А что у вас, ребята, в рюкзаках?
опыты и эксперименты по зож (4 класс) на тему

Лукоянова Любовь Александровна

Автор работы рассуждает, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит. Пытается доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью. Предлагает свои способы решения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx208.27 КБ

Предварительный просмотр:

                         

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Актуальность исследовательской работы  

2 стр.

Гипотеза

2 стр.

Цель, задачи

2 стр.

Мои исследования (результаты, методы)

3 стр.

Выводы

12,15 стр.

Рекомендации ученикам, родителям, работникам школы

14стр.

        

Актуальность          

Вопрос сохранения своего здоровья всегда был актуальным для людей.

Я часто наблюдаю за учениками, которые идут в школу с тяжёлой «ношей» за плечами. Огромные рюкзаки порой тянут их назад, и только невероятное стремление за знаниями перетягивает их в сторону школы. За пять лет школьной жизни осанка нарушается у 30 - 40% школьников. Ведь в большей степени именно содержимое школьного портфеля влияет не только на осанку, на позвоночник, но и на костно-мышечную систему детей, и даже зрение.

Следуя всем правилам проведения исследовательской работы, я выдвинул гипотезу и предположил, что тяжёлый портфель влияет на несформировавшуюся осанку младшего школьника

Цель:       Выяснить, соответствует ли выбор портфеля и его вес возрасту учащихся и дать рекомендации по приобретению портфелей на следующий учебный год.

          Задачи: Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

  • Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
  •  Предложить свои способы решения проблемы.

       Чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения, я познакомился с гигиеническими требованиями Роспотребнадзора, которые предъявляются к школьным принадлежностям, изучил литературу, познакомилась с материалами некоторых сайтов.

        Методы исследования:

   Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, интернета, газет, эксперимент.

  • Результаты исследования

  «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Мои исследования

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. Ортопедическая спинка позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.

  • Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
  • Снабжен светоотражателями и эластичными лямками. На каждом изделии обязательно должна быть проставлена маркировка, для какого возраста предназначен данный ранец. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом. Переходить на мягкие рюкзаки и сумки, которые носят на одном плече, раньше 4-го класса не рекомендуется.
  • Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 700 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 40 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.
  • Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей. Чем больше будет в ранце отделений, тем больше в нём будет порядка и нужную вещь ребёнок найдёт без труда.
  • Если ранец выбран или используется не правильно, то это может нанести существенный урон позвоночнику и осанке школьника, а в будущем привести к серьёзным проблемам с самочувствием.
  • Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.
  • Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер.
  • Окраска недорогих ранцев может быть не стойкой. Обратите на это внимание, чтобы сохранить одежду школьника.
  • Намочите небольшую тряпочку или носовой платок и проведите с усилием по ранцу. Платок не должен окраситься.
  • У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!

В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот - помогает ему находиться в правильном положении. Это исключает такое заболевание, как СКОЛИОЗ – искривление позвоночника. Среди моих одноклассников сколиозом страдает 1 человек - Бруданина Владислава.         

В нашем классе 16 учеников. В эксперименте участвовали 16  Выяснилось, что 6 школьников имеют ранцы, у 1 девочки –дамская сумка, у 9 человек- ранец  на одном ремне. Портфелей и рюкзаков в нашем классе нет. D:\Фото 4 класс\SAM_1319.jpg

D:\Фото 4 класс\SAM_1321.JPGКак утверждают специалисты отделения гигиены детей и подростков, особенно вредно носить вместительный ранец на одном ремне через плечо. Могут развиться искривление позвоночника, нарушение осанки. Школьные сумки иногда становятся причиной болей в области шеи, плеч и поясницы. Ношение рюкзака признано более эргономичным. Чтобы осанка не нарушалась, врачи рекомендуют, во-первых, сидеть на уроках прямо, и, во-вторых — стараться носить школьные тяжести плече, а за спиной.

         Многие ученики с нетерпением ждут дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешат поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.

Согласно рекомендациям медиков, вес пустого ранца должен быть 500–700 граммов.

Я решил проверить, сколько весят портфели у моих одноклассников, и вот что получилось.

                                            ВЕС РАНЦА

Вес ранца должен быть меньше 10% веса ученика, т.е.вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100

А что у нас, ребята, в портфелях?

Многие первоклассник с нетерпением ждут дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешат поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.

Я решил провести опыты.

Опыт №1

  • Цель: Проверить соответствие веса портфеля нормам.
  • Методика опыта: Мы взвесили вес портфелей  с принадлежностями у учеников

нашего класса, результаты записали в таблицу.                    

                                                                                   

     

Ф.И.ученика

Год

рождения

Вес тела

(кг)

Правильный вес ранца (кг)

Реальный вес ранца (кг)

1

Арифулина Анастасия

2002

34

3,4

3кг

2

Артамонов Азер

2001

30

3.0

2кг 900г

3

Бородин Дмитрий

2002

38

3.8

2кг 800г

4

Бруданина Владислава

2002

30

3,0

3кг 200г

5

Кинчин Александр

2002

68

6,8

2кг 400г

6

Кириллов Виктор

2002

41

4,1

2кг 500 г

7

Кулаков Дмитрий

2001

38

3,8

1кг 500г

8

Литинская Анна

2002

30

3,0

3кг

9

Лысенко Денис

2002

36

3,6

3кг

10

Марченко Данила

2002

32

3,2

1кг 300г

11

Насардынова Виктория

2002

31

3,1

1кг 200г

12

Огнева Валерия

2002

36

3,6

2кг 200г

13

Туров Валентин

2002

40

4,0

4кг 600г

14

Филоненко Анастасия

2001

90

9,0

2кг 900г

15

Фоменко Степан

2002

35

3,5

3кг 500г

16

Шеберов Дмитрий

2003

37

3,7

3кг 600г

       Мы увидели, что вес «правильного» ранца  почти соответствует его реальному весу. Тяжёлый портфель у  Валентина, у Степана., у Дмитрия. Серьёзных отклонений нет. Но стоит отметить , что в портфелях моих одноклассников есть кассеты, игры, лишние тетради

Я решили выяснить вес ранцев без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

     

Ф.И.ученика

Вес ранца (кг)

Вывод

1

 Анастасия  А

1кг

Слишком тяжелый

2

Азер А

800г

Слишком тяжелый

3

 Дмитрий Б

1кг

Слишком тяжелый

4

Владислава Б

1кг

Слишком тяжелый

5

 Александр К

800г

Слишком тяжелый

6

Виктор К

800г

Слишком тяжелый

7

Дмитрий К

500г

Норма

8

 Анна Л

800г

Слишком тяжелый

9

 Денис Л

1кг200г

Слишком тяжелый

10

Данила М

500г

Норма

Виктория Н

500г

Норма

12

Валерия О

400г

Норма

13

Валентин Т

800г

Тяжелый

14

Анастасия Ф

            300г

Норма

15

 Степан Ф

900г

Слишком тяжёлый

16

 Дмитрий Ш

800г

Слишком тяжёлый

Результат:

  • Норма–5 человек
  • Выше нормы – 11человек
  • Номинация «самый легкий портфель» присваивается Анастасии( 300 г)
  • Номинация «самый тяжелый портфель» присваивается  Денису( 1кг 200гр)

  В результате проведённого мной эксперимента выяснилось, что  у 4 учеников из 16 масса портфеля с книгами находится в пределах допустимой нормы., у 9 человек – ниже нормы.

             У 3 человек из 16 масса портфеля эту норму превышает. Самым тяжёлым оказался портфель у Дениса

Когда я посмотрел содержимое его сумки, то  обнаружил также ненужные тетради, учебники, диски были обнаружены у Анастасии

 Получается, что помимо того, что сами портфели весят сверх нормы,  есть ученики , которые сами накладывают много лишнего. Это  Валерия.,  Д.анил, Дмитрий. и др.

  • Возможно причина тяжёлого веса не только в ранца, но и в учебных пособиях? Для я записал все      учебные пособия и взвесил их. Результаты даны в таблиц

Опыт №2

Цель:  Выяснить соответствует ли вес учебников принятым  санитарным нормам.

Методика опыта: Мы взвесили каждый учебник, дневник, тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями и сравнили с гигиеническими нормами.

Какова же допустимая масса учебников? Вес каждого учебника не должен превышать:  500 граммов. Допускается лишь незначительное увеличение веса.

Предмет

Масса книги, г

Масса тетради, г

1

Математика

200

100

2

Русский язык

200

200

3

Литературное  чтение

200

100

4

Окружающий мир

200

140

5

Атлас-распределитель

300

7

Дневник

200

Самыми тяжёлыми оказался атлас – распределитель, остальные учебники даже ниже установленной нормы, я считаю это очень хорошо.

       Если посмотреть на вес портфеля за неделю, то получим, что он весит в:

День недели

Вес портфеля с учебниками

1

понедельник

2 кг 100 г

2

Вторник

2 кг 800 г

3

Среда

2 кг 500 г

4

Четверг

3 кг 100 г

5

Пятница

1 кг 800 г

Самый «тяжёлый» день в прямом смысле слова – четверг, самый « лёгкий» –пятница.

 Оказывается, что и размеры ранца тоже имеют значение. Для учащихся 1–4-х классов они следующие: длина – 30–36 см,

  • высота передней стенки – 32–40 см,
  • ширина – 16 –20 см, длина плечевого ремня – 60 –70 см,
  • ширина плечевого ремня в верхнем отрезке 4 – 6  см,  далее  2 – 2,5 см.

     Практически полностью не соответствуют данным размерам ранцы у 15 учеников, соответствует норме только у одного ученика  нашего класса – Азера А.

    В своей работе я использовал следующие методы:

  • Работа с дополнительными источниками информации,
  • Наблюдение,
  • Эксперимент,
  • Анализ полученных результатов.

Вывод, к которому я пришёл в ходе своего исследования такой: Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается молодой организмОсанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Постоянная неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к ряду заболеваний: формированию неправильной осанки, сколиозу. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение… Стоит обратить внимание на первые «звоночки».

Таким образом, моя гипотеза о том, что тяжёлый портфель влияет на здоровье младшего школьника, оказалась верной.

Рекомендации ученикам:

В результате исследования мы решили:

1.Мы- за ранцы (я здоровье берегу, сам себе я помогу)

2.Не носить. лишнего в ранцах

3.Проверять ранцы ежедневно и не забывать выкладывать ненужные вещи

4.Советовать всем школьникам приобретать ранцы

Рекомендации родителям:

      1.Просим вас не покупайте тяжёлые ранцы!

Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г

2.У нас, детей. от тяжёлых нагрузок портится осанка

3.Мы быстрее устаём, таская за своей спиной тяжеловесы

4.Пожалуйста, позаботьтесь о нас и о нашем здоровье!

Что делается в нашей школе для сохранения здоровья учеников.

1.Используются только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.

2. При составлении школьного расписания учитываются гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

3.Рекомендуется использовать 2 комплекта учебников (один в школе, один дома)

К весу ежедневных учебных комплектов( по мере возможности)

4.Организовано хранение сменной обуви. принадлежностей для уроков труда и изо и т.п. в помещении школы

Общие выводы

  • Моя гипотеза, относительно влияния веса ранца на здоровье ученика, полностью подтвердилась. Вес ранца действительно влияет на осанку школьника, а соответственно и на здоровье всего организма в целом.
  • Мы будем продолжать отслеживать вес ранца в течении года и принимать меры для снижения веса наших портфелей.
  • Будем активно применять упражнения, способствующие укреплению осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра Ребятам о зверятах.

Игра после прочтения учениками произведений С. Я. Маршака о животных. Реализована во внеурочной деятельности. Работа с вожатыми. Развитие познавательной активности младших школьников. Развитие инте...

"Дорожный знак - ребятам не враг"

Внеклассное мероприятие по формированию культуры поведения на дороге. ...

Сценарий праздника "На улице- не в комнате,о том,ребята,помните!"

Праздник с элементами сюжетно-ролевой игры,способствует активной пропаганде ПДД,развивает творческие способности детей....

Урок -игра по ПДД "На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!"

На данном уроке в игровой форме повторяются правила дорожного движения....

Наказ учителя ребятам

материал представляет собой памятку для учащихся начальной школы и их родителей...

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

КЛАССНЫЙ ЧАС ("Для вас, ребята!").

Знаете ли вы, как праздновали русскую масленицу ваши предки?Об этом можно узнать на этой странице....