко. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для учащихся начальной школы "Разговор о правильном питании"
Данная программа для учащихся начальной школы. Для 1-3 класса даны темы для занятий кружка, для 4 класса - темы по спецкурсу (1 час в неделю), занятий кружка (2 часа в неделю)....
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"
Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...
«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».
Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»
Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...
Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе.
Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе....
Правильное питание детей начальной школы
Правильное питание детей начальной школы...
Выступление на тему: Организация внеурочной деятельности по программе «РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» в начальной школе
В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы. Программа по внеурочной деятельности «Разго...