Упражнения, включаемые в физкультминутки
статья по зож на тему

Соснова Анна Алексеевна

Упражнения для снятия общего и локального утомления, возбуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazheneniya_vklyuchaemye_v_fizkultminutki.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, включаемые в физкультминутки

Дидактический материал

Упражнения для снятия общего и локального утомления

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультминутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упраженения могут выполнятся непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя. Использование на уроке непосредственно в классе упражнений повышенной интенсивности (прыжков, резких наклонов, выпадов) нецелесообразно. С одной стороны, это нарушает гигиенические условия в кабинете (повышает температуру воздуха, изменяет его состав и т.д.), а с другой стороны, приводит к дополнительному утомлению детей.

Чаще всего в практике начальной школы используются физкультминутки под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее:

  • важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;
  • преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
  • текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Учитель может придумать и использовать различные движения для конкретных классов, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Мы писали

Мы писали, рисовали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Чуть покружимся бочком,

Сядем и писать начнем.

На морозе

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

***

Ручки вверх поднимем – раз,

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать

Не качаться, не дрожать.

Три – опустили руки вниз,

Стой на месте не вертись!

Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись!

Будем делать повороты,

Выполняйте все с охотой.

Раз – налево поворот,

Два – теперь наоборот.

Так, ничуть не торопясь,

Повторяем 8 раз.

Руки на поясе, ноги шире!

Наш кузнечик

Наш кузнечик расшалился,

С одуванчика свалился,

Покатился кувырком

И столкнулся с мотыльком.

Вот несчастье мамино,

Вот несчастье папино,

На носу – царапина,

На коленке – ссадина.

Наш кузнечик непослушный

Посинел от синяков,

И теперь зеленки нужно

Двадцать восемь пузырьков!

Игра «Зеркала»

Из учащихся класса выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр класса, а учащиеся – «зеркала» стоят рядос со своими столами так, чтобы его хорошо видеть. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение.

Водящему разрешается показывать разные движения. В роли водящего на разных уроках должны побывать все желающие дети.

Упражнение «Бабочка»

(Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши,

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне поспеши!

Солнышко

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки мы

Ягоды, грибы.

Дружно наклоняемся

По команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Дружно всем за парты сесть!

Упражнения для кистей рук

При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения недостаточно развиты. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1 классе 7-10 минутами (В.М. Зубков). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма детей 1 класса – от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н.Н. Куинджи). В 4 классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.

Засолка капусты

Мы капусту рубим. (Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.)

Мы капусту трем. (Кулаком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)

Мы капусту солим. (Движением пальцев имитируется посыпание солью.)

Мы капусту жмем. (Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Апельсин

- Мы делили апельсин (Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

- Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак,, прямым останется только большой палец каждой руки.)

- Эта долька – для ежа,

- Эта долька – для стрижа,

- Эта долька – для утят,

- Эта долька – для котят,

- Эта долька для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

- А для волка…кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак слово последних двух фраз.)

Упражнения для снятия возбуждения

  1. Соединить ладони перед собой и давить одной рукой на другую.
  2. Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. Затем силой потянуть руки в противоположные стороны.
  3. Ухватиться руками за сиденье стула и сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.
  4. Сцепить пальцы за головой и давить ладонями на затылок, не меняя положения головы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки на уроках математики

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Арифметический диктант А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Де...

Физкультминутки на уроках окружающего мира

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках окружающего мира...

Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка...

Физкультминутка "Стрекоза" (с музыкальным сопровождением)

Физкультминутку можно использовать на любом уроке. Как для глаз (водить глазами за движением стрекозы), так и двигаться, используя танцевальные движения....

Электронная физкультминутка для глаз

Увидев на одном из открытых уроков такие физминутки для глаз, попробовала сама сделать. Оказалось,очень просто и интересно. Можно несколько таких физминуток использовать на уроке. Начинается она со ще...

«Использование кинезиологических упражнений в физкультминутках на занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Данна презентация освещает, на мой взгляд, очень важные вопросы психологического развития детей с интеллектуальными недостатками. В настоящее время с такого рода проблемами встечается практически ...