Экологическая безопасность Белгородской области
статья по зож на тему
Статья отражающая проблемы экологической безопасности Белгородской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта состоит в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей в современной школе уже с первых лет обучения. Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.
Задачи:
- Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
- Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
- Разработать тематические занятия по данной проблеме с использованием мультимедийного оборудования и наглядного пособия
- Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
- Обобщить итоги по внедрению проекта.
Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, видеолекции, тренинги общения и т.д.
Формы: индивидуальная, групповая
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование(буклеты,плакаты).
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в таких организационных формах как: кинолектории, экскурсии, экологический практикум ролевые игры на экологические темы. Так учащиеся, в ходе занятий проявляют наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.
Средства: методические пособия, игры, презентации, учебные фильмы и т.д.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.
3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение.
Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:
- создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
- достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
- активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.
Конечный продукт. Выпускник «Экологической школы», который будет знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- значение природы для человека;
- охраняемые растения и животные своего края, страны;
- расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных;
- о неразрывной связи человека и природы;
- принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит здоровье человека); позитивное и негативное влияние деятельности человека на условия его жизни.
уметь:
- выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;
- выполнять задания творческого характера;
- ставить простейшие опыты;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и в практической деятельности в виде рисунков, сказок, сочинений, поделок.
Финансовая поддержка: спонсорская помощь Попечительского совета родителей.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
1слайд
Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию и образованию младших школьников, необходимо было определить круг проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры. Для этого провели анкетирование с учащимися начальных классов и их родителями.
2слайд
По данным диаграммы видно, что большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура, но не все знают о глобальных экологических проблемах, происходящих в мире. Большинство из них считают необходимым осуществление экологического образования и воспитания ребенка в школе, так как дома на это не хватает времени
3слайд
Приведенные данные свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу, в недостаточной мере осведомлены об охраняемых растениях и животных. Не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. В целом, сложилась следующая картина: дети владеют недостаточными знаниями об окружающей среде, об экологии в целом.
4слайд
Данные, полученные в ходе анкетирования учащихся и родителей, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников. Это послужило основой для организации системной работы по экологическому воспитанию и образованию детей в «Экологической школе»
5слайд
Для реализации данного проекта была поставлена цель: разработать и реализовать учебно-воспитательную в Экологической школе на период 2016-2017 учебного года.
12слайд
Таким образом, мы видим, что все компоненты направлены на стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развитие творческого мышления, умений предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формирование исследовательских навыков, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения. На основании выше сказанного, мы пришли к выводу о том, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное и бережное отношение к окружающей среде. В связи с этим
В рамках данного проекта были проведены все запланированные мероприятия, которые повысили уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировали у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.
Проект позволил создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности в области экологии, активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе, достичь высоких результатов при участии детей и педагогов в различных мероприятиях и конкурсах экологической направленности, что позволило каждому пополнить свой портфель достижений:
ребята находили в игровой форме взаимосвязи между растениями и животными, учащиеся провели конкурс на лучшую инсценировку экологической сказки, также попробовали свои силы в создании проекта «Письмо в будущее»(капсула времени).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"
Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...
Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»
В данном документе помещены критерии и показатели при аттестации на квалификационную категорию по должности "учитель-логопед" общеобразовательных учреждений....
Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »
Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...
Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
В жизни нашей семьи христианские праздники имеют большое значение. С двух лет мы с мамой посещаем храм, постоянно узнаем что-то новое и интересное из жизни святых л...
Информация о проделанной работе при проведении Глобальной недели безопасности дорожного движения в МБОУ СОШ №4 г.Шебекино Белгородской области.
Мы, обучающиеся 4а класса, с горечью сознаем, что взрослые не всегда помнят, что мы такие доверчивые к нашим умным водителям, чьим-то папам и мамам! Дорогие водители, не убивайте нас на дорогах, ведь ...
Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 "Об ответственности родителей за воспитание детей" (принят Белгородской областной Думой 20 января 2005 г.)
Настоящий Закон конкретизирует обязанности родителей....
Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области
Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...