Обучение и воспитание успехом
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Юшкевич Виктория Олеговна

 Из опыта работы.

          «Обучение и воспитание успехом»

          (в свете : Здоровье сохраняющие технологии)

       « Терпение + терпимость + безусловное принятие любого ребёнка…»

Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_i_vospitanie_uspehom.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                      Из опыта работы.

          «Обучение и воспитание успехом»

          (в свете : Здоровье сохраняющие технологии)

       « Терпение + терпимость + безусловное приятие любого ребёнка…»

Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учёбе.

Известно, что  отрицательное  отношение к учению возникает при отсутствии успеха. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива детей и пониманием своих возможностей, возбуждает активность, стремление учиться лучше.

Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нём некоторое время сосредотачивается  внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение.

Во-первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремится ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учеников, но и одновременно на целый класс. Младшие школьники склонны считать главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем:

тщательность  выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоения каких-либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания.

В ходе учебного процесса складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы и т. д.

Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя.

А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно  стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят  пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации.

Нередко и сам учитель не замечает, как проявляется активность у таких учеников, потому что они могут не тянуть руку, на лице нет сосредоточенности и внимания, отсутствует деловое оживление. Учитель может не заметить на общем фоне класса, как мелькнёт слегка удивленный взгляд, ребёнок прислушивается, прекращает разговор. Увидеть это может только внимательный педагог, поскольку для таких детей ситуации успеха складываются редко и их приходится долго ждать. Следовательно, для таких детей ситуации успеха нужно создавать искусственно.

 Ситуации успеха не возникают главным образом потому. что учащиеся не располагают нужными знаниями.  В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Учитель должен предложить для начала лёгкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть ребёнок познаёт радость успеха, захочет повторить его, поверить в свои силы. Это позволит учителю незаметно ( в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка) повысить требования к нему. (Здесь работает принцип дозированности учебного материала, индивидуально- дифференцированного подхода).

Таким образом, интересное  содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным.  Если ученик оценит его относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если  он «всё равно хуже».  С другой стороны, преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости, когда его хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, то есть , оценивать продвижение.

Например, анализируя лучшие работы, учитель обращает внимание детей и на такую, в которой отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркивает, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату.  Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при определённом стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет спокойная, деловая обстановка урока, увлечённость класса работой, отсутствие отвлекающих моментов, хорошее настроение учителя.

Важен учёт и индивидуальных особенностей: один ученик быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой, другой не любит, чтобы на него обращали особое внимание, и т. д. Все эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя, случайного конфликта с соседом.

Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Уже на следующем уроке у некоторых учащихся нет и следа той увлечённости, что была накануне.

Продолжать работу можно двумя путями:

- организовывать новые ситуации успеха, не связанные с предыдущими;

- напомнить о предшествующем успехе и определить новые задачи в рамках того же предмета.

Из всего изложенного можно заключить, что ситуация успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к учению.

Для достижения успеха в обучении учеников учитель использует все известные методы и приёмы, разработанные и применяемые в педагогике-

доступность и дозированность в подаче учебного материала, индивидуально- дифференцированный подход, и т. д. – учитывая специфические особенности своего класса, его потенциальные возможности, индивидуальные особенности каждого из учеников, ориентируясь на составленный психолого-педагогический маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Наблюдая  детей своего класса , анализируя ситуацию, я сделала вывод, что

ситуация успеха в классе будет базироваться на :

- создании психологического комфорта в классе;

- постоянном регулярном контакте с родителями с целью оказания педагогической помощи детям.

С удовольствием отмечаю, что в течение двух лет, и, особенно, в начале текущего учебного года мои ученики добились очень неплохих результатов в усвоении школьной программы. Помимо этого, что немаловажно,  они научились адекватно общаться друг с другом, уважать товарищей, прислушиваться к их мнению, самостоятельно давать оценку своей деятельности, критически оценивать свою работу, радоваться успехам и своим и товарищей, анализировать ошибки, не испытывая при этом негативного отношения, неприязни.

Ребята значительно лучше стали учиться, аккуратней и грамотнее писать, активнее работать на уроке. Они спокойные, уверенные в себе, общительные.

С удовольствием ходят в школу,  участвуют во всех школьных мероприятиях, они стали одними из лучших.

Несколько слов об организации работы с родителями и психологическом комфорте детей с целью создания условий успешного обучения.

Взаимодействие с родителями.

Форма и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой является индивидуальное консультирование. Эта форма взаимодействия с родителями используется мною постоянно и в системе. Родителям рассказывается об индивидуальных особенностях ребёнка, делается акцент на его положительные качества, объясняется, к какому специалисту следует обратиться, как заниматься с ребёнком дома, на что следует обращать внимание при выполнении домашних заданий, чтобы не допустить психологических травм и т.д.

Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они в состоянии помочь своему ребёнку, поддержать его. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов педагогической работы. Анализируются факторы положительной динамики развития осознанной саморегуляции ребёнка, при общении дома.

вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем в обучении. Родителям даются рекомендации по активизации познавательной деятельности детей при общении с ними дома.

Родители учащихся моего класса безусловно стараются помочь своим детям. Они ответственно относятся к рекомендациям учителя, воспитателя, психолога, логопеда, школьного врача; выполняют все требования, активно участвуют в жизни класса, советуются с учителем по вопросам, возникающим в процессе общения с детьми, предлагают, в случае необходимости, свою помощь.

Всё это, конечно, весьма положительно влияет на процесс обучения и воспитания и служит одной из составляющих успеха ученика.

Создание психологического комфорта в классе.

На мой взгляд, это самая главная, важнейшая и основная база на которой строится любой успех в обучении.  Вера в собственные силы и возможности, самоуважение - мощный стимул достижения практически любой поставленной цели.

Основные принципы создания психологического комфорта в классе:

  1. Минимум авторитаризма. 

Никакого давления, навязывания, крика. Только совместное обсуждение любого рода проблем: от внутренних,  личных (по решению ребёнка) до учебных. Нам составлен «классный договор»

(текст приведён ниже) , подписанный всеми учениками, соблюдение которого гарантирует каждому из детей комфортность и защиту, доверие,  взаимопомощь и расчет на такое же отношение со стороны товарищей. Это  воспитывает  чувство собственного достоинства, уверенность.

Уверенность в себе, как и неуверенность или самоуверенность может проявляться лишь в отдельных случаях, но может и стать устойчивым качеством личности. Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у ребёнка адекватных  понятий, соответствующих его возможностям и самооценки. Это залог воспитания чувства собственного достоинства. Обладающий этим качеством человек не станет обижать  другого, лгать  для достижения собственной выгоды.

Самоуважение – обязательное качество, чтобы быть требовательным к себе, с уважением относиться к другим людям. Это корень толерантности, подавление нетерпимости, агрессии, так необходимое в наше время.  

Трудно ожидать, что этими свойствами будет обладать человек, которого с раннего детства не уважали, не считали личностью.

«…Исключая из процесса обучения свободу мы, тем самым, разрушаем природное любопытство ребёнка, замещая его механическим поведением и нищетой духа» - писал известный педагог и психолог

С. Харрисон. Ведь подавляет  других, пользуясь своей властью или физической силой тот, кто сам слаб и может возвыситься  в собственных глазах лишь таким способом.

  1. Корректность в системе оценивая уровня достижений 

Проблема разработки системы оценивания  по-прежнему очень актуальна. Чтобы преодолеть травмирующие результаты традиционной пятибалльной отметки, проявляющиеся в искажении учебной мотивации, в сомнении по поводу объективности отслеживания динамики школьной успешности ученика, в искажении отношений ученика с учителем, родителями, самим собой, в повышении тревожности и невротизации детей, учителя ищут новые приёмы оценивания достижений учащихся.

Для того чтобы отметка была понятной и важной оценкой для школьника и его родителей необходимо, чтобы ученик сам овладел способами самоконтроля и самооценки, что является одной из основных задач развивающего обучения.

Обычно знание границ ученических возможностей, знание того, в чём дети разбираются, могут сделать сами, а где нуждаются в помощи и подстраховке, находится в «монопольном» ведении учителя. Сам ученик начальной школы обычно не осознаёт, где проходит граница его знаний. Не ведая, чего он не знает, школьник не понимает, что ему следует узнать, и не пробует узнавать. Так, сама система обучения ограничивает свободный поиск, самостоятельную познавательную активность детей, а ученик, не умеющий оценивать свои достижения так и не становится хозяином своих достижений и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценки учителя.

С действия самооценки, со способности понять – «это я уже умею и знаю», « этого я ещё совсем не знаю», « это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» - начинается учебная самостоятельность ребёнка.

 На уроках учитель определяет критерии, по которым можно оценивать любое действие. После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям. Учащийся начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, учится считаться с разными точками зрения.

Для школьников очень важно фиксировать свои успехи и представлять их вниманию других. Для педагогов очевидна потребность родителей и некоторых детей в представлении уровня достижений  учащихся перед общественностью. Но формы и система такой демонстрации требуют дальнейшего изучения и обсуждения, т.к. разработанные уже формы, по моему мнению, не имеют желанного эффекта, либо носят негативный характер.

Как сделать так, чтобы родителям, детям и администрации школы был виден уровень достижений учащихся, вместе с этим стимулировать учеников к продвижению и избежать тех проблем, которые характерны для нынешней системы оценивания. Одним из решений этой проблемы могут быть правила оценочной безопасности.

Разные виды отметок заметно повышают учебную мотивацию и, вместе с тем, не несут негативного психологического эффекта. При этом необходимо обговаривать с детьми виды работ, которые будут оцениваться, и критерии, влияющие на уровень оценки.

- Не скупиться на похвалу.

 ( не обязательно словесную - часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.д.);

- Хвалить ученика, критиковать только исполнение.

Вместо «ты сделал три ошибки» лучше сказать-  «давай найдём в этом задании три ошибки;

-Необязательно сообщать ученику о его неуспехах. Лучше вместо «При чтении ты ошибся в 15 словах» сказать – «В этом рассказе 30 слов. Ты правильно прочитал 15.»;

- Ставить перед ребёнком конструктивные задачи.

Вместо инструкции - «постарайся быть внимательным и не пропускай в словах буквы», может быть , целесообразнее сказать- «В прошлом задании ты пропустил 10 букв, а в сегодняшнем только 8. Если в следующем ты пропустишь 3, то контрольный диктант ты напишешь без ошибок.»

- Ставить перед учеником не более одной задачи.

 Если мы ставим задачу – «Точка в конце предложения», то нужно простить ему неправильно написанную заглавную «Д».

- Формула  «Опять ты не…» - верный способ вырастить неудачника.

При таких  разнообразных  видах оценивания и у детей, и у родителей  должен повыситься интерес к контролю и оценке знаний учащихся.

Применяя эти правила в своём классе, я делаю вывод о необходимости начинать практику оценочной безопасности  каждому учителю нужно с собственной самооценки. Приёмов педагогических технологий великое множество. Они  являются результатом местного творчества учителя, его желанием помочь своим ученикам, проявить себя, повысить уровень собственной самооценки.

 В конце 19 века  американский психолог Уильям Джеймс  связал оригинальной формулой успешность человека с его самооценкой:

 Успех = Самооценка + уровень притязаний. Мне кажется, здесь есть здравое зерно.

Младшие школьники часто имеют завышенную самооценку, что помогает им верить в свои возможности и добиваться успеха. Ребёнок с заниженной самооценкой не уверен в себе. Он боится быть отверженным, нелюбимым. Он не способен сформулировать адекватную своим возможностям цель, поэтому он обречён на неудачу, систематическое переживание которой снижает уверенность в себе. Всё это связано с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими психическое развитие.

Окружающие ребёнка взрослые, особенно те, которые значимы для него, любимы им, в любой ситуации должны постараться понять, почему ребёнок поступил именно так, а не иначе, чтобы сохранить взаимопонимание с ним, помочь ему сориентироваться в любых жизненных ситуациях, добиться успеха и благополучно построить свою жизнь.

Наш классный договор

- Я имею право на счастье и доброе отношение в классе

Никто не будет надо мной смеяться и меня обижать.

- Я имею право быть собой.

Никто не будет относиться ко мне несправедливо из-за того,

что я худой, полный, быстрый или медлительный, Мальчик или девочка.

- Я имею право на безопасность в классе.

Никто не будет меня бить, щипать или толкать.

- Я имею право быть услышанным в классе.

Никто не будет кричать на меня, и моё мнение будет учитываться.

- Я имею право познавать себя в классе

Я могу свободно выражать свои чувства, и меня не будут прерывать и наказывать.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные средства обучения - путь к успеху.

Средств обучения много, среди них необходимо найти то, что эффективнее сейчас, сегодня, на этом уроке. С появлением в школе ноутбуков уроки стали интереснее, результативнее....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...

Обучение и воспитание успехом.

Материал содержит: теоретическое выступление по теме: «Научно-методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом», работу в творческих группах по проектированию программ...

Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом

Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...

Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом

Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...

Программа обучения и воспитания "Ступеньки успеха"

Главная задача  учебно-воспитательного процесса  -  создать условия для  обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национ...