ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОЙ И БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
статья по зож на тему
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_zdorovoy_i_blagopriyatnoy_obrazovatelnoy_sredy.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АГЕШИНОЙ О.Н. ПО ТЕМЕ:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОЙ И БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Здоровье педагога – одно из важнейших условий для обеспечения здоровой и благоприятной образовательной среды. К сожалению, состояние здоровья учителя в нашей стране оставляет желать лучшего. Многочисленные исследования ученых и практиков свидетельствуют о наличии большого количества проблем у педагогов, связанных со здоровьем (физическим, психическим и духовным). Это и неверие в собственные возможности, и неадекватное представление о ценности здоровья, и негативные психоэмоциональные состояния, в которых зачастую подолгу пребывает школьный учитель, и неудовлетворительное состояние физического здоровья, отсутствие внешних ресурсов для его сохранения и восстановления, отсутствие мотивации на здоровьесозидающую педагогическую деятельность и заботу о собственном здоровье.
Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и других ЛОР-заболеваний, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения.
Особенного внимания требует такое явление, как синдром эмоционального выгорания учителя. Эмоциональное выгорание – это реакция на истощение эмоциональных ресурсов, которое связано с напряженной психоэмоциональной деятельностью: повышенной ответственностью за выполняемую работу, высоким уровнем требований к деятельности, психологически трудным контингентом, неблагоприятной психологической атмосферой в коллективе и т. д. Синдром эмоционального выгорания может повлечь за собой как профессиональные нарушения (прежде всего, негативное отношение к ученикам), так и личностные изменения (это, прежде, всего негативное отношение к себе).
Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, и подвергает воздействию повышенных психических нагрузок.
Рассмотрим основные группы факторов, оказывающих влияние на здоровье учителя. Это:
1. Организационные условия (зависящие в большей степени от администрации школы): распределение учебной нагрузки, расписание уроков, стиль управления в школе, характер отношений «по вертикали»; наличие или отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни в школе; позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учителя; степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
2. Психологические факторы: психологический климат в школе уроке (характер отношений «по горизонтали»), психологичеcкая безопасность, наличие эмоциональных разрядок; личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность к психоэмоциональному переключению.
3. Социальные факторы: образ жизни и отношение к своему здоровью; обременённость учителя жизненными проблемами; авторитет и престиж профессии.
4. Санитарно-гигиенические условия: шум, освещённость помещений и т.д.
5. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Для решения проблемы сохранения здоровья необходим комплексный подход, система мер по обеспечению здоровьесберегающей среды в школе, обеспечения психологической безопасности всех субъектов образовательного процесса, а также ориентация педагога на сохранение своего здоровья и здоровья учащихся и формирование ориентированного на здоровье поведения.
В этом учителю могут и должны помогать психологи, школьная администрация, медицинские работники. Но прежде всего себе может и должен помочь сам учитель.
Культура здоровья учителя – это интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, характеризующееся высоким уровнем овладения валеологическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к здоровью, здоровому образу жизни, развитой способностью к рефлексии своей жизнедеятельности и выраженной направленностью профессионально-педагогической деятельности на сохранение, укрепление и формирование здоровья. Оценка сформированности культуры здоровья у учителя может осуществляться по следующим критериям: ценностному отношению к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и учеников); технологической готовности учителя к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья школьников; активности учителя в деятельности по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья школьников.
Автор: учитель начальных классов ГБОУ Школ №1352 города Москвы Агешина Ольга Николаевна.(2017 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е
В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....
«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...
Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".
Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....
Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.
Образовательная среда начальной школы....
Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования
В условиях модернизации образования школа должна соответствовать образовательным запросам общества и удовлетворять образовательные потребности конкретного человека, т.е. решать задачу обеспечения каче...
План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда
Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...
Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому
В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения....