Релаксационные упражнения, физминутки, комплексы.
материал по зож на тему
Комплексы и отдельные физических минутки, которые я регулярно использую на уроках и на внеурочной деятельности для сохранения здоровья детей: гимнастика для улучшения слуха, для расслабления кистей рук и мышц туловища, для глаз, релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы и отдельные физических минутки, которые я регулярно использую на уроках и на внеурочной деятельности для сохранения здоровья детей: гимнастика для улучшения слуха, для расслабления кистей рук и мышц туловища, для глаз, релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения.
Хорошие физминутки для работы на массажных ковриках.
1. Мах крылом туда – сюда,
Делай «раз» и делай «два»
Раз и два, раз и два!
Руки в сторону держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Руки вниз вы опустите,
И на место все садитесь!
Раз, и два стоит ракета.
Три, четыре – самолёт,
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолёт
2.
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днём и вечером!
Лучший танец «Хлопай-топай»
Когда делать нечего…
Кем бы не был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте круглый год!
3. Вышли зайки погулять,
Свои лапки поразмять.
Прыг - скок, прыг да скок,
Свои лапки поразмять.
Ой-ой-ой, какой мороз,
Отморозить можно нос!
Прыг - скок, прыг да скок,
Отморозить можно нос!
(Трут носики себе и своему напарнику)
Зайки грустные сидят -
Уши мерзнут у зайчат.
Прыг - скок, прыг да скок,
Уши мерзнут у зайчат.
(Трут попеременно ушки)
Стали зайки танцевать,
Свои лапки согревать,
Прыг - скок, прыг да скок,
Возле елочки плясать.
4. Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал.
Зайка прыг - и убежал.
Вы мои ребятки –
Жёлтые утятки,
Хвостики прижмите,
Головки наклоните и
Чуточку поспите (спят).
Ну, утята, хватит спать.
Урок пора нам продолжать!
5. Каждый бутончик
Склониться бы рад
Влево и вправо,
Вперёд и назад.
От ветра и зноя
Бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете.
6. Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
7. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте)
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (Сесть на место за парту)
8. Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
9. Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще,
Через левое плечо.
10. По грибы все пойдём,
Их в лукошко соберём.
Под берёзкой, под осинкой
Мы наклоним свои спинки.
Это - белый, будем брать.
Это - красный, всем стоять.
Сыроежки собираем
И в корзинки отправляем.
Груздь, лисички и опята,
Очень дружные ребята.
Полезай и ты в лукошко:
В красной шапке, с синей ножкой.
Этот, бледный, весь дрожит.
С ним нам лучше не дружить.
Ядовитый не берём,
Лучше мы домой пойдём.
11. Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки - вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
12. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли, и немножечко устали
13. Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик -
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
Перестанем мы лениться,
Будем снова мы трудиться.
14. Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку, (Ходьба на месте.)
Левая, правая,
Бегая, плавая, (Бег, имитация движения руками «брасс».)
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми. (Руки за голову, прогнуться.)
На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки.)
Руки к солнцу. Улыбайтесь! (Руки поднять в стороны, вверх.)
Потянулись, наклонились (Руки на поясе, наклон вперед.)
И обратно возвратились.
Повернулись вправо дружно, (Повороты туловища направо.)
Влево то же делать нужно, (Повороты туловища налево.)
Делай раз и делай два.
Не кружись ты, голова!
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (Повороты туловища, руки в стороны.)
А теперь наклон вперед
Выполняет весь народ. (Наклон вперед, выпрямиться.)
Поднимай колено выше —
На прогулку цапля вышла. (Поднимание согнутых ног.)
А теперь еще задание -Начинаем приседания. (Приседания.)
Приседать мы не устанем,
Сядем-встанем,
Сядем-встанем.
Проведем еще игру:
Все присядем — скажем: «У!» («У» с приседом.)
Быстро встанем — Скажем: «А!» («А» со вставанием.)
Вот и кончилась игра!
15. Мы проверили осанку.
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька - трусишко,
И как серый волк - волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
16. Мышонок крадется (движение на цыпочках);
Мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
Мышонок танцует (различные танцевальные движения).
Для расслабления кистей рук и мышц туловища.
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки.
Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.
1-2-3-4-5 будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
Для предупреждения зрительного утомления
И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.П. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в И.П. Повторить 4-5 раз.
И.П. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Гимнастика для глаз
: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
И глаза вам скажут: «Спасибо!»
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Гимнастика для улучшения слуха
Гимнастика для улучшения слуха оказывает положительное воздействие на органы зрения.
- Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
- Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
- Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
- Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
- Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
- Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
- Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
- Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Упражнение для укрепления органов дыхания.
Правила дыхания при выполнении упражнений
- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.
- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.
- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.
- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.
- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.
— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.
- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.
1.Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
2. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
3. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре. Снова дышим: Глубже, шире.
Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения.
Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Эти упражнения способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, а также нормальной жизнедеятельности органов пищеварения.
Благодаря тормозному действию, упражнения на расслабления мышц эффективны при возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.
Проводить на уроке в течение 3-5 мин.
1. «Шишки» Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела- лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…
2. «Холодно - жарко» Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли. Обхватили себя руками, голову прижали к рукам- греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…
3. «Сорви яблоко» Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не достать не удаётся. Подтянись как можно выше. Поднимись на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можно сорвать яблоко. Нагнись и положи яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь. Встряхните руками, потрясите ладошками.
4. «Драгоценность» Вы держите в кулачках что-то ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки всё крепче и крепче… ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях. Они отдыхают…
5. «Муравей» Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой нужно потянуть носки на себя. Ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны. расслабить ноги. Ноги отдыхают.
6. «Мороженое» Вы - мороженое. Вас только что достали с холодильника. Мороженое твёрдое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело ледяное .
Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тело…
7. «Факиры» Вы- факиры. Сядьте на ковёр, скрестив ноги по- турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты… Пока звучит музыка факиры отдыхают… Музыка закончилась, факиры работают, все мышцы напряжены, голова поднята, глаза смотрят уверенно, прямо перед собой.
8. «Солнечный зайчик» Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчке, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть… голову, шею, животик, руки, ноги… Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
9. «Пчёлка» Представьте себе тёплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы). Летит пчёлка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот. Прогоняя пчёлку, можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух.
10. «Качели» Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы расслаблены). Но вот летит бабочка, садиться на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка катается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает.
11. «Цветы» (Дети сидят на корточках, головы опущены) Тёмная летняя ночь постепенно сменяется утром. Вот уже первые несмелые солнечные лучи касаются головок цветов. И от этого прикосновения цветы наполняются живительной силой. (Дети поднимают головы, «просыпаются»). Они тянутся к солнце. Всё выше и выше. (Дети медленно встают, руки опущены).
Начало нового дня на Земле, близится встреча с солнцем. Всё живое приветствует его. (Дети медленно поднимают руки вверх и в стороны). И вот она – эта минута! Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день на Земле! (Головы и руки детей подняты вверх, к небу)
12. «Водопад» Ребята, сядьте удобно и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головами. Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека релаксационных упражнений
Даный материал содержит описание релаксационых упражнений для детей младшего школьного возраста....
Релаксационные упражнения.
Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние....
Подвижные игры на развитие внимания с элементами релаксационных упражнений.
Овладение элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств в игровых упражнениях....
Релаксационные упражнения (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)
Релаксационные упражнения(РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)...
Комплекс релаксационных упражнений для детей с заиканием
Предлагается комплекс упражнений для расслабления мышц тела и речевого аппарата...
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста
Упражнения на релаксацию детей младшего школьного возраста - материал как для педагогов, так и для родителей ...
Cнятие психоэмоционального напряжения через релаксационные упражнения
материал о работе с детьми...