Применение здоровьесберегающих технологий.
статья по зож (2 класс) на тему
Создание ситуации выбора и успеха.
Организация учебного сотрудничества.
Использование приемов рефлексии.
Гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика.
Пение звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Н.С.
учитель начальных классов
МОУ гимназии № 44
г.Люберцы Московской области
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.
- Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
- Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:
Всем говорю я : «Здравствуйте,
С добрым утром, друзья.
День наступил прекрасный,
Потому, что в нем вы и я!»
Каждое утро первый урок мы начинаем с зарядки под музыку.
Ежедневно по утрам,
Зарядку делать надо нам.
Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для этого применяю различные приемы.
1)Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («У тебя получится»);
- внушение («Приступай же»);
- высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотива («Нам это нужно для…»)
2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:
-ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;
-формирование веры в успех:
-отметка достижений;
-концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.
Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и со мной, задают вопросы на уточнение непонятого, стараются найти выход из тупикового положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки учащихся.
- Организация учебного сотрудничества.
В своей работе применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
Участвуя в групповой работе, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.
Например, на занятии «Мысли о здоровье» детям необходимо составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Эта работа выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем в виде стенда и помещаем в классный уголок здоровья.
Аналогичная работа проходит по теме «Азбука безопасного поведения». По группам дети составляют правила безопасного поведения в разных ситуациях:
-при пожаре,
-при захвате террористами,
-при движении по улицам,
-при обращении с электроприборами,
-во время природных катастроф, и оформляют свою работу в виде проекта (плаката)
На такую работу отводится неделя. А затем на классном часе проводим защиту своих плакатов. Защита проходит в виде устных выступлений, и творческие работы групп затем помещаем в классном уголке.
- Использование приемов рефлексии.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
-Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использую проведение физкультминуток:
- Физкульминутки под музыку.
- Упражнения, корректирующие осанку.
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
- Гимнастика для глаз.
- Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
- Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
- Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
- Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
- Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
- Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить.
- А теперь одну ладошку развернем наоборот
И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
- Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
- Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
- В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.
- «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.
- Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
- Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.
- Дыхательная гимнастика.
Вдох пауза выдох
4 сек. 2 сек. 4 сек.
5 сек. 2 сек. 4 сек.
6 сек. 2 сек. 4 сек.
Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.
- Пение звуков.
Этот метод заключается в использовании энергии полного дыхания.
Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь ( звуки). Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь - она должна двигаться.
Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.
Звук А- снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
- Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.
Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.
- Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).
-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).
-Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики)
-Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»
- Формулы самовнушения.
Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешиваются заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:
Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
- Включаю в тему урока.
Русский язык.
Ставлю на уроке проблему:
Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да и нет.) Почему?
-Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и сохранять наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)
Работа с пословицами.
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
Очень часто на уроке я использую, работу с пословицами, например, грамотно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Литературное чтение.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
«Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
-Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
-Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
-Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
-Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Окружающий мир.
-Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
Почистив вечером зубы, не ем сладости.
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
-Можно съедать так много пирожных? Почему?
-Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
4. Правильное питание.
Говоря о применении здоровьесберегающих технологий нельзя не упомянуть работу по теме о правильном питании, которая строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Работа в этом направлении проводится как на уроках, так на внеклассных занятиях.
Для того чтобы заинтересовать своих учеников, я использую прием «Пазлы». Дети знают и любят игру в пазлы, когда из отдельных деталей получается целая картинка, поэтому формулировка задания им понятна и близка. Прием заключается в следующем: ученики делятся на группы, выполняют определенное задание по теме, учатся сами, а затем свои знания передают всем. Таким образом, из частей, на которые условно разделена тема складывается целостное восприятие материала.
Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», класс поделили на группы, распределили задания, которые выглядели таким образом:
1-й пазл - «Пища – строительный материал».
2-й - «Пища, которая помогает нам расти».
3-й - «Пища, которая даёт нам энергию».
4-й - «Для чего жиры нужны».
5-й - «Где скрываются белки».
6-й - объяснить смысл пословицы «Человек голодный – ни на что не годный».
Выполнив свою часть задания, дети выступали перед остальными, обучая их. В результате у ребят сложилось полное представление о том, как следует правильно питаться.
Практикую эту методику начиная с первого класса. Ее можно использовать на любом предмете и во внеклассной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Каждый год школьный психолог проводит диагностику при переходе детей из начального звена в среднее. Диагностика проводится с целью выявления риска дезадаптации у детей начального звена. В 2010 году в моем классе проводилась такая работа: диагностика «Отношение к учебным предметам» и «Чувства в школе». По полученным результатам можно сказать, что у большинства моих учеников наблюдается положительное отношение к учебным предметам, выражен благоприятный эмоциональный фон. Школьный психолог проводила диагностику в острый период адаптации (сентябрь-октябрь) в первых классах. По результатам этой диагностики на конец октября успешно адаптировались- 86% и испытывали небольшие затруднения – 14% (3 человека). В дальнейшем с данными учениками была проведена работа и на конец учебного года все ученики успешно адаптировались.
Сравнивая результаты медицинского осмотра прошлого года и нынешнего, увидела, что показатели здоровья не ухудшились. На одном уровне сохранилось число ребят с 3-й группой здоровья (20%). Увеличилось количество человек с 1-й группой (было 16%, стало 27%), но уменьшилось количество учащихся со 2-й группой(64% - было, стало – 53%).
Считаю, что такие результаты стали возможными и благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих уроках.
Вывод:
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья, повышению качества знаний.
Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы и очень хотела бы, чтобы работа была продолжена моим преемником при переходе детей в среднее звено обучения.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
- Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
- Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
- «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....
Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б» с применением здоровьесберегающих технологий
Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б»с применением здоровьесберегающих технологий учитель начальных классов: Поликарпова Галина Владимировна ...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...
Урок доброты по окружающему миру в 1 классе по теме: «Почему мы часто слышим слово «Экология»? (с применением здоровьесберегающих технологий)
Цели: · первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;·...
методические материалы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках
В работе представлена классификация здоровьесберегающих технологий. Даны методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях и во внеурочное время. Подобран ...
Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)
В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....