Айболит, или учимся не болеть. Урок 4. Чтобы уши слышали.
план-конспект занятия по зож (1 класс) на тему

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь своё зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4._chtoby_ushi_ne_boleli.doc31 КБ
Microsoft Office document icon prichiny_shuma_v_uhe.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4. Чтобы уши слышали.

I. Беседа по теме.

— Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

Здравствуй, тетя Катерина!
- У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха — уши.

- На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня узнаем получше об органах слуха.

Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух «самый-самый» — трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.

— Слух — большая ценность для человека.

II. Проведение опытов.
Опыт 1

- Заткните уши ватой. Что произошло?

- Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Опыт 2

- При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет слышно едва заметное тиканье. Измерьте расстояние от часов до уха. Чем больше расстояние звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. (Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.)

Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.

От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.

III. Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн в секунду Но оказывается, уши — не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.

IV. Оздоровительная минутка.

«Самомассаж ушей» — учитель показывает, а все дети растирают уши.

Повторение слов:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

V. Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

Защищать уши от сильного шума.

Защищать уши от ветра.

Не ковырять в ушах.

Не сморкаться сильно.

Не допускать попадания воды в уши.

Если уши заболели, обратиться к врачу.

Правильно чистить уши: намыленным пальцем.

Мыть уши каждый день.

Каждое утро разминать ушную раковину.

VI. Итог. Для чего нужны уши?



Предварительный просмотр:

Причины шума в ухе

Шум в ухе вследствие баротравмы. Шумы в ухе появились во время или после полета на самолете? Возможна баротравма — повреждение органа слуха в результате нарушения равновесия между давлением  воздуха в среднем и наружном ухе, особенно если вы были простужены или у вас был насморк.

Постарайтесь продуть с силой воздух через нос при зажатых ноздрях. Во многих случаях это приносит облегчение. Если состояние не улучшается и длится более суток, обратитесь к врачу.

Шум в ухе и снижение слуха. Кроме шума в ухе, вы заметили снижение слуха? С появлением шумов в ухе нередко развивается глухота.

Шум в ухе вследствие приема лекарств. Вы принимаете или недавно принимали какие-либо лекарства? Побочным действием некоторых лекарств может быть появление шумов в ухе. Обсудите этот вопрос с врачом.

Шум в ухе вследствие попадания насекомого. Вы ощущаете щекотание в ухе? Вероятно, в наружный слуховой проход попало насекомое или другое инородное тело. Прибегните к первой помощи (см. ниже). Если эти меры не помогли, обратитесь к врачу. Никогда не пытайтесь удалить инородный предмет каким-либо инструментом.

Первая помощь при попадании насекомого в ухо

Если вам в ухо попало насекомое, вы должны попытаться осторожно удалить его; для этого надо наклонить голову так, чтобы пораженное ухо было сверху, и влить в него тепловатую воду (лучше, если кто-нибудь поможет вам в этом). Насекомое обычно всплывает. Можно и просто лечь в ванну на спину, так чтобы уши были под водой. Если эти меры не помогут удалить насекомое, обратитесь к врачу.

При наливании воды в ухо слегка оттяните мочку уха кверху и назад.

Строение уха

Ухо состоит из трех основных частей:

Наружное ухо включает ушную раковину, которая собирает звуковые волны и направляет их по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, вызывая тем самым ее колебания.

Среднее ухо включает барабанную перепонку и три маленькие слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко), которые передают колебания от барабанной перепонки во внутреннее ухо. Давление воздуха в среднем ухе поддерживается на нормальном уровне при помощи евстахиевой трубы, которая соединяет среднее ухо с задней стенкой глотки.

Внутреннее ухо заполнено жидкостью и содержит спиральную трубку (улитку), которая преобразует приходящие из среднего уха колебания в нервные импульсы, и те по слуховому нерву достигают головного мозга. В нем расположен также лабиринт, который контролирует равновесие тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Айболит, или учимся не болеть. Урок 1. Советы доктора Вода.

Занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 2. Друзья Вода и Мыло.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 3. Глаза.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 5. Почему болят зубы.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 7. Рабочие инструменты человека.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 8. Зачем человеку кожа.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...