Урок здоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Цель: Пропаганда здорового образа жизни. Формирование отрицательного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотиков

Задачи:   

*      Познакомить учащихся с понятием “ здоровый    образ жизни”.

*      Вместе с учащимися разобрать основные аспекты ЗОЖ.

*      Познакомить с негативными последствиями для здоровья табакокурения, алкоголизма, наркомании

*      Формировать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью

Наглядность:

®    Сопровождение беседы - мультимедиа презентация

®    Анкета «Мое здоровье»

®    Пословицы о здоровье

®    Высказывания различных авторов о здоровье

®    У каждого ученика листочек и ручка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas-_ya_zdorove_sberegu.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья

 «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

4 класс( учитель: Кирпу Л.И.)

Цель: Пропаганда здорового образа жизни. Формирование отрицательного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотиков

Задачи:   

  • Познакомить учащихся с понятием “ здоровый    образ жизни”.
  • Вместе с учащимися разобрать основные аспекты ЗОЖ.
  • Познакомить с негативными последствиями для здоровья табакокурения, алкоголизма, наркомании
  • Формировать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью

Наглядность: 

  • Сопровождение беседы - мультимедиа презентация
  • Анкета «Мое здоровье»
  • Пословицы о здоровье
  • Высказывания различных авторов о здоровье
  • У каждого ученика листочек и ручка

Ход урока

 (Слайд 1) Эпиграф:     Самое дорогое у человека – это жизнь

 (Н. Островский)

Вы любите жизнь?  Сегодня мы поговорим о том, как сделать нашу жизнь полноценной и счастливой.  Работать будем по группам.

(Слайд 2)  Приступаем. ЗОЖ. Кто знает, что это?

Я думаю, что в конце занятия  все это будут знать и даже смогут говорить об этом со своими друзьями и родителями.

(Слайд 3 – кликнуть 2 раза) Начнём с понятия «Жизненные ценности»- ( что это такое?). Каждый человек должен для себя определить, а что же для него является ценным в этой жизни?. У каждого система ценностей будет разной. Но есть ценности, которые важны всем, без исключения.

Это; здоровье, семья, счастье, учёба, любовь, дружба.

1.Практическая работа №-Запишите, что для каждого из вас является жизненными ценностями.Что стоит на первом, втором и третьем месте. ( опрос детей)

Есть такая наука – социология. Социологи проводят опросы общественного мнения, чтобы узнать, что думают рядовые люди о разных вещах. В разном возрасте у человека ценности бывают разные. (Слайд 4) По данным социологов это:

  • Семья  
  • Работа, учёба
  • Здоровье
  • Материальное благополучие
  • Любовь и дружба

( Слайд 5)   Вот как выглядят данные опросов  (Диаграмма)

То есть, по мнению большинства людей, главное в нашей жизни – это здоровье.

3.Практическая работа №2

Поработайте в группах и составьте из разрезанных карточек  пословицы о здоровье. Прочитайте их.

  • В здоровом теле – здоровый дух
  • Было бы здоровье – остальное будет
  • Где здоровье – там и красота
  • Здоровому всё здорово
  • Береги здоровье смолоду
  • Здоровье всего дороже
  • Здоровому бедняку и богачи завидуют
  • Первое богатство – это здоровье ( Слайд 6- кликнуть 2 раза)

А знаете ли вы? ( Слай 7)

Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни.

 Легкие – на 200 лет и примерно на столько же лет все внутренние органы.

 Средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет.

Почему же в нашей стране такая низкая продолжительность жизни и особенно у мужчин? Что же помогает нам укрепить здоровье, а что наоборот вредит здоровью?

Сейчас каждый из вас определит состояние своего здоровья с помощью теста.

Практическая работа №3

( Слайд 8) Выполните на листочке тест «Моё здоровье» (около каждого утверждения поставьте «да» или «нет») за каждый ответ да-1 балл, нет-0 баллов.

В конце теста посчитайте количество баллов

Тест

  1. У меня  плохой аппетит.
  2. Мне трудно сосредоточиться во время занятий.
  3. Часто бываю усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
  4. Почти каждую четверть я болею и пропускаю уроки
  5. Я не занимаюсь спортом.
  6.  Я провожу за компьютером более 1 часа в день
  7. У меня часто болит голова.
  8.  В настоящее время я курю.
  9.  Я бываю на свежем воздухе менее 1 часа в день
  10.  У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

А теперь посмотрите на слайде  свой  результат. ( Слайд 9)

Поговорим о том, чего нам часто не хватает – о здоровье. Если здоровье представить в виде пирамиды, то она выглядит именно так.( Слайд 10)

Пирамида здоровья

  • 20% – Медицина
  • 20% – Экология
  • 10% – Наследственность
  • 50% – ?

 Мы с вами должны сами ответить на вопрос, что входит в эти 50%. Для этого нам потребуются новые слова ( Слайд 11)

Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья

Гиподинамия – ограничение двигательной активности

ЗОЖ - ? дайте ответ- выслушиваю ответы детей (Слайд 12- кликнуть 2-ой раз)

Здоровый образ жизни - это индивидуальная   система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. (Слайд 13)

Сейчас модно говорить: «Я веду здоровый образ жизни».   А что это значит?                

Практическая работа №4: Определение составляющих Зож

А теперь снова поработайте: запишите составляющие ЗОЖ ( как вы думаете)-  выслушиваю ответы детей

(Сделаем вывод: составляющие здорового образа жизни-это) ( Слайд 14-кликнуть 2 раза)

  • Физкультура и спорт
  • Закаливание
  • Рациональное питание
  • Режим труда и отдыха
  • Личная гигиена
  • Отказ от вредных привычек
  • Психическая и эмоциональная устойчивость

А)Начнём с питания

 Правильное питание—основа здорового образа жизни. (Слайд 14- кликнуть 2 раза)

А что вы любите поесть? Чипсы, газировка, сухарики, … Все эти продукты содержат консерванты. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются  в жировые складки и способствуют развитию диабета. Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию. Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа. Туалет станет чистым.

Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов.   Все они также являются химическими соединениями, и негативно влияют на организм.

А какие продукты полезны, назовите? ( выслушиваю ответы детей)

Правильно.( Слайд 15- кликнуть 2 раза)

Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты,  повышающие жизнедеятельность организма.

Что значит правильно питаться об этом нам расскажет 1 группа- Перфильева

Правильное питание ( сообщение первой группы)

а) Питание человека должно быть полноценным, чтобы присутствовали белки (мясо, рыба, яйца, творог), жиры (сливочное, подсолнечное масло, животные жиры, орехи) и углеводы (хлеб, крупы, сахар). Необходимы и минеральные соли.

б) Питание должно быть регулярным. Учащимся следует принимать пищу 4 -5 раз в сутки: на завтрак, обед, полдник, ужин и перед сном обезжиренный кефир.

в) Умеренность – мать здоровья. Не переедайте, не перегружайте свой желудок.

г) Во время приёма пищи нельзя разговаривать, торопиться, есть слишком горячее или острое блюдо.

Б) Затем идёт -физкультура и спорт продлевают жизнь ( Слайд 16)

“Хочешь быть красивым – бегай,
Хочешь быть умным – бегай,
Хочешь быть здоровым – бегай!”          Н.М. Амосов (советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, автор дискуссионных работ по геронтологии)

“Слабеет тело без дела”. По мнению учёных ежедневные упражнения замедляют старение организма на 6-9 лет жизни! До нас дошли папирусы из Древней Греции с комплексом упражнений.

Большую пользу организму приносит закаливание. Об этом нам расскажет 2 группа.- Скребнева

ЗАКАЛИВАНИЕ

а) Основными средствами закаливания являются: солнце, воздух и вода.

б) Закаливание можно начинать в любое время года.

в) Начал закаливающие процедуры – не прекращай, не делай перерывов.

г) Закаляться нужно постепенно, если заболел – начинай сначала.

д)Обтирания, обливания холодной водой, контрастные ванны для ног – это очень простые, но эффективные средства закаливания.

 Мы подготовили памятки  ПАМЯТКА по закаливанию организма

ПАМЯТКА по закаливанию организма

  1. Первое условие – закаливание должно быть постепенным, так, для обливания вначале следует использовать теплую воду, мало-помалу снижая ее температуру.
  2. Второе условие – систематичность. Выполнять закаливающие процедуры нужно регулярно, а не от случая к случаю.
  3. Третье условие – учет индивидуальных особенностей. Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Чистый свежий воздух укрепляет организм, делает его устойчивым к болезням. Поэтому каждый день вы должны проводить на улице не менее полутора часов. Не забывайте проветривать свою комнату. Свежий воздух не выносят микробы, зато они обожают душные комнаты.

В) Следующая -составляющая ЗОЖ- это ( Слайд 17)

Режим - это правильное чередование периодов работы и отдыха. Это четкий распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня.

 

Практическая работа:

3 группа-Ребята  группы представят нам презентацию  режима    дня младшего школьника, т.е для вас.

3 группа разрабатывали памятку по выполнению домашнего задания

 ( выслушиваю ответы детей)-???????

Это ваш режим дня. Он примерный, и может меняться. Главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8 – 9 ч., кушали примерно в одно и то же время 4 - 5 раз в день. Очень важно, чтобы вы чередовали работу и учебу с отдыхом.

г) Рассмотрим следующую составляющую- это:

Положительные эмоции ( Слайд 19) -тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта – продлевают жизнь.

Вот мы с вами и выяснили, что составляет неизвестных 50% в нашей пирамиде.

( Слайд 20) Пирамида здоровья

  • 50% –Образ жизни
  • 20% – Медицина
  • 20% – Экология
  • 10% – Наследственность

Физкультминутка: Игра

В этой игре проверяется внимание. Слушайте вопросы, которые задаёт ведущий. Если ответ отрицательный,  все молчат, а если положительный отвечают хором фразой: "Это я, это я, это все мои друзья”.

- Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу
?(Это я…)


- Знает кто, что красный цвет
Означает: хода нет. (
Это я…)


- Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?


- Кто любит маме помогать,
По дому мусор рассыпать?


- Кто одежду бережёт,
Под кровать её кладёт?


- Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?


- Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру? (
Это я…)


- Кто из вас, идя домой,
Мяч гонял по мостовой?


- Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать? (
Это я…)

Молодцы!

Продолжаем.

Почему же все-таки люди имеют разное здоровье и не все доживают до старости?

Что вредит здоровью?

Практичекая работа №5: Написать, что вредит здоровью человека?

 (поработайте в группах)- ( выслушиваю ответы детей)

Вывод: Здоровье губит ( слайд 21- кликнуть 2 раза)

  • Курение
  • Алкоголь
  • Наркотики
  • Неправильное питание
  • Плохая экология
  • Гиподинамия
  • Стресс

Курение, алкоголь встречаются в нашей жизни часто. А как себя вести, если и вам предложат покурить?- (выслушиваю ответы детей)( сдайд 22- - кликнуть 2 раза)

  Исследования вреда табака ( слайд 24)

  • В течение нескольких лет учёные наблюдали 200 курящих и 200 некурящих школьников.

 А теперь посмотрите, что же внутри (легкие) ( Слайд 27)

( Слайд 29) Курить или не курить? Выбор за тобой! –

какой наш выбор- не курить.

( Слайд 30, 31) Ещё один враг здоровью -это алкоголь – шаг в пропасть

  • Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.

( слайд 33) Наркотики - война без взрывов

Если табак и алкоголь вошли в жизнь человека довольно давно, то наркотики стали «чумой» 20 века. Наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество.

 ( слайд 35) Наркоман  ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. 2-3 года употребления наркотиков ведут к общему истощению организма и гибели человека.

 ( Слайд 37- кликнуть 2 раза) Как видите, ребята, вредные привычки наносит человеку большой вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?”

У человека всегда есть выбор: вредные привычки или жизнь?

Давайте с вами повторим 10 основных заповедей здорового образа жизни. ( слайд 38- кликнуть 2 раза)

Итогом нашего занятия станут составление синквейнов. ( Слайд 39,40)

( Слайд 41, 42) 

 Стихотворение, которое вы сейчас услышите пусть станет напутствием в дальнейшем жизненном пути.

«Береги свое здоровье»

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

И запомни ведь здоровье

В магазине не купить.

Желаю вам :

- никогда не болеть

- правильно питаться

- заниматься спортом

- делать добрые дела

В вообщем, вести здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Разработка о вреде курения....

Слайдшоу "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"

В школе   проходил конкурс на лучшее слайдшоу по теме "В здоровом теле- здоровый дух" . Учащиеся начальных классов заняли первое место....

Урок на тему: "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу"

Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар.Не глобус это, не арбуз. – ЗДОРОВЬЕ! Очень хрупкий груз!Чтоб жизнь СЧАСТЛИВУЮ прожить, ЗДОРОВЬЕ нужно СОХРАНИТЬ!...

Цветок здоровья – внеурочная деятельность. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Вот такой замечательной работой занимаемся мы в своей замечательной школе с учениками уже 3 года. А проводим мы следующее: беседы, экскурсии, поездки в бассейн, соренования, различные игры...

КВН по теме: «Здоровье нашего класса. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Привлечение внимания детей и взрослых к необходимости ведения здорового образа жизни.Закрепление и расширение знаний о влиянии витаминов на здоровье человека, определение их пользы и значения....

Урок физической культуры в 1 классе в игровой форме "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу"

Тема: «Я здоровье берегу – сам себе помогу»Цель: профилактика нарушения осанки у младших школьников, посредством физических упражнений....

Досуг в 1 классе с участием родителей по здоровому образу жизни «Я здоровье сберегу, и себе я помогу!»

Цель:- формировать представления о рациональной организации режима дня, отдыха, образовательной деятельности, двигательной активности;- обогащение словарного запаса, путем преобразования...