Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения
статья (здоровый образ жизни, 1 класс) по теме
Выступление по проблеме сохранения здоровья у учеников начальной школы и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_vystuplenie.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ГБОУ гимназии №1788
г. Москвы Пилипенко Э. Ю.
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах. Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.
Личность и жизнь учителя для учащихся - модель и образец пути сохранения здоровья, а, следовательно, нравственности и мудрости. Здоровый учитель - это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно – позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Здоровый учитель - тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменение логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.
В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся
• 14% детей практически здоровы,
• 50% имеют функциональные отклонения,
• 35-40% хронические заболевания.
• в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы,
• в 5 раз - нарушение осанки,
• в 4 раза - нервно-психических расстройств.
• За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.
• Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.
• к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,
• более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.
• абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Функции здоровьесберегающих технологий
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
интегративная: объединяет народный опыт.
Типы технологий
Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать
1) обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха приведена в таблице.
2) число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности( ориентировочная норма 7-10);
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);
5) чередование видов преподавания ( норма- не позже чем через 10-15 минут);
6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения; Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках приведена в таблице.
Правильная поза ученика
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов
Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000-1150 460 Оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовый 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70-90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.
Физкультминутки. Норма на 10-15 минут урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого. Рекомендуемый список раздаю. Оздоровительные моменты на уроке: динамические паузы
Игра «Здравствуй»
-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
-Посмотри- ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).
Игра-пантомима
а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученики у доски, выполняют это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита;
б) При изучении темы "Животное" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;
в) При изучении темы «Режим дня» изобразить действия, которые выполняются обычно утром, вечером и т.д.
минутки релаксации, дыхательная гимнастика (приведены в новых методических рекомендациях ФГОС), массаж активных точек.
С позиций здоровьесбережения учитель должен работать над повышением мотивации к обучению.
В содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни.
Рекомендации по окончанию урока
Любой урок заканчивать:
«выбрасыванием» усталости
-«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;
-потягиванием.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.
И в заключение, я хочу заметить, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!
Литература:
1.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.М.: «Планета».2013г.;
2. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.
3. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6
4. Электронный ресурс –URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html (дата обращения 17.06.2013).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД И РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Реализация оценочной деятельности по ОС "Школа 2100"...
Сообщение "Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС"
Данное сообщение может быть использовано как отчет по теме самообразования на методическом объединении учителей начальных классов....
Проектная работа "Здоровьесберегательные технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения"
В проекной работе даны несколько здоровьесберегательные технологии, где можно использовать во время урока....
Реализация здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса в рамках ФГОС.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста с...
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»
laquo;Нужно поддерживать крепость тела,чтобы сохранить крепость духа»--Виктор Гюго. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить з...
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка ...
Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2021 год.Тема: «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС».
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна гот...