А что у вас, ребята, в рюкзаках?
опыты и эксперименты по зож (4 класс) на тему
Автор работы рассуждает, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит. Пытается доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью. Предлагает свои способы решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 208.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Актуальность исследовательской работы | 2 стр. |
Гипотеза | 2 стр. |
Цель, задачи | 2 стр. |
Мои исследования (результаты, методы) | 3 стр. |
Выводы | 12,15 стр. |
Рекомендации ученикам, родителям, работникам школы | 14стр. |
Актуальность
Вопрос сохранения своего здоровья всегда был актуальным для людей.
Я часто наблюдаю за учениками, которые идут в школу с тяжёлой «ношей» за плечами. Огромные рюкзаки порой тянут их назад, и только невероятное стремление за знаниями перетягивает их в сторону школы. За пять лет школьной жизни осанка нарушается у 30 - 40% школьников. Ведь в большей степени именно содержимое школьного портфеля влияет не только на осанку, на позвоночник, но и на костно-мышечную систему детей, и даже зрение.
Следуя всем правилам проведения исследовательской работы, я выдвинул гипотезу и предположил, что тяжёлый портфель влияет на несформировавшуюся осанку младшего школьника
Цель: Выяснить, соответствует ли выбор портфеля и его вес возрасту учащихся и дать рекомендации по приобретению портфелей на следующий учебный год.
Задачи: Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
- Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
- Предложить свои способы решения проблемы.
Чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения, я познакомился с гигиеническими требованиями Роспотребнадзора, которые предъявляются к школьным принадлежностям, изучил литературу, познакомилась с материалами некоторых сайтов.
Методы исследования:
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, интернета, газет, эксперимент.
- Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Мои исследования
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. Ортопедическая спинка позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
- Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
- Снабжен светоотражателями и эластичными лямками. На каждом изделии обязательно должна быть проставлена маркировка, для какого возраста предназначен данный ранец. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом. Переходить на мягкие рюкзаки и сумки, которые носят на одном плече, раньше 4-го класса не рекомендуется.
- Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 700 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 40 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.
- Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей. Чем больше будет в ранце отделений, тем больше в нём будет порядка и нужную вещь ребёнок найдёт без труда.
- Если ранец выбран или используется не правильно, то это может нанести существенный урон позвоночнику и осанке школьника, а в будущем привести к серьёзным проблемам с самочувствием.
- Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.
- Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер.
- Окраска недорогих ранцев может быть не стойкой. Обратите на это внимание, чтобы сохранить одежду школьника.
- Намочите небольшую тряпочку или носовой платок и проведите с усилием по ранцу. Платок не должен окраситься.
- У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!
В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот - помогает ему находиться в правильном положении. Это исключает такое заболевание, как СКОЛИОЗ – искривление позвоночника. Среди моих одноклассников сколиозом страдает 1 человек - Бруданина Владислава.
В нашем классе 16 учеников. В эксперименте участвовали 16 Выяснилось, что 6 школьников имеют ранцы, у 1 девочки –дамская сумка, у 9 человек- ранец на одном ремне. Портфелей и рюкзаков в нашем классе нет.
Как утверждают специалисты отделения гигиены детей и подростков, особенно вредно носить вместительный ранец на одном ремне через плечо. Могут развиться искривление позвоночника, нарушение осанки. Школьные сумки иногда становятся причиной болей в области шеи, плеч и поясницы. Ношение рюкзака признано более эргономичным. Чтобы осанка не нарушалась, врачи рекомендуют, во-первых, сидеть на уроках прямо, и, во-вторых — стараться носить школьные тяжести плече, а за спиной.
Многие ученики с нетерпением ждут дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешат поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.
Согласно рекомендациям медиков, вес пустого ранца должен быть 500–700 граммов.
Я решил проверить, сколько весят портфели у моих одноклассников, и вот что получилось.
ВЕС РАНЦА
Вес ранца должен быть меньше 10% веса ученика, т.е.вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100
А что у нас, ребята, в портфелях?
Многие первоклассник с нетерпением ждут дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешат поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.
Я решил провести опыты.
Опыт №1
- Цель: Проверить соответствие веса портфеля нормам.
- Методика опыта: Мы взвесили вес портфелей с принадлежностями у учеников
нашего класса, результаты записали в таблицу.
№ | Ф.И.ученика | Год рождения | Вес тела (кг) | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
1 | Арифулина Анастасия | 2002 | 34 | 3,4 | 3кг |
2 | Артамонов Азер | 2001 | 30 | 3.0 | 2кг 900г |
3 | Бородин Дмитрий | 2002 | 38 | 3.8 | 2кг 800г |
4 | Бруданина Владислава | 2002 | 30 | 3,0 | 3кг 200г |
5 | Кинчин Александр | 2002 | 68 | 6,8 | 2кг 400г |
6 | Кириллов Виктор | 2002 | 41 | 4,1 | 2кг 500 г |
7 | Кулаков Дмитрий | 2001 | 38 | 3,8 | 1кг 500г |
8 | Литинская Анна | 2002 | 30 | 3,0 | 3кг |
9 | Лысенко Денис | 2002 | 36 | 3,6 | 3кг |
10 | Марченко Данила | 2002 | 32 | 3,2 | 1кг 300г |
11 | Насардынова Виктория | 2002 | 31 | 3,1 | 1кг 200г |
12 | Огнева Валерия | 2002 | 36 | 3,6 | 2кг 200г |
13 | Туров Валентин | 2002 | 40 | 4,0 | 4кг 600г |
14 | Филоненко Анастасия | 2001 | 90 | 9,0 | 2кг 900г |
15 | Фоменко Степан | 2002 | 35 | 3,5 | 3кг 500г |
16 | Шеберов Дмитрий | 2003 | 37 | 3,7 | 3кг 600г |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца почти соответствует его реальному весу. Тяжёлый портфель у Валентина, у Степана., у Дмитрия. Серьёзных отклонений нет. Но стоит отметить , что в портфелях моих одноклассников есть кассеты, игры, лишние тетради
Я решили выяснить вес ранцев без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2
№ | Ф.И.ученика | Вес ранца (кг) | Вывод |
1 | Анастасия А | 1кг | Слишком тяжелый |
2 | Азер А | 800г | Слишком тяжелый |
3 | Дмитрий Б | 1кг | Слишком тяжелый |
4 | Владислава Б | 1кг | Слишком тяжелый |
5 | Александр К | 800г | Слишком тяжелый |
6 | Виктор К | 800г | Слишком тяжелый |
7 | Дмитрий К | 500г | Норма |
8 | Анна Л | 800г | Слишком тяжелый |
9 | Денис Л | 1кг200г | Слишком тяжелый |
10 | Данила М | 500г | Норма |
Виктория Н | 500г | Норма | |
12 | Валерия О | 400г | Норма |
13 | Валентин Т | 800г | Тяжелый |
14 | Анастасия Ф | 300г | Норма |
15 | Степан Ф | 900г | Слишком тяжёлый |
16 | Дмитрий Ш | 800г | Слишком тяжёлый |
Результат:
- Норма–5 человек
- Выше нормы – 11человек
- Номинация «самый легкий портфель» присваивается Анастасии( 300 г)
- Номинация «самый тяжелый портфель» присваивается Денису( 1кг 200гр)
В результате проведённого мной эксперимента выяснилось, что у 4 учеников из 16 масса портфеля с книгами находится в пределах допустимой нормы., у 9 человек – ниже нормы.
У 3 человек из 16 масса портфеля эту норму превышает. Самым тяжёлым оказался портфель у Дениса
Когда я посмотрел содержимое его сумки, то обнаружил также ненужные тетради, учебники, диски были обнаружены у Анастасии
Получается, что помимо того, что сами портфели весят сверх нормы, есть ученики , которые сами накладывают много лишнего. Это Валерия., Д.анил, Дмитрий. и др.
- Возможно причина тяжёлого веса не только в ранца, но и в учебных пособиях? Для я записал все учебные пособия и взвесил их. Результаты даны в таблиц
Опыт №2
Цель: Выяснить соответствует ли вес учебников принятым санитарным нормам.
Методика опыта: Мы взвесили каждый учебник, дневник, тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями и сравнили с гигиеническими нормами.
Какова же допустимая масса учебников? Вес каждого учебника не должен превышать: 500 граммов. Допускается лишь незначительное увеличение веса.
№ | Предмет | Масса книги, г | Масса тетради, г |
1 | Математика | 200 | 100 |
2 | Русский язык | 200 | 200 |
3 | Литературное чтение | 200 | 100 |
4 | Окружающий мир | 200 | 140 |
5 | Атлас-распределитель | 300 | |
7 | Дневник | 200 |
Самыми тяжёлыми оказался атлас – распределитель, остальные учебники даже ниже установленной нормы, я считаю это очень хорошо.
Если посмотреть на вес портфеля за неделю, то получим, что он весит в:
№ | День недели | Вес портфеля с учебниками |
1 | понедельник | 2 кг 100 г |
2 | Вторник | 2 кг 800 г |
3 | Среда | 2 кг 500 г |
4 | Четверг | 3 кг 100 г |
5 | Пятница | 1 кг 800 г |
Самый «тяжёлый» день в прямом смысле слова – четверг, самый « лёгкий» –пятница.
Оказывается, что и размеры ранца тоже имеют значение. Для учащихся 1–4-х классов они следующие: длина – 30–36 см,
- высота передней стенки – 32–40 см,
- ширина – 16 –20 см, длина плечевого ремня – 60 –70 см,
- ширина плечевого ремня в верхнем отрезке 4 – 6 см, далее 2 – 2,5 см.
Практически полностью не соответствуют данным размерам ранцы у 15 учеников, соответствует норме только у одного ученика нашего класса – Азера А.
В своей работе я использовал следующие методы:
- Работа с дополнительными источниками информации,
- Наблюдение,
- Эксперимент,
- Анализ полученных результатов.
Вывод, к которому я пришёл в ходе своего исследования такой: Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается молодой организмОсанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Постоянная неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к ряду заболеваний: формированию неправильной осанки, сколиозу. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение… Стоит обратить внимание на первые «звоночки».
Таким образом, моя гипотеза о том, что тяжёлый портфель влияет на здоровье младшего школьника, оказалась верной.
Рекомендации ученикам:
В результате исследования мы решили:
1.Мы- за ранцы (я здоровье берегу, сам себе я помогу)
2.Не носить. лишнего в ранцах
3.Проверять ранцы ежедневно и не забывать выкладывать ненужные вещи
4.Советовать всем школьникам приобретать ранцы
Рекомендации родителям:
1.Просим вас не покупайте тяжёлые ранцы!
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г
2.У нас, детей. от тяжёлых нагрузок портится осанка
3.Мы быстрее устаём, таская за своей спиной тяжеловесы
4.Пожалуйста, позаботьтесь о нас и о нашем здоровье!
Что делается в нашей школе для сохранения здоровья учеников.
1.Используются только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
2. При составлении школьного расписания учитываются гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
3.Рекомендуется использовать 2 комплекта учебников (один в школе, один дома)
К весу ежедневных учебных комплектов( по мере возможности)
4.Организовано хранение сменной обуви. принадлежностей для уроков труда и изо и т.п. в помещении школы
Общие выводы
- Моя гипотеза, относительно влияния веса ранца на здоровье ученика, полностью подтвердилась. Вес ранца действительно влияет на осанку школьника, а соответственно и на здоровье всего организма в целом.
- Мы будем продолжать отслеживать вес ранца в течении года и принимать меры для снижения веса наших портфелей.
- Будем активно применять упражнения, способствующие укреплению осанки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра Ребятам о зверятах.
Игра после прочтения учениками произведений С. Я. Маршака о животных. Реализована во внеурочной деятельности. Работа с вожатыми. Развитие познавательной активности младших школьников. Развитие инте...
"Дорожный знак - ребятам не враг"
Внеклассное мероприятие по формированию культуры поведения на дороге. ...
Сценарий праздника "На улице- не в комнате,о том,ребята,помните!"
Праздник с элементами сюжетно-ролевой игры,способствует активной пропаганде ПДД,развивает творческие способности детей....
Урок -игра по ПДД "На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!"
На данном уроке в игровой форме повторяются правила дорожного движения....
Наказ учителя ребятам
материал представляет собой памятку для учащихся начальной школы и их родителей...
М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: Образовательная: познакомить уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...
КЛАССНЫЙ ЧАС ("Для вас, ребята!").
Знаете ли вы, как праздновали русскую масленицу ваши предки?Об этом можно узнать на этой странице....