Формирование УУД через реализацию здоровьесберегающие технологии в начальном звене
статья по зож на тему

Чиркова Вероника Степановна

Формирование УУД через реализацию здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_cherez_zozh.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через реализацию здоровьесберегающие технологии в начальном звене (из опыта работы).

Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Учитывая это, я пришла к выводу, что надо активно применять здоровьесберегающие технологии. Применять с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на уроке, исключение переутомления учащихся.

Работая в школе восемь лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела анкетирования, тесты, круглые столы, курс бесед «здоровьесберегающие технологии в школе и семье».

Формирование у учащихся правильных представлений о здоровом образе жизни начинается с режима дня и с правильного питания, которые наиболее благоприятствуют сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Здесь формируются такие универсальные учебные действия:

1.Личностные:

- развитие личности;

- понимание смысла понятий «здоровье», «здоровая семья», «Родина»;

- умение оценивать жизненные ситуации и поступки своих одноклассников с точки зрения общечеловеческих норм;

- освоение роль ученика, формируется интерес к учению (мотивация);

- умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

2.Коммуникативные:

- активное взаимодействие учащихся с педагогом (совместные игры);

- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- понимание смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре и т.д.);

- умение задавать вопросы;

- умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

- обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила;

- умение договариваться;

- строит простое речевое высказывание.

3.Познавательные:

- умение выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

- осуществление поиска  и выделение конкретного, необходимого с помощью учителя;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- умение работать по предложенному учителем плану (например, при составлении своего режима дня);

- создание алгоритма деятельности;

- использование знаково-символическими действиями (так как в первом классе многие не умеют писать).

4.Регулятивные:

- умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- умение обсуждать возникающие проблемы, правила;

- умение прогнозировать результат и уровень освоения знаний;

- умение вносить необходимые дополнения и изменения в план (например, при составлении режима дня: обычный учебный день будет отличаться от выходных);

- осваивание способов пошагового контроля по результату;

- умение соотношения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствует воспитательные мероприятия: классные часы, уроки здоровья, беседы, экскурсии. И огромное значение имеет ведение паспорта здоровья. Паспорт здоровья учащиеся оформляют совместно с родителями (в начальном звене), где наглядно можно увидеть мониторинг состояния здоровья ребёнка по годам (с первого класса по одиннадцатый класс).

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время уроков: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактические исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

- упражнения по формированию осанки;

- укреплению зрения (гимнастика для глаз);

- укрепление мышц рук;

- отдых позвоночника;

- упражнения для ног;

- упражнения на ковре;

- релаксационные упражнения для мимики лица;

- потягивание;

- массаж области груди, лица, рук, ног;

- психогимнастика;

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания (упражнения дыхательной гимнастик);

- гимнастика для пальчиков рук.

Исходя из опыта своей работы, мне хочется поделиться с несколькими со всеми «популярными» физкультминутками, которые понравились и быстро запомнились ученикам моего класса. Первоклассникам очень нравятся физкультминутки 1) в которых изображаются движения каких-либо животных; 2) где речь идёт о сказочных героях; 3) о детях. Например: проведём гимнастику для пальчиков рук с элементами самомассажа, где речь идёт о сказочных героях.

При этом формируются такие универсальные учебные действия:

1.Личностные:

- развитие личности;

- мотивационная основа на занятия гимнастикой;

- познавательный интерес к физкультминуткам с основами самомассажа.

2.Регулятивные:

- умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств;

- планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений;

- учитывать правило в планировании и контроле способа выполнения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- оценивать правильность выполнения двигательных действий (самооценка, оценка соседу по парте);

3.Познавательные:

- осуществлять анализ выполненных действий;

- активно включаться в процесс выполнений заданий по гимнастике с элементами самомассажа;

- выражать творческое отношение к выполнению общеразвивающих упражнений.

4.Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении различных комбинаций.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведёт к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Иммануила Канта прозвучало ещё задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья, способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в обучении. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Чиркова Вероника Степановна учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Впоследнее десятилетее во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводть профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.Эк...

Реализация здоровьесберегающих технологий на начальной ступени обучения.

Описание образовательных технологий здоровьесберегающей направленности....

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе

Доклад для выступления на РМО учителей начальных классов....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО.

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье зак...

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики через реализацию здоровьесберегающих технологий

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.Достижение названной цели в сегодняшней школе...

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этичес...

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочное время

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школ...