Статья "Как сохранить и укрепить здоровье школьника"
статья по зож по теме
В статье даются рекомендации как укрепить здоровье ребёнка на уроках и в неурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 646.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области»
Сохранение и укрепление здоровья
младших школьников
в свете реализации ФГОС
(из опыта работы)
Сообщение
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска
Саратовской области»
Л.Ф. Дадоновой.
январь 2016 год.
Забота о здоровье - это важнейший труд
воспитателя.
В. А. Сухомлинский
Я, учитель начальных классов, каждый день работаю над тем, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих учеников. Эту работу провожу в урочное и неурочное время.
1 С первых минут урока, с приветствия, стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
- Доброе утро, ребята!
2 О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Поэтому в течение урока использую шутки. Улыбка, искренний смех ученика на уроке - это обретения радости и здоровья.
3 Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. На уроках применяю дифференцированный подход.
4 При планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую от 4-7 смен видов деятельности: опрос, чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, а их смену осуществляю через 7-10 минут.
5 Для укрепления здоровья на уроках провожу здоровьесберегающие минутки: игры, упражнения, физминутки. Например, игра «Ночь, день»,
Например, на уроке русского языка при изучении темы «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» использовала такую физминутку.
6 На уроках использую пальчиковую гимнастику, которая улучшает умственную деятельность, способствует запоминанию, улучшает процесс письма. Например, упражнение «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вниз-вверх. Мы морковку трем, Движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движения пальцев, имитирующие посыпку солью. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)
После провожу беседу о том, что в капусте много витаминов. - Кушайте свежую и солёную капусту, она полезна для здоровья.
7 В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, с первых дней обучения воспитываю правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого посвящаю специальный урок в первом классе. Показываю детям таблицу «Сиди правильно», таблицу демонстрирующая дефект в осанке, возникающий в результате неправильной посадки. На каждом уроке контролирую осанку и расстояние от глаз до книги или тетради. У обучающихся 1-4 классов оно должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Для выработки правильной осанки использую упражнение – медленно ходить с книгой на голове, упражнение «Цапля». Эти упражнения использую на уроке и перемене.
8 Чтобы сохранить зрение детей я соблюдаю требования о продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения согласно таблице.
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
9 Чтобы сохранить хорошее зрение учеников провожу упражнения для глаз. Но в начале провожу беседу о важности проведения этих упражнений.
Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Иногда, на уроке, я использую музыкальные физминутки для глаз. Например, Чунга-Чанга. После физминутки говорю детям:
- Если у вас плохое настроение, то надо съесть банан и настроение улучшится.
10 На переменах провожу подвижную игру «Паровозик», танцевальные минутки.
11 На протяжении многих лет я провожу для детей кружок «Здоровье» На занятиях дети узнают правила как сохранить зрение, узнают, что на ухе есть точка глаз, зубная точка и другие, которые помогают улучшить здоровье.
На кружке «Здоровье» учимся делать массаж, разучиваем комплекс упражнений, играем в игры на свежем воздухе.
12 Мои учащиеся участвуют в исследовательской работе. Я помогаю им выбрать такую тему, работая над которой получат знания по укреплению здоровья. Например «Школьник и спорт», «Какой мёд лучше купить?»
13 На классном часе рассказываю детям о правильном питании, о пользе занятий спортом и агитирую их записываться в спортивные секции.
14 В выходные дни организую экскурсию в парк, в лес.
Я познакомила вас, какую провожу работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, но над этим должен работать союз: союз учителя, врача и родителей.
Желаю вам здоровых учеников!
Приложение 1
Математика. 2 класс. 1) В каком растении больше всего витамина С?
38 | 17 | 26 |
27 | 19 | 13 |
14 | 28 | 36 |
Лимон - 58
Шиповник – 79
Яблоко - 86
- Выберите из первой строчки таблицы наибольшее число, из
второй - наименьшее, из третьей - меньшее. Сумма этих трех чисел
поможет выбрать ответ:
38 + 13 + 28 = 79
- Шиповник удивительная ягода. В ней в 10 раз больше витамина С, чем в лимоне, в 100 раз, чем в яблоках.
ФИЗМИНУТКА
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал.(кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
Приложение 2
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то
на 20% он зависит от наследственных факторов,
20% - от действия окружающей среды,
10% - от деятельности системы здравоохранения,
50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сохранить здоровье школьника?
По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...
Советы родителям "Как сохранить жизнь и здоровье школьника во время летних каникул"
Советы по летней безопасности можно использовать на родительских собраниях в начальных классах в конце учебного года....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-131382-1608052697.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сохраним и укрепим здоровье»
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.3.Сформировать представление о рациональной организации режима дн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/01/picture-284252-1696156845.jpg)
«Эмоциональное благополучие, или как сохранить и укрепить психологическое здоровье педагога».
Психологический стресс возникает когда идет несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями как страх, гнев, удрученность и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-1157657-1566756055.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) Как сохранить и укрепить здоровье ребенка
laquo;Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/03/picture-1142811-1727944101.jpg)
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Как сохранить и укрепить свое здоровье», Проектная деятельность
Урок окружающего мира в 4 классеТема урока: «Как сохранить и укрепить свое здоровье»...