Здоровьесбережение в начальной школе
статья по зож на тему
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение на уроках в начальной школе
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках. В своей работе я применяю следующие технологии:
- Личностно – ориентированные
- Игровые
- Технологии проблемного обучения
- Развивающие технологии
Все эти технологии можно отнести к ЗСТ.
Использование ЗСТ даёт нам:
- Повысить результаты обучения и воспитания.
- Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
- Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
- Формирование навыков ЗОЖ.
- Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:
1.Строгое соблюдение режима урока.
2.Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).
3.Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).
Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья. На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене. У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.
Виды оздоровительных мероприятий:
- Гимнастика до учебных занятий (мин).
- Физкультурные минутки на уроках (мин).
- Подвижные перемены (мин).
- Спортивный час в группах продленного дня (ч).
- Участие в соревнованиях в учебном году (раз).
- Дни здоровья и спорта.
Первые признаки утомления на уроке служат сигналом к проведению физкультминутки. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем.
Требования в проведению физкультминуток.
С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитываются 3 условия:
- Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены дети до этого, каково их состояние.
- Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительной эмоциональной ноте.
- Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Список использованной литературы:
Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968г
Афанасенко В.В.,Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61,Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей и оздоровление человека на мотивационной основе.
Базарный, В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков /В.Ф.Базарный – М., 1994.
Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие / С.А.Исаева. – М.:Айрис-пресс, 2004.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г
Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
Фроленко Т.В. Начальная школа , 2000г.,№7,стр.,48,Валеологическая организация учебной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема здоровьесбережения в начальной школе
Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....
Здоровьесбережение в начальной школе
В работе представлены комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса, , кистей рук, гимнастика для глаз, самомассаж....
Здоровьесбережение в начальной школе
Здоровьесбережение в начальной школе...
«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
21 век требует не только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...
Здоровьесбережение в начальной школе
Конспект урока здоровья, реализующего ФГОС, для учеников третьего класса....