План самообразования
учебно-методический материал по зож на тему

Сагдеева Зульфия Рустамовна

Индивидуальный план самообразовани: "Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Филилал муниципального  бюджетного  общеобразовательнго учреждения

«Ямашурминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»» - «Куркачинская начальная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Тататрстан»

Индивидуальный план самообразования

Учителя начальных классов

Сагдеевой З.Р

Тема:

«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

        

2012-2016г.


Творческая визитка учителя:

Образование: среднее специальное, 1985 год Арское педагогическое училище, по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы, присвоена квалификация учитель начальных классов, воспитатель».

 Стаж педагогической работы (по специальности) 26 лет, в данной должности  26 лет, в данной организации  23 года.

Имею следующие награды: Почетная грамота отдела образования исполнительного комитета Высокогорского  муниципального района Республики  Татарстан, 2006 год.

 Сведения  о повышении квалификации: ФГАОУ ВПО  «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с 16  февраля по 27 февраля 2015 года в объёме 72 часов по направлению « ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий в начальной школе», удостоверение о повышении квалификации рег. №  УПК -20-009089.

Профессионально-педагогическое кредо: «Все дети являются одарёнными, в каждом ребёнке от природы заложен дар. Главная задача учителя — увидеть и раскрыть способности в каждом ученике»

Самообразовательная работа над темой:

 «Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.

Задачи программы:

1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.

2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы с учащимися

4.Пропаганда среди обучающихся здорового образа жизни. Профилактика наркомании,  алкоголизма, курения у школьников.

План самообразования разработан на 2012-2016 г. г.

и включает следующие этапы.

Направление

Содержание работы

Срок выполнения

Профессиональное

Выбор темы самообразования. Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической, философской ,  интернет - литературой по теме самообразования.

Формулировка гипотезы.

Сентябрь

Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию самооценки учащихся.

Уточняется гипотеза исследования.

Проводится констатирующий эксперимент. Анализируются результаты.

В течение года

Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов по теме внедрения

В течение года

Психолого-педагогическое

Совершенствование знаний в области  укрепления здоровья младших школьников

В течение года.

Проведение диагностического исследования по теме самообразования

Октябрь

Проведение диагностики уровня состояния здоровья младших школьников

Ноябрь (ежегодно)

Методическое

 Знакомство с новыми формами, методами и приёмами укрепления здоровья

В течение года

 Участие в работе школьного МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях по теме «Здоровье».

Участие в работе районных МО учителей начальных классов.

Участие в ШМО

Участие в работе педсоветов.

Организация работы с детьми с высокими показателями по спорту и участие на спортивных мероприятиях/олимпиадах

Проведение циклов классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

В течение года

Для повышения мотивации к занятиям по сохранению и укреплению здоровья необходимо:

-  использовать индивидуально дифференцированный подход во внеклассной работе, включать разнообразные виды деятельности, учитывая возрастные особенности детей;

-активизировать  оздоровительную работу  в 1-4 классах («Дни Здоровья», часы «Здоровья», подвижные перемены, подвижные игры на свежем воздухе);

- активизировать  спортивно – массовую работу в 1-4 классах («Веселые старты», внутришкольные соревнования, военно-спортивные праздники, состязания,   турниры, внешкольные соревнования, товарищеские встречи, показательные выступления лучших спортсменов);  

активизировать  туристическую  работу с  учащимися (походы выходного дня, туристические экскурсии,  пешеходные  прогулки);

-  регулярно привлекать учащихся 1-4 классов для занятий в спортивных секциях и кружках;

-  широко использовать агитацию и пропаганду ЗОЖ;

- проводить профилактические беседы «О здоровом образе жизни»;

-беседы с родителями на темы сохранения  и укрепления здоровья  детей;

В результате   формируются следующие виды УУД:

Основные направления

Действия и мероприятия

Личностные

осознание себя как индивидуальности,  и одновременно как члена общества

регулярно

способность к самооценке своих действий, поступков

регулярно

установка на здоровый образ  жизни

регулярно

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

регулярно

договариваться и приходить к общему решению при организации игр в  группах или   парах

регулярно

контролировать действия партнёра в парных упражнениях

регулярно

брать ответственность за групповой результат

Регулятивные

организовывать места занятий спортивными упражнениями и играми в процессе соглашения  с учителем

регулярно

соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий

регулярно

оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей

регулярно

проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций

регулярно

организовывать и проводить игры, утреннюю зарядку; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения заданий

регулярно

Организация работы по укреплению здоровья младших школьников

 2012-2016гг.

Содержание

сроки

1

Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ

Регулярно

2

Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья»

Ежегодно

3

Проведение физкультминуток на уроках

регулярно

4

Лекторий «О вреде курения»

Ежегодно

5

Беседа «Правильный режим дня»

ежегодно

6

Классный час «Отношение к себе»

ежегодно

7

Эстафета «Весёлые старты»

Ежегодно

8

Беседа «Основные способы закаливания»

Ежегодно

9

Беседа «Спорт в моей жизни»

Ежегодно

10

Классный час «Вредным привычкам НЕТ!»

Ежегодно

11

Спортивная программа «Умей сказать Нет!»

Ежегодно

12

Беседа «Моё питание»

Ежегодно

13

День здоровья

Ежегодно

14

Спортивная программа «Лыжный поход»

Ежегодно

15

Классный час «Мой труд каждый день дома»

Ежегодно

16

Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья

Ежегодно

17

Классный час «Витамины в моей жизни»

ежегодно

18

Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков»

ежегодно


За 4 года воспитанники научатся:

  1. отбирать и анализировать информацию из Интернета и других источников для укрепления здоровья;
  2. формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  3. вести самоконтроль за своим образом жизни;
  4. анализировать свои поступки и практические дела по сохранению здоровья;
  5. понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах, дорогах, в общественных местах;
  6. выполнять закаливающие процедуры;
  7. выполнять правила личной гигиены и готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  8. формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  9. формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

10. представлять о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

11. планировать свою работу так, чтобы не навредить своему здоровью;

12 делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

13 иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

Воспитанники получат возможность научиться:

- применять полученные знания на практике;

- формировать в себе полезные привычки,  укрепляющие здоровье и гигиенические навыки;

- осуществлять проектную деятельность;

- выстраивать последовательность реализации собственной программы по сохранению и укреплению здоровья;

- прогнозировать конечный результат и корректировать ошибки;

- осуществлять пропаганду здорового образа жизни;

- формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Ожидаемые результаты: 

-  повышение уровня физического, психического здоровья учащихся;

-  снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;

-  осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

-  100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой.

Эссе:

Тема самообразования мной выбрана не случайно, т.к. я считаю, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья - самих учащихся, их родителей, педагогов.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.

Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В последние появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.).

Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе. Так, по данным различных исследований, за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11—12% детей. Около 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21, 4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. В моем классе 12 обучающихся. Из них 1- в подготовительной группе здоровья. У некоторых (и у одних и тех же) отмечаются пропуски при заболеваниях ОРЗ и ОРВИ.

Я, как учитель начальных классов, против такого положения вещей, и стараюсь приложить максимум усилий для решения данной проблемы.

Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю:

1. Гимнастика до учебных занятий.

2. Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

повышение работоспособности;

организацию активного отдыха;

содействие физическому развитию;

повышению уровня физической подготовленности.

3. Дни здоровья и спорта.

4. Профилактические мероприятия.

3. Просветительская и консультационная работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе проводится цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

«Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;

«Закаливающие процедуры дома»;

«Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;

«О питании младшего школьника»;

«Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;

«Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»;

«Как воспитать здорового ребенка».

Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы.

Совместные мероприятия с детьми и родителями («Вместе с мамой веселей», совместные вечера отдыха).

Здоровьесберегающий подход проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие и т.д.

Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у сельских школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

  • признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
  • создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
  • оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;
  • создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
  • организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Литература:

•  Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П.. Программа профилактики курения в школе. М., 2005.

•  Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., Финансы и политика, 2000.

•  Синяков А.Ф. Секреты бодрости и здоровья. М., ЭКСМО, 1999.

•  Соковня-Семенова И.И.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.,1997.С.18-25.

•  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Киев, 1972.

  • Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П., Тихомирова А.В., Огурцов П.П.. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...