Айболит, или учимся не болеть. Урок 5. Почему болят зубы.
план-конспект занятия по зож (1 класс) на тему
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь своё зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5._pochemu_bolyat_zuby.doc | 29.5 КБ |
klassifikatsiya_zubov.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5. Почему болят зубы.
I. Игра «Угадайка». (Повторение правил ухода за ушами.)
II. Беседа по теме.
Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.)
Что помогает переваривать пищу?
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6—7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10—11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если потеряет человек постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет.
III. Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы...»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит: —
Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
— Почему появилось повреждение?
IV. Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20—30 сек). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
- Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес).
(Можно использовать рисунок — строение зуба.) Зуб — это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
- коронка — часть зуба, которая видна в полости рта;
— корень— часть зуба, которая располагается в челюсти;
- шейка — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной'.
- Дырка в зубе — всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам— сердцу, почкам...
V. Рисование.
- Нарисуйте зуб-Замок, в котором поселилась Зубная Боль. Где будет вход в Замок? (Это дырочка.)
- Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход.) Зуб перестанет болеть.
- Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу.)
VI. Итог.
Предварительный просмотр:
Классификация зубов
Принято различать зубы молочные и постоянные. Молочные зубы обычно выпадают в возрасте от 6 до 12 лет, и на их месте прорезаются постоянные зубы. Молочных зубов — двадцать, а постоянных — тридцать два, по восемь на каждой половине верхней и нижней челюстей. Среди постоянных зубов у взрослого человека различают: два резца (центральный и боковой), один клык, два малых коренных зуба (премоляры) и три больших коренных зуба (моляры) (рис. 1). У ребенка на каждой стороне челюстей имеется лишь по пять зубов: два резца, клык и два коренных зуба.
Прорезание постоянных зубов заканчивается к 12—14 годам. Исключение составляет третий большой коренной зуб, именуемый еще зубом мудрости, который ; обычно прорезается после 18 лет.
Строение зуба
В зубе различают коронку и корень (или корни). Корни зубов фиксированы в зубных альвеолах (зубные лунки). Узкая область между коронкой и корнем — шейка зуба. Полость зуба содержит пульпу . Через канал в корне зуба в пульпу входят кровеносные сосуды и нервы. Дентин покрыт в области коронки эмалью, а в области корня другим типом минерализованной ткани — цементом (рис. 2). Между цементом и альвеолярными перегородками расположена периодонтальная связка (периодонт), образованная пучками коллагеновых волокон, соединяющих цемент корня зуба и костную ткань альвеолярных перегородок. В области шейки периодонтальная связка граничит со слизистой оболочкой дёсен. Пародонт — более широкое понятие. Под ним подразумевают периодонт, а также находящиеся в связи с ним структуры: прилегающие участки слизистой оболочки десны, участки кости зубных лунок. Части зуба и пародонта по их физическим свойствам подразделяют на твёрдые (минерализованные) и мягкие (неминерализованные). Твёрдые компоненты: эмаль, дентин, цемент, альвеолярная кость. Мягкие части: пульпа зуба, слизистая оболочка прилежащей десны, надкостница альвеолярных отростков и периодонт.
Форма зубов
Каждый из зубов имеет свои особенности. Резец напоминает по форме долото, корень его сдавлен в поперечном направлении и не имеет щздвоения на своем конце. Клыки имеют также один корень, сдавленный с боков, у коронки клыка несколько коническая форма. У малых коренных зубов один корень с продольными бороздами, которые у первого верхнего коренного зуба могут быть настолько хорошо выражены, что переходят в щель, раздваивающую корень. Коронка малых коренных зубов на своей жевательной поверхности имеет 2 бугорка. Большие коренные зубы имеют приблизительно кубическую форму, у них различают 4—5 бугорков. У нижних больших коренных зубов два корня, а у верхних — три.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Айболит, или учимся не болеть. Урок 1. Советы доктора Вода.
Занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 2. Друзья Вода и Мыло.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 3. Глаза.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 4. Чтобы уши слышали.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 7. Рабочие инструменты человека.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 8. Зачем человеку кожа.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...