ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»
рабочая программа по зож (2, 3, 4 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности  социального направления «Все цвета, кроме черного» является адаптированной модифицированной. Составлена на основе основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_tsveta_krome_chyornogo.docx84.91 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Святославка

Самойловского района Саратовской области» в поселке Передовой

«Утверждаю»

Директор  МБОУ «СОШ с.Святославка»    

Приказ № ___ от «  » _____ 2015г.

_______________/Захарова Л.В./

                                   

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

учителя начальных классов

Шивыревой Елены Геннадиевны

Возраст детей: 8-11 лет (2 - 4 классы)

Срок реализации:  4 года

                                                                               Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__от «__» 08.2015г.

    п. Передовой

2015 - 2019 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме чёрного» в филиале муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Святославка Самойловского района Саратовской области»  в поселке Передовой является адаптированной модифицированной и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации" (ст. 2; п.9; ст.30; п. 5. ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

  • федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373;
  • на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких,

А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой.

  • учебного плана МБОУ  «СОШ с. Святославка»;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  «СОШ с. Святославка».

Общая характеристика программы

Программа внеурочной деятельности  социального направления «Все цвета, кроме черного» является адаптированной модифицированной. Составлена на основе основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической.

Программа «Все цвета, кроме черного» это комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, поэтому данная программа скорректирована, добавлен материал по предупреждению у детей вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Можно ли сочетать всю социально - педагогическую работу в течении одного года? Конечно нет. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Педагог может расширить и дополнить программу исходя из своего опыта: специализации, интересов и навыков детей.

         Целью внеурочной деятельности: формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: 

  • формировать умение оценивать себя, своё состояние, поступки, поведение;
  • формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний; 
  • укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
  • формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
  • развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.

        Назначение программы

Несмотря на усилия взрослых (медиков, юристов, педагогов, родителей) число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсикоманических веществ. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, все больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотизации реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема приобретает другой характер – наркотики распространяются и в группах подростков, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.

Трудно найти человека, который бы не знал, что наркотики опасны. Но эти знания не всегда предостерегают людей от необдуманного шага. Все наркогенные вещества (алкоголь, никотин, наркотические, токсикоманические вещества), несмотря на разнообразие, кажущиеся различия, обладают биохимическим сходством, а именно: способности воздействовать на определенные зоны головного мозга, ответственные за возникновение у человека приятных ощущений. Состояние эйфории имеет для организма большое значение. Ощущение приятного служит показателем того, что с помощью определенного фактора внешнего мира можно реализовать ту или иную потребность. Изначально это служит своеобразным подкреплением. Типичное заблуждение. С ним не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о подростках. Поэтому школа и семья должны помочь детям и молодым людям различить за розовой дымкой эйфорических ощущений черный призрак болезни.

Как это сделать, если в силу занятости взрослых, дети предоставлены сами себе, лишены родительского внимания и заботы. Часто чувствуют себя непонятыми, отверженными. Подростки, живущие в ситуации затяжных конфликтов, вынуждены самостоятельно решать проблему социальной адаптации. Ищут ответы на волнующие их вопросы, поддержку и понимание на улице. Возникшие комплексы уничтожают с помощью психоактивных веществ, высказывая желания «стать своим в компании», «выглядеть взрослыми», «испытать новые ощущения», «расслабиться». Результаты опросов показывают, что современные школьники хорошо осведомлены, что «пить, курить – здоровью вредить». Однако это не только не пугает их, но и, наоборот, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами.

Известный польский психотерапевт Марек Котаньский утверждал, что «наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующимся окружающими». 

Актуальностью внеурочной деятельности

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;
  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. - интенсификация учебного процесса;
  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Все цвета кроме черного».

Возрастная группа обучающихся. Работа по программе « Все цвета, кроме чёрного» осуществляется с учащимися 2-4 классов 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 102 часа в течение 3- х лет). Программа включает следующие разделы: 1 год обучения  - «Учусь понимать себя», 2 год обучения - «Учусь понимать других», 3 год обучения  - «Учусь общаться». 

Программа первого года обучения предусматривает знакомство детей со своим телом, азбукой здоровья - сообщения им о еде, витаминах, одежде, о себе. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения. Практические занятия «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научаться рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо управлять ими.

Программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний полученных раннее, совершенствование знаний и умений необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.

  Программа третьего года обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка, наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Практические занятия «Учусь общаться» направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.

Время,   отведенное   на   занятия   предусматривает   теорию   и   практику. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.

Описание места предмета в учебном плане начального общего образования

Общий объём времени, отводимого на изучение кружка  «Все цвета кроме черного»  во 2-4 м классе, составляет 102 часов. В каждом классе занятия проходят один раз в неделю во внеурочное время. При этом в каждом классе курс рассчитан на 34 ч (34 учебные недели) в год. Продолжительность одного занятия  45 минут.

Срок реализации программы – 3 года (2015 – 2018 г.г.)

Форма проведения занятий:

Игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.

Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.

Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.

Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр.

Сюжетно - ролевая игра: 3 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ». 4 класс «Как понять друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка».

Игра по правилам:  2 класс «Твоё настроение». 3 класс «Твоя работоспособность», «Сделаем вместе», «Поддержка». 4 класс «Цветовая карта; настроения класса»,  «Да» и «нет» - не говорите!».

Образно ролевая игра: 2 класс «Послушай меня», «Пушистый котенок». 4 класс «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.

Курс не требует большого количества спец. оборудования. Мебель должна быть легкой, чтобы ее можно было легко убрать во время игры. Достаточно одних стульев. Можно обойтись ковром на полу.

Самым необходимым материалом являются бумага, карандаши, краски,  фломастеры, мяч. Рабочая тетрадь ученика является абсолютно необходимой.

Содержание курса

2 класс «Учусь понимать себя» - 34 часа

  1. Вводное занятие (1ч. теор.) Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.
  2. Твои новые друзья (1ч. теор., 2 ч. практ.)

Знакомство учащихся с содержанием и героями курса. Анкетирование. Анализ и составление режима дня. Игры «Имена», «Клубок»

  1. Как ты растёшь (1ч теор., 2 ч. практ.)

Дать детям представление о значении нормальных условий жизни для  роста и развития. Познакомить детей с различными изменениями, происходящими в их организме, с приёмами определения функционального состояния организма, сформировать представление о необходимости особенно бережно относиться к собственному здоровью в период роста, показать зависимость физического состояния человека от его поведения. Практическое занятие по определению некоторых параметров организма. Практическое занятие по определению некоторых параметров организма. Игра «Скороходы»

  1. Что ты знаешь о себе (1ч теор., 2 ч. практ.)

Дать детям представление об их физическом развитии. Обучение навыкам оценки своего физического состояния, развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние, формирование представления о зависимости здоровья, самочувствия и учебной деятельности. Игры на развитие внимания. Игры «Воробьи, вороны», «Шишки, жёлуди, орехи»

  1. Твоё настроение (2ч теор., 2 ч практ.)

Дать детям представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит. Развивать навыки оценки своего настроения, научить понимать причины плохого и хорошего настроения, показать элементарные приёмы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение. Игры «Послушай меня», «Гуси-лебеди»

  1. Как ты познаёшь мир (1ч теор.,  2 ч. практ.)

Сформировать представление об основных органах чувств, об особенностях познания с их помощью. Помочь осознать необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами. Творческое задание в группах. Исследование.

  1. Ролевые  ситуационные игры. (1ч теор., 1 ч. практ.)

Дать представление о чувствах человека. Научить анализировать свои чувства, развивать умение анализировать чувства других людей или литературных героев. Ролевые  ситуационные игры. Упражнения на расслабление.

  1. Как изменить настроение. (6ч. теор., 3 ч. практ.)

Дать представление о способах изменения настроения. Привить навыки регуляции своего эмоционального состояния, развить познавательный интерес к своему здоровью. Ярмарка интересных дел. Заочное путешествие в музеи.

  1. Экскурсия в музей (1 ч. практ.)
  2. Твои поступки (1 ч. практ.).

Научить учащихся оценивать свои поступки. Сформировать представление о хороших и плохих поступках, развить умение прогнозировать свои поступки. Игра «Воздушные шарики».

  1. Твои привычки (1ч. теор., 1 практ.)

Сформировать представление о привычках, их значении в жизни человека. Объяснить детям, что для того, чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старания. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной ещё сложнее, это требует от человека твёрдости и силы воли. Хуже всего, что вредные привычки одного человека наносят вред здоровью не только ему самому, но и окружающим его людям. Игра «Да и нет не говорите»

  1. Игра «Твой день» (1 ч. практ.) 
  2. Итоговое занятие (1ч теор.) Контроль и проверка знаний. Анкетирование.

Анкета для учащихся 2 класса

  В школе у меня … друзей, а дома …

- В свободное время я люблю …

- Моей самой любимой игрушкой до школы была … а сейчас .. .

- Дома я люблю играть ….

- На улице я люблю играть …

- Я люблю играть на телевизионной приставке,  моя самая любимая игра …

- Моя самая любимая компьютерная игра…

- Моя самая любимая книга …

- Мой самый любимый герой …

- Мне хотелось отправиться в путешествие вместе с …

- Какой поступок твоего любимого героя нравится тебе больше всего?

- Когда вырасту, хочу быть …

3 класс  «Учусь понимать других» -34 часа

  1. Вводное занятие (1ч. теор.)

Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

  1. Что изменилось за год (2ч. теор.)

 Анкетирование. Сравнение изменений в своём физическом развитии и работоспособности. Анализ изменения работоспособности и важность соблюдения режима дня, чередование видов деятельности.

  1. Как научиться разговаривать с людьми (1ч. теор., 3 практ.)

Обучение детей общению с людьми. Игры-тренинги на основе реальных жизненных ситуаций. Соревнование «Приветствие».

  1. Что такое интонация (1ч. теор., 2 практ.)

 Выявление представлений о роли интонации в общении людей.

  1. Проектная работа «Постановка спектакля» (1ч. теор., 3 практ.)
  2. Как научиться  преодолевать трудности (1ч. теор., 4 практ.)

 Выявление трудностей при общении с людьми и преодолении их. Игры-тренинги «Похвала», «Радость», «Отказ».

  1. Как понять друг друга  без слов (1ч. теор., 3 практ.)

Формирование представлений о значении мимики и жестов в общении. Тест «Самооценка». Игры, инсценировки, обучающие общению с помощью жестов и мимики.

  1. Для чего нужна улыбка (1ч. теор., 2 практ.)

Закрепление представлений детей о доброжелательных отношениях между людьми. Просмотр мультфильма «Крошка Енот». Постановка мини-спектакля. Рисование улыбки.

  1. Умеешь ли ты дружить (1ч. теор., 1 практ.)

Обучение умению ценить дружбу. Иллюстрация законов дружбы. Тест «Контактность».        

  1. Итоговое занятие (1ч. теор.)

Контроль и проверка знаний. Анкетирование. Тест «Контактность»

  1. Конкурс знатоков (2ч. теор.)
  2. Проектная работа «Дружба крепкая» (1ч. теор., 2 практ.)

4 класс «Учусь общаться»- 34 часа

  1. Вводное занятие (1ч. теор.)

Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.

  1. Что вы знаете друг о друге (1ч. теор., 2 практ.)

Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»

  1. Твой класс (2ч. теор., 1 практ.)

Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения»

  1. Кто твой друг (3ч. теор., 1 практ.)

Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.

  1. Как научиться жить дружно (1ч. теор., 1 практ.)

 Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.

  1. Как помириться после ссоры (1ч. теор., 1 практ.)

Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.

  1. Какой у тебя характер (1ч. теор., 1 практ.)

Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.

  1. Как воспитывать свой характер (2ч. теор., 1 практ.)

Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.

  1. Проектная работа  «Люди сильные духом» (1ч. теор., 3 практ.)
  2. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение (1ч. теор., 1 практ.)

Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»-  не говорить!»

  1. Фантастическое путешествие (1ч. теор., 2 практ.)

Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики».

  1. Конкурс знатоков. (1ч. теор.)
  2. Итоговое занятие (1ч. теор.)

 Контроль и проверка знаний. Анкетирование.

  1. Проектная работа «Путешествие в лето» (1ч. теор., 2 практ.)

Перечень универсальных действий, которые развивают происхождение данного раздела программы:

Метапредметными  результатами  являются:

  • культурно-познавательная,  коммуникативная  компетентности;
  • приобретение  опыта  в  преодолении  возникших  трудностей;
  • расширение  кругозора,  сферы  актуальных  интересов и  способностей.  

Предметными  результатами  занятий  по  программе «Все  цвета,  кроме  черного» к  концу первого года обучения являются:

  • создание   условий  для  успешной  адаптации  в  школе,  класса;
  • создание  у  детей  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему;
  • знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений которые считают опасными;
  • сформированность  важнейших  учебных  умений  и  действий.

     Личностными  результатами  занятий  являются:

  • обучение  планированию,  самоконтролю  и  взаимоконтролю;
  • развитие  способности  эффективно  строить взаимоотношения  с  взрослыми   и  сверстниками;
  • формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;
  • развитие  личностных  ресурсов  детей.        

Прогнозируемые результаты

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (2 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) ( 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).

Учебно – тематический план для 2 класса

Наименование тем

Всего

часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности учащихся

Дата

1.

Знакомство - презентация.

1

1

Знакомиться с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целями и задачами.

2.

Твои новые друзья.

3

1

2

Знакомство учащихся с содержанием и героями курса. Анкетирование.

3.

Твои новые друзья.

Формировать умения анализировать свой режим дня, его соответствие требованиям и нормам здорового образа жизни; представлять, что неправильно организованный режим дня может стать причиной школьных трудностей; 

игра «Имена».

4.

Главный лепесток цветика – семицветика.

Учиться самостоятельно определять и формулировать трудности, возникающие в школе и дома при выполнении домашних; игра «Клубок»

5.

Как ты растёшь.

3

1

2

Обучение  навыкам оценки своего физического состояния; развивать представления о влиянии режима дня на физическое состояние.

6.

Планета по имени я.

Формировать представления о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности.

Практическое занятие по определению некоторых параметров организма.

7.

Как ты растёшь (практическое занятие).

Практическое занятие по определению некоторых параметров организма. Игра «Скороходы».

8.

Что ты знаешь о себе.

3

1

2

Формировать представления о необходимости особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста; познакомиться с различных изменениях, которые происходят в их организме; познакомиться с приемами определения функционального состояния организма.

9.

Физкульт-ура!

Обучение  навыкам оценки своего физического состояния; развивать представления о влиянии режима дня на физическое состояние; формировать представления о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности.

 

 

Полезно и вкусно.

Формировать представления о необходимости правильного питания. Викторина «Полезно и вкусно».

10.

11.

Твоё настроение.

4

2

2

Развивать  коммуникативные способности, продолжать учиться взаимодействовать друг с другом, выражению различных эмоциональных состояний.

Развивать навыки оценки своего настроения, характеризовать элементарные приемы, помогающие снять напряжение, регулировать настроение.

12.

Твоё настроение.

Формировать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит.

Развивать навыки оценки своего настроения.

13.

Регулируем настроение.

Учиться понимать причины плохого и хорошего настроения.

Знакомиться с  элементарными приёмами, помогающими снимать напряжение, регулировать настроение.

14.

Твоё настроение. Игры.

Игровая деятельность. Игры «Послушай меня», «Гуси-лебеди»

15.

Как ты познаешь мир.

3

1

2

Формировать представление об основных органах чувств, об особенностях познания с их помощью.

16.

Как ты познаешь мир.

Осознавать необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами.

17.

 Главная одежда человека.

Творческое задание. Исследование.

18.

Твои чувства.

2

1

1

Развивать умение анализировать чувства других людей или литературных героев; научиться анализировать свои чувства.

19.

Ролевые  ситуационные игры.

 Развивать память, мышление; пополнять словарный запас.

20.

Как изменить настроение.

9

6

3

Развивать познавательный интерес к своему здоровью; прививать навыки регуляции своего эмоционального состояния.

21.

Как изменить настроение.

Работа с текстом.

Наблюдение над  изменением настроения, выработка   умения регулировать свое настроение.  Оценка своих поступков.

22.

Как исправить плохое настроение.

Представление о возможности воспитывать в себе определенные черты характера. Умение отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию.

23.

«Скучен день до вечера, если делать нечего»

Поиск способа прогнать скуку и тоску.

Общаться и взаимодействовать в творческой деятельности.

24.

Творческое занятие «Составляем карту настроения».

Проявление полученных знаний и умений в построении взаимоотношений и общении на практике.

25.

Моё любимое дело.

Поиск способа исправить грустное настроение.

Общаться и взаимодействовать в творческой деятельности.

26.

Ярмарка интересных дел.

Самоанализ себя, своих интересов, увлечений, интересы своих одноклассников. Симпатии детей, бережное отношение к чувствам других людей.

27.

Думай и играй.

Отрабатывать упражнения по тренировке внимания и памяти.

 28.

Думай и играй.

Отрабатывать упражнения по тренировке внимания и памяти.

29.

 Экскурсия в музей.

1

1

Проявление полученных знаний и умений в построении взаимоотношений и общении на практике.

30.

Твои поступки.

Просмотр мультфильма.

1

1

Оценивать свои поступки.

формировать понятие о хороших и плохих поступках;

развивать умения прогнозировать последствия поступков.

31.

Твои привычки.

2

1

1

Формировать представление о привычках, их значении в жизни человека.

Игра «Да и нет не говорите»

32.

Как черные братья решили мир завоевать.

Осознать необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами.

Иметь представление о вреде алкоголя и никотина.

 Умение отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию.

33.

Игра «твой день».

1

1

Анализировать и объективно оценивать результаты своей деятельности, находить возможные способы их улучшения. 

34.

Итоговое занятие.

1

1

 

Обнаруживать ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Учебно-тематический план для 3 класса

Наименование тем

Всего

часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности учащихся

Дата

1.

Вводное занятие.

1

1

Знакомиться с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целями и задачами.

2.

Что изменилось за год.

2

2

 

 Сравнивать изменения в своём физическом развитии и работоспособности.

 Анкетирование.

3.

 Что изменилось за год.

 Анализировать изменения работоспособности. Моделировать свой режим дня.

4.

Как научиться разговаривать с людьми.

4

1

3

Формировать представление об общении. Характеризовать правила общения с людьми.

5.

Учимся разговаривать с людьми.

 Игры-тренинги на основе реальных жизненных ситуаций.

6.

Учимся разговаривать с людьми.

Практическое занятие по определению некоторых правил общения. Соревнование «Приветствие».

7.

Учимся разговаривать с людьми.

Практическое занятие по определению некоторых правил общения. Соревнование «Приветствие».

8.

Что такое интонация.

3

1

2

Формировать представления об интонации. Игры-тренинги.

9.

Что такое интонация.

 Выявлять представление о роли интонации в общении людей. Умение строить дружеские отношения со всеми людьми.

10.

Что такое интонация.

Выделять  факторы, влияющих на общение. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

 

 

11.

Проектная работа «Постановка спектакля».

4

1

3

Определять тему, цель и задачи проекта. Строить план работы над проектом.

12.

Проектная работа «Постановка спектакля».

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом.  

13.

Проектная работа «Постановка спектакля».

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом, оформлять и представлять результаты работы.

14.

Проектная работа «Постановка спектакля».

Представлять результаты работы.

15.

Как научиться преодолевать трудности.

5

1

4

Выявлять трудности при общении с людьми. Анкетирование.

16.

Похвала.

 Развивать умение общаться с людьми. Игра-тренинг «Аплодисменты».

17.

Поддержка. Просьба.

Развивать умение общаться с людьми. Игры-тренинги: «Поддержка», «Просьба», «Поймай мяч».

18.

Подарок.

Развивать умение общаться с людьми. Игра-тренинг «Сделаем вместе».

19.

Отказ.

Развивать умение общаться с людьми. Игра-тренинг «Отказ».

20.

Как понять друг друга без слов. Мимика.

4

1

3

Формировать представление о значении мимики в общении. Тест «Самооценка».

21.

Как понять друг друга без слов. Жесты.

 Формировать представление о значении жестов в общении. Игры, обучающие общению с помощью мимики и жестов.

22.

Как понять друг друга без слов. Мимика и жесты.

Игры, обучающие общению с помощью мимики и жестов.

23.

Как понять друг друга без слов.

Игры, инсценировки, обучающие общению с помощью мимики и жестов.

24.

Для чего нужна улыбка.

3

1

2

Закреплять представление о доброжелательных отношениях между людьми.

25.

Для чего нужна улыбка. Просмотр мультфильма.

Анализировать просмотренный мультфильм.

26.

Для чего нужна улыбка.

Поиск способа исправить грустное настроение.

Общаться и взаимодействовать в творческой деятельности.

Рисование улыбки.

27.

Умеешь ли ты дружить

2

1

1

Расширять представления о дружбе, позитивном отношении к людям.

28.

Умеешь ли ты дружить

Строить дружеские отношения со всеми людьми. Тест «Контактность».

29.

Итоговое занятие.

1

1

Обнаруживать ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

30.

 Конкурс знатоков

2

2

 

Проявлять полученных знаний и умений в построении взаимоотношений и общении на практике.

31.

Конкурс знатоков

Анализировать и объективно оценивать результаты своей деятельности, находить возможные способы их улучшения.

32.

Проектная работа «Дружба крепкая»

3

1

2

Определять тему, цель и задачи проекта. Строить план работы над проектом.

33.

Проектная работа «Дружба крепкая»

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом.  

34.

Проектная работа «Дружба крепкая»

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом, оформлять и представлять результаты работы.

Учебно-тематический план для 4 класса

Наименование тем

Всего

часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности учащихся

Дата

1.

Вводное занятие.

1

1

Знакомиться с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целями и задачами.

2.

Что вы знаете друг о друге.

Мои увлечения.

3

1

2

Рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях.

Формировать адекватную самооценку у себя. Игра «Моё любимое занятие»

3.

Увлечения моих одноклассников.

Рассказывать об интересах и увлечениях одноклассников.

Формировать адекватную самооценку у других. Игра «Моё любимое занятие»

4.

Что вы знаете друг о друге. Игры.

Рассказывать об интересах и увлечениях одноклассников.

Формировать адекватную самооценку у себя и других. Игра «Расскажи о себе»

5.

Твой класс.

3

2

1

Анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия.

6.

Твой класс.

Анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия.

7.

Твой класс (практическое занятие).

Практическое занятие по оп-ределению своего настроения. Составление «Цветовой карты настроения»

8.

Кто твой друг.

4

3

1

Расширить представления о дружбе, позитивном отношении в коллективе.

9.

Кто твой друг.

Развивать  коммуникативные способности, продолжать учиться взаимодействовать друг с другом, выражению различных эмоциональных состояний.

 

 

10.

Кто твой друг. «Законы дружбы».

Вспомнить законы дружбы.

Обсудить как знания законов дружбы помогает в отношениях с людьми.

11.

Качества и черты характера.

Формировать представление о качествах и чертах характера, их значение и проявление.

Работа с отрывками из романа М. Твена «Приключение Тома Сойера».

12.

Как научиться жить дружно.

2

1

1

Наблюдать за особенностями построения дружеских отношений в коллективе.

13.

 Как научиться жить дружно. Причины ссор.

Тренинг в построении дружеских отношений в коллективе. Причины ссор.

14.

Как помириться после ссоры.

2

1

1

Находить пути выхода из конфликтов. Развивать представление о необходимости и важности примирения.

15.

Как помириться после ссоры.

Проигрывание ситуаций примирения. Анализировать  жизненные ситуации. Игра «Ссоримся и миримся».

16.

Какой у тебя характер.

2

1

1

Формировать представление о характере, многообразии черт характера.

17.

Какой у тебя характер.

Анализировать свой характера. Словарная работа.

18.

Как воспитывать свой характер.

3

2

1

Формировать представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера.

19.

Как воспитывать свой характер. Сила воли.

Развивать умение анализировать черты характера других людей или литературных героев; научиться анализировать свой характер.

20.

Как воспитывать свой характер. Твёрдость характера.

Формировать представление о твёрдости характера. Слушание рассказов о людях, которые сумели осуществить свои мечты и проявили всю силу своего характера, когда произошла трагедия.

21.

Проектная работа «Люди сильные духом»

 

4

1

3

Определять тему, цель и задачи проекта. Строить план работы над проектом.

22.

Проектная работа «Люди сильные духом»

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом.  

23.

Проектная работа «Люди сильные духом»

 

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом, оформлять и представлять результаты работы.

24.

Проектная работа «Люди сильные духом»

Представлять результаты работы. Защита проекта.

25.

Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.

2

1

1

Умение отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.

26.

 Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.

Критически оценивать ситуации и поступки других людей. Игра «Да» и «нет»-  не говорить!»

27.

Фантастическое путешествие.

3

1

2

Характеризовать проблемы сохранения здоровья, экологии. 

Общаться и взаимодействовать в творческой деятельности.

 28.

Фантастическое путешествие.

Проявление полученных знаний и умений в построении взаимоотношений и общении на практике.

29.

Фантастическое путешествие.

Работа с отрывком из сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

Игра «Воздушные шарики».

30.

Конкурс знатоков.

1

1

Проявлять полученных знаний и умений в построении взаимоотношений и общении на практике. Анализировать и объективно оценивать результаты своей деятельности, находить возможные способы их улучшения.

31.

Итоговое занятие.

1

1

 

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Анкетирование.

32.

Проектная работа «Путешествие в лето»

3

1

2

Определять тему, цель и задачи проекта. Строить план работы над проектом.

33.

Проектная работа «Путешествие в лето»

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом.  

34.

Проектная работа «Путешествие в лето»

Умение строить и осуществлять работу в соответствии с планом, оформлять и представлять результаты работы.

Методичекое обеспечение и условия реализации рабочей программы

Библиотечный фонд:

  1. Сказка о тебе и других. (Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ, для детей из асоциальных семей) Москва, 2005.
  2. Право и закон. Программа по правовому воспитанию. Ж. Практика административной работы в школе. №1 2008.
  3. Права ребёнка. Ж. Справочник классного руководителя. №12  2007.
  4. Стать принцессой за 8 часов или уроки сказкотерапии. Ж.Здоровье школьников. №7  2006.
  5. Ваши права. Шабельник Е.С.   Каширцева Е.Г.  Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
  6. Конвенция о правах ребёнка.

Печатные пособия:

  1. Все цвета, кроме чёрного. М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова.  Москва «Вентана- Граф» 2012.
  2. Рабочая тетрадь 2 класс «Учусь понимать себя»
  3. Рабочая тетрадь 3 класс «Учусь понимать других»
  4. Рабочая тетрадь 4 класс «Учусь общаться»
  5. Методическое пособие для учителей начальной школы
  6. Книга для родителей младших школьников
  7. Контрольные карточки (для тестирования).

Материально-техническое обеспечение:

  1. Необходимые материалы: бумага формата А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман.
  2. Технические средства: компьютер, проектор для демонстрации презентации курса «Все цвета, кроме черного».

Игры и игрушки:

  1. Костюмы для инсценирования, маски.
  2. Мячи, кегли, скакалки, секундомер, ростомер, весы напольные.

Оборудование класса:

            Ученические столы, стулья, доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к УМК "Все цвета кроме чёрного" 2 класс

рабочая программа к УМК "Все цвета. кроме чёрного", составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой....

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме чёрного" внеурочной деятельности

Рабочая программа кружка  "Все цвета, кроме чёрного"  2-4 класс  может быть использована для реализации внеурочной деятельности в объёме 1 час в неделю, 2 часа в неделю и для работы со ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб «Все цвета, кроме чёрного.»

Цель:вытеснить  за  счет  средств  воспитания и обучения  из  сферы  интересов  детей  и  подростков форм  активности,  связанных  с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Все цвета, кроме чёрного"

Рабочая программа «Все цвета, кроме чёрного» составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой «Все цвета, кроме чёрного» «Вентана- Граф» 2012 г., программы форм...

Программа внеурочной деятельности "Все цвета, кроме чёрного"

       Рабочая программа составлена на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президен...

Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Все цвета, кроме чёрного»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 2 класса«Все цвета, кроме чёрного»Направление: социальное...