Доклад "Здоровье сберегающие технологии для детей с ОВЗ в условиях ГПД"
материал по зож ( класс) на тему

Полунина Ирина Федоровна

Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит от программы по которой работают педагоги данных учереждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ в условиях  ГПД.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

        Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения).

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

В настоящее время, когда здоровье детей, согласно данным медицинских учреждений, составляет не более 10%, необходимость воспитания здоровых детей школьного возраста приобретает актуальную социальную значимость. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.  Основы здорового образа жизни  человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, т.к. в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям.

Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. На сегодняшний день подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения для детей младшего школьного, в том числе и для детей с ОВЗ

По данным Министерства РФ 85% детей - воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психического или коррекционно-педагогического характера. Целью коррекционного воспитания для детей с ОВЗ является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Разрабатываются новые педагогические модели технологии, способствующие развитию вербальной выразительной речи, эмоциональному развитию и развитию движений через синтез современных методов.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессов в учебно-воспитательном процессе. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

При работе с детьми страдающими ОВЗ необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания.  Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - родителями, учителями, медработниками, кружководами, логопедами, дефектологами.

При работе с такими детьми необходимо создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно – гигиенических требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.  Человек должен овладеть искусством вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически.

Для сохранения здоровья надо учить детей соблюдать режим дня. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Многим требуется проявлять волю и твердый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Если установленный жизненный ритм соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками, воспитывается организованность, воля, сознательная дисциплина.

Формирование здорового образа жизни младших школьников в группе продленного дня является наиболее значимым в укреплении здоровья человека. Здоровый образ жизни – это личная гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом.

В беседах на клубных часах надо рассказывать детям о том, как  соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому надо чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды.

Во время прогулки дети активно двигаются. Движение как форма физиологической активности играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка.

 Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.

Во время прогулок на свежем воздухе желательно проводить  игры и соревнования. Игры развивают силу, ловкость, волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность. Учат дружбе и товарищескому отношению, как к своим одноклассникам, так и к другим детям начальной школы.

        Помимо игр на свежем воздухе необходимо  проводить прогулки-экскурсии. Благодаря смене обстановки, новизне такая прогулка-экскурсия становится интересной детям. Они с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближе подойти к наблюдаемому объекту: шмелю, бабочке, скворцу, воробью - рассмотреть его и сфотографировать

 «В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом воспитанников, а также игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел.

Самым сложным направлением деятельности воспитателя является организация самоподготовки. Во время самоподготовки необходимо проводить  оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу.

Только комплексное использование здоровьесберегающих технологий в ГПД позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, формирует всесторонне развитую личность.                                                                                                                                                                                                    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС

Наша школа третий год является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы  « Здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»Цель п...

«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...

Статья.Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе

Статья "Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"...