Буклет "Физминутки в начальной школе"
материал по зож на тему

Полякова Екатерина Викторовна

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                              

    (В.А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx162.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Кинезиология и Су – джоктерапия – основные направления здоровьесбережения обучающихся»

Актуальной проблемой современного общества является ухудшение соматического и психического здоровья детей. Одним из основных направлений здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе является кинезиология.

Кинезиология — это современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции познавательных процессов, мелкой и общей моторики, а также проблем психоэмоционального развитии детей и подростков.

Целью кинезиологической программы является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи, благодаря чему помогает в коррекции речи.

Систематичность выполнения данных упражнений – залог успеха в решении поставленной цели.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе;

Упражнение «Колечки»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо последовательно с большим пальцем, указательным, средним, безымянным, мизинцем. Упражнение выполняется в прямом порядке от указательного пальца к мизинцу, и в обратном – от мизинца к указательному;

Упражнение «Флажок – лодочка – рыбка»;

«Флажок» (ладонь ребром, большой палец вытянут);

«Рыбка» (Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец);

«Лодочка» (обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони);

Упражнение «Заяц – коза – вилка»

«Заяц» (указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем);

«Коза» (указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони);

«Вилка» (указательный, средний и безымянный палец вытянуты вверх, большой палец прижимает мизинец к ладони).

Упражнение «Дом – ёжик – замок»

«Дом» (пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить)

«Ёжик» (поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).

«Замок» (ладони прижать друг к другу, пальцы переплести);

Упражнение «Зайчик, кольцо, цепочка»

«Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе».

 Подготовила: Полякова Е.В., учитель начальных классов

«Здоровье ребенка превыше     всего,

Богатство земли не заменит его.

 Здоровье не купишь, никто не продаст,

                   Его берегите, как сердце, как глаз».

                                     (Ж. Жабаев)

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                                   (В.А. Сухомлинский)

«Зайчик» (указательный, средний палец вверх, другие согнуть);

«Кольцо» (указательный и большой палец соединяются, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд);

«Цепочка" (поочерёдно соединяются большой палец с указательным, со средним и т.д. и через попеременно «пропускаем» «колечки» из пальцев другой руки);

Упражнение «Фонарики»

Фонарики зажглись – пальцы выпрямить. Поочерёдно: фонарик погас, фонарик зажигается

Самомассаж

Массаж точек, расположенные на лице, это поможет вашему организму включить защитные силы.

Сначала легко проведите по лицу ладонями, словно вы умываетесь. Затем переходите к точкам.  Наиболее популярные в акупрессуре точки на лице, это точка (1), расположенная чуть выше переносицы (в районе “третьего глаза”), симметричные точки (2) у начала бровей, еще одна пара симметричных точек (3) находится около крыльев носа, и последняя точка (4) – на подбородке, под нижней губой.

Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»

1.«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга

В процессе учебной деятельности учащимся младших классов на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов.

Снижение внимания проявляется в «двигательном беспокойстве». Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное - безразличием к учебному процессу.

Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, который реализуется посредством проведения на уроках физкультминуток (ФМ) и физкультпауз (ФП). Цель этих двух форм одна - вернуть уставшему ребенку работоспособность, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональное состояние учащихся.

Физкультпаузы способствуют снятию локального утомления. По содержанию ФП различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Так.  например, если дети долго писали, то можно провести ФП , включающую в себя упражнения для пальцев рук, мышц плечевого пояса, туловища. На уроках чтения в ФП можно включать гимнастику для глаз, упражнения для мышц шеи и т. д. Длительность ФП – 1-2 мин.

Физкультминутки имеют характер общего воздействия на организм учащихся и состоят из целой серии упражнений, направленных на стимуляцию различных групп мышц.

Проведение ФМ усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. Целеобразно варьировать разнообразные формы проведения ФМ: комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, упражнения с музыкальным сопровождением и т.д. ФМ проводятся на каждом уроке  при проявлении первых признаков утомления.

1.В начале урока выполняются следующие упражнения:

-растирание ушных раковин и пальцев рук - активизирует все системы организма;

-стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал (хлопки ладонями, кулаками);

-перекрестные движения руками - активизируют оба полушария головного мозга;

-качание головой в разные стороны  - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

-ленивые восьмерки (вытянув руки вперед «рисовать» в воздухе одной, двумя руками «восьмерки» ) – активизируют структуры, обеспечивающие запоминание симметричных рисунков - улучшают зрительно-моторную координацию.

2.Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения:

-лобно-затылочная коррекция - улучшает мозговое кровообращение;

-медвежьи покачивания - расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз;

-поза дерева- снимает статическое напряжение;

-поза скручивания – улучшает кровообращение в позвоночнике;

- дыхательная гимнастика – гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем;

-гимнастика для глаз - снимает напряжение с глаз:

a) тренажер со зрительными метками – в комнате развешиваются разные яркие объекты – зрительные метки

б) «Моргание» - быстро сжимать и разжимать веки в течение 15-20 секунд

в) тренажер с помощью плаката – схемы зрительно-двигательных траекторий

г) «Движение глазными яблоками» - плавными движениями вращать глазными яблоками по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против часовой.

д) Рисуй глазами треугольник.

    Теперь его переверни вершиной вниз.

    И вновь глазами ты по периметру веди.

    Рисуй восьмерку вертикально,

    Ты головою не крути,

    А лишь глазами осторожно 
   Ты вдоль по линиям води.

    И на бочок ее клади.

    Теперь следи горизонтально

    И в центре ты остановись.

    Зажмурься крепко, не ленись.

    Глаза открыли, наконец!

    Зарядка кончилась. Ты молодец!

Систематическая работа, направленная на сохранение здоровья наших детей, использование здоровьесберегающих технологий во время уроков и во внеурочной деятельности, создает благоприятную почву для устойчивого усвоения знаний учащимися.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...