Актуальность применения здоровьесберегающих технологий.
статья по зож на тему
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением деятельности школы. Для педагога одной из основных целей обучения в начальной школе можно назвать обеспечение школьнику сохранения и укрепления здоровья на период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovanii.rar | 7.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании школьного методобъединения учителей начальных классов «Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе».
Одной из главных задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данное направление является приоритетным направлением деятельности школы.
Актуальность рассматриваемой темы отмечена в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности.
Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.
О сохранении и укреплении здоровья обучающихся говорится и в следующих документах:
ФЗ № 124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ( с изменениями от 3 декабря 2011г)
ФЗ № 436 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики»
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями 28.09.2011)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271)
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» от 01.10.2008 г. протокол № 36
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 29 июня 2011 г.),
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральные государственные требования Минздрава России и Минобразования России
«Значимость проблемы здоровьесбережения участников образовательного процесса определяется тем, что выпускники школ – это будущий интеллектуальный, экономический, военный потенциал страны, находящейся в настоящее время в сложнейших демографических и социально-экономических условиях…У 70 % поступающих в первый класс детей уже имеются отклонения в состоянии здоровья – от функциональных расстройств до хронических заболеваний. Специалисты указывают на 20 – 40 % вклада школьных факторов риска в структуру факторов, разрушающих здоровье учащихся образовательных учреждений. Это приводит к необходимости активизировать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательных учреждениях…» (И. Б. Тарасова. «Здоровый ребёнок в здоровой школе». Из материалов второго городского конкурса образовательных учреждений.)
Я, как педагог, четко осознаю, что эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.
Здоровье рассматривается как основной фактор, определяющий эффективность обучения.
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Обучение должно быть личностно-ориентированным. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, которые должны быть как личностно-ориентированными, так и здоровьесберегающими.
Для этого необходимо использовать такие технологии, которые будут личностно-ориентированными технологии, в процессе которых решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся.
Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
- Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания.
- Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями.
- Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
- Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка.
- Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему.
При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:
- «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.
- Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.
- Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.
- Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник.
- Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.
- Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка.
- Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы.
- Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление.
- Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.
Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:
направленные на соблюдение гигиенических требований;
организующие рациональную физическую активность;
другие психолого-педагогические технологии.
Ожидаемые результаты
У младших школьников будут сформированы достаточные знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на их здоровье, даны знания о правилах здорового образа жизни, они будут использовать полученные знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....
Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б» с применением здоровьесберегающих технологий
Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б»с применением здоровьесберегающих технологий учитель начальных классов: Поликарпова Галина Владимировна ...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...
Урок доброты по окружающему миру в 1 классе по теме: «Почему мы часто слышим слово «Экология»? (с применением здоровьесберегающих технологий)
Цели: · первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;·...
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.
laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...