Урок здоровья в 3 классе
классный час по зож (3 класс) на тему
Урок здоровья позволяет дать учащимся представление о значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zdorovya_v_3_klasse.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок здоровья в 3 классе
Тема: «Здоровые зубы здоровью любы!»
Цель урока: дать учащимся представление о значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийная установка,
- зубная щётка,
- зубная паста,
- зеркальце,
- заготовки для детской работы,
- книги о здоровье зубов.
Ход урока:
Учитель:
- Ребята, мы приглашаем вас на урок здоровья. Тема нашего урока: «Зубы и уход за ними». Сегодня перед вами выступят учащиеся 3 «А» класса, участники проекта «Здоровые зубы здоровью любы».
Мы попросим вас ответить на вопрос: «Зачем человеку нужны зубы?». Правильно, зубы нужны,
- чтобы пережёвывать пищу;
- чтобы чётко произносить слова;
- здоровые зубы украшают лицо.
1.«Какие бывают зубы»
1 ученик
- Во время еды необходимо тщательно пережёвывать пищу. От этого она лучше смачивается слюной. Измельчённую пищу легче проглотить, она быстрее переваривается в желудке. Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые, молочные зубы появляются у него на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. К этому времени многие молочные зубы уже выпали, и на их месте появились новые, постоянные. У вас, ребята, уже выросли передние постоянные зубы. К 10-11 годам все молочные зубы заменятся постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
Практическое занятие 1.
2 ученик:
- Возьмите зеркальце. Найдите у себя постоянные зубы, молочные зубы. Они отличаются цветом и размером. Временные зубы бело-голубоватого цвета и меньше по размеру. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.
Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Рассмотрите их в зеркало. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.
По бокам резцов расположены клыки. Да, они так называются. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края? Клыки есть у многих животных, особенно у хищников. У кошки тоже есть клыки.
А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.
Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!
2. Строение зуба.
- Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.
(слайд)
3 ученик.
- Такая защита у зубов есть! Ребята, легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.
Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.
(входит Баба Яга)- 4 ученик
А вот и бабушка Яга – беззубая старушка.
Костяная я нога – детишкам всем подружка.
Зубки изучаете?
А зачем – не знаете.
А я люблю погрызть орешки,
Чупа-чупс и кириешки.
Я сухарики кусала,
Предпоследний зуб сломала.
И теперь один лишь зуб.
С ним хлопот не знаю.
Да я и одним зубом всех перекусаю.
-А это что у вас за правило? (читает с доски)
Как поел, почисти зубки.
Делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год 2 раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет! (смеётся)
У меня своё правило есть (достаёт из-под фартука, читает)
Как поел, не чисти зубки.
Делай так 3 раза в сутки!
Ешь конфеты, а не фрукты.
Во! Отличные продукты!
Если зуб забеспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу – ни шагу!
Получишь орден за отвагу!
-Правильно? А вообще-то я к вам на минутку, забежала посоветоваться, как правильно сказать:
У рыбей нет зубей?
У рыбов нет зубов?
У рыб нет зуб?
(Дети отвечают: У рыб нет зубов)
- Мы, Баба Яга, всегда знали, что у тебя проблемы с зубами, да ты к тому же ещё и неграмотная. Сядь лучше, послушай ребят. (Баба Яга садится)
Физкультминутка.
Весёлые движения топ, топ, топ!
Полезные движения хлоп, хлоп, хлоп!
Кто ими занимается топ, топ, топ!
Здоровья набирается хлоп, хлоп, хлоп!
А кто не занимается топ, топ, топ!
С болезнями намается хлоп, хлоп, хлоп!
3. Почему болят зубы?
- Ну что ж, Баба Яга прекрасно обходится одним зубом, а мы-то с вами должны беречь свои зубы. Сейчас мы узнаем, почему болят зубы.
Вы слышали, ребята, о том, какая крепкая эмаль на наших зубах. Но почему же она разрушается? Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины. А отчего они появляются?
5 ученик (слайд)
Трещины на эмали зубов могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы, от дурной привычки брать в зубы гвозди, булавки, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или откусить мороженное. Эмаль может потерять свою прочность, если человек неправильно питается: не пьёт молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а, наоборот, ест много конфет и других сладостей.
6 ученик.
После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щелочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить, в результате образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов, и в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не лечить сразу, то потом возникает сильная боль, даже может разболеться вся область вокруг зуба. Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому очень важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не может хорошо пережёвывать пищу, и от этого может заболеть желудок.
- Если врач не залечит дупло, пока оно маленькое, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие ребята очень боятся зубного врача.
(дети разыгрывают сценку «Вредный Петя»)
Ребёнок-ведущий (7 ученик)
- Жил на свете мальчик Петя.
Больше всех любил на свете
Этот мальчик шоколад,
Чоко-пай и мармелад.
-Что ж, конфеты любят дети.
- Но не чистил зубы Петя.
Щётки, как огня, боялся.
Даже редко умывался.
Петя (8 ученик)
- Фу, колючая какая!
Поцарапает мой рот.
Фу! Противная какая!
Кто такую в рот возьмёт?!
Ведущий:
- Ведь не думал он, ребята,
Что зубы заболят когда-то.
Вот шоколадку Петя съел,
И зуб у Пети заболел.
Петя бегает, кричит:
-Помогите! Зуб болит!
Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!
Что ж теперь мне умереть?
Мама Петеньку жалеет,
Полосканье в чашке греет.
- Мы пойдём с тобой к врачу.
А Петя снова: «Не хочу!»
- Петя, Петя, ты не трусь.
- Нет! Я врача совсем боюсь!
У него сверло такое!
Вмиг просверлит он меня!
У него щипцы такие!
Все зубы вырвет у меня!
Там уколы ставят всем.
Там убьют меня совсем!
У врача ужасный вид.
Пусть уж лучше зуб болит.
(подбегает Баба Яга)
- Ты, касатик, потерпи.
Шоколадкой закуси.
Будем вместе: ты да я!
Мы беззубая семья!
(Петя убегает от Бабы Яги)
Ведущий
- Зря кричишь ты: «Ой! Ой! Ой!»,
Доктор ведь совсем не злой.
Вы его не бойтесь, дети,
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я.
Это мамочка моя!
(выходит девочка-врач, берёт мальчика за руку, садит в кресло)
Вы, больной, меня не бойтесь,
Не тряситесь, успокойтесь (лечит)
Не убьём, не искалечим.
Мы немножко вас полечим.
Вот и всё! Стал зуб здоров!
Все:- Не бойтесь, дети, докторов!
Практическое занятие 2
(Детям выдаются листочки с изображением зуба)
- Это наш Зубик. Он здоров. Но вот в нём, как в Замке, поселяется Зубная боль. Как она попала в наш Замок? Где нашла вход?
(рисуют карандашом маленькую дырочку) Чтобы ей не голодать, мы её всё время подкармливаем: то конфетку, то печенье ей. Боль растёт, растёт. Растёт и дырка, в которой она живёт. Что же нужно сделать, чтобы Боль не попала в Замок? Правильно, нужно выгнать её из Замка и больше не пускать? Это может сделать только врач. Давайте мы, как Лису метлой из чужой норки, выгоним её из Замка (стирают резинкой) и закроем вход в Замок (закрашивают зуб). И Зубик опять улыбается.
4.Чтобы зубы были здоровыми.
- Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, нужно приходить к врачу тогда, когда зубы ещё не болят, не реже 2-х раз в год. А ещё нужно выполнять очень простые правила, и о них вам расскажут наши ребята.
9 ученик.
- Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить и ухаживать за ними.
Чистят ножи, и кастрюли, и трубы –
Как же не чистить до завтрака зубы?
Нужно удалять остатки пищи, которые застревают между зубами и в маленьких трещинках. И в этом вам поможет зубная щётка. Щетина её «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими.
У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка её не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить дёсны и не поцарапать во рту.
Менять щётку нужно 4 раза в год. Чистить зубы следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном, а после каждого приёма пищи нужно полоскать рот.
Практическое занятие 3.
- А сейчас мы поучимся правильно чистить зубы.
1. Вначале нужно вымыть руки с мылом.
2. Зубную щётку хорошо промыть под струёй воды и стряхнуть.
3. На щётку выдавить немного зубной пасты.
4. Верхние зубы следует чистить сверху вниз, а нижние – снизу вверх. Потом, несильно нажимая, провести щёткой вправо и влево; так же чистят зубы и изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы нужно не менее 3-х минут.
5. Затем хорошенько прополоскать рот тёплой водой.
6. Тщательно промыть зубную щётку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.
- Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как надо питаться, чтобы зубы не портились.
10 ученик.
Чтобы зубы не портились, нужно в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен зубам витамин Д, он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле. Полезно есть капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, апельсины, помидоры, гречку, овсянку, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамина, кальций, фосфор, укрепляющий эмаль зубов.
- Выбери те продукты, которые полезны для зубов. ( На доске картинки: морковка, яблоко, конфета, капуста, творог, арахис, шоколадка, помидор, эскимо, молоко, сухарики. Дети выбирают те, что полезны для зубов)
- Заканчивая наш урок, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.
Так давайте, друзья, наши зубы беречь,
На уроке об этом сегодня шла речь.
Будем зубы лелеять, будем любить,
И улыбкой своей сможем всех мы пленить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия - урок здоровья (3 класс)
Внеклассное занятие, посвященное Дню здоровья....
Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» направлена на снижение следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""33 урока здоровья" 1 класс
1. Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....
Программа кружка «Уроки здоровья» 4 класс
Программа кружка «Уроки здоровья»4 класс Составитель: Куталина В. Б., учитель начальных классов МБОУ средней общеобразовательной школы №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.Срок реализ...