Ее величество - каша
план-конспект по зож на тему

Чувашова Татьяна Нургаяновна

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eyo_velichestvo_-_kasha.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Проект « Её Величество – каша…»

Состав проектной группы: учащиеся 1 и 4 классов

Инициативная группа: учащиеся 4 класса

Руководитель проекта: 

Плотникова Нина Васильевна, учитель начальных классов

Образовательная область: Основы здорового образа жизни

Актуальность проекта:    Обязательным и незаменимым продуктом детского питания являются каши.  По данным Научного центра здоровья детей РАМН каши поставляют около 30% необходимой энергии для детей. А по рекомендации ВОЗ, каши, хлебобулочные и макаронные изделия, зерновые хлопья должны составлять более половины суточного рациона ребенка.  По своему химическому составу и биологическим свойствам каши занимают исключительное место среди продуктов, используемых в питании детей всех возрастных групп. Проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости разнообразных каш. Мы решили собрать как можно больше информации о полезных свойствах данного продукта. Обратились к истории употребления каш на Руси. Собрали материал о растениях и крупах, из  которых  человек готовит каши.

Цель работы:

Раскрыть значение каш для правильного питания младшего школьника

Задачи:

  • Расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.
  • Пробуждать интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и ЗОЖ.
  • Расширить знания учащихся о пользе каш.
  • Формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьника.
  • Просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
  • Формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию.
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
  • Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач, сети Интернет и т. д.).
  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. 

  Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.

Темы исследований учащихся:

Каши и их состав.

Растения и крупы, из которых готовят каши.

С какими продуктами лучше сочетать каши.

Из истории употребления каш человеком.

Методы исследования:

наблюдение;

поисковая работа с литературными источниками;

анкетирование;

План проведения проекта

Организационный этап: 

1.  Выявление интересов детей к проекту.

2.  Формулировка проблемы

Подготовительный этап: 

1.  Выбор темы проекта

2.  Формулировка цели проекта

3.  Формирование групп учащихся по разработке отдельных вопросов

4.  Распределение задач для каждой группы

5.  Определение основных источников информации

Этап реализации проекта: 

1.  Сбор информации по теме для решения поставленных задач;

2.  Систематизация собранного материала;

3. Анализ и распределение материала по тематическим группам: для создания презентаций, для изготовления буклетов, "Вдруг будет нужен...";

4. Подготовка и оформление результатов в виде буклетов, плакатов, презентаций;

5.  Придуман сюжет сказки «Баба Яга и каша», записан  в стихотворной форме

6.  Отчет творческих групп о проделанной работе.

Заключительный этап: 

1.  Оформление Портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта).

2. Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проект

   Чтобы заинтересовать данной проблемой всех учащихся начальной школы, придумана и инсценирована сказка «Баба Яга и каша»

Декорации: слайды – иллюстрации, избушка на курьих ножках

Главные действующие лица: Баба Яга, Кот, Леший, Кощей, Кикимора

Ход мероприятия:

Автор:

В некотором сказочном царстве,

В небывалом соседнем государстве…

В лесу Яга жила-была

Да хулиганкою слыла.

То в кашу соль подсыплет Змею,

Касторки в суп нальёт Кощею,

А то с поганками затеет пироги,

И слова поперек сказать ей не моги!

И вдруг нежданно нагрянула беда -

С Ягусею такого не бывало никогда!

Яга:

Ох, что со мною нынче стало:

Видеть шибко плохо стала,

Грипп замучил и хандроз…

И русский дух совсем не чует нос.

Кот:

Ах, Бабусенька-Ягусенька, родная,

Давай в аптеку лесную я слетаю!

Яга:

Уже слетала…

Пилюлей наглоталась,

Ох, видно помирать теперь, милок,

Мне лишь осталось…

Кот:

Ты без разбора все лекарства принимаешь,

Что, как и чем лечить - совсем не знаешь!

Яга:

Ох, болят суставы, кости,

Съем кого-нибудь от злости!!!

И  желудок барахлит…

Может у меня рахит?

Витаминов не хватает,

Радикулит к земле сгибает

А в желудке тошнота

И во рту (тьфу!) кислота!

Кот:

Выпей-ка мотилиум!

Яга:

Собирай консилиум!

Автор

Вот в Ягусину избушку

Чтобы вылечит старушку

Собираются «врачи»,

Будут бабушку лечить.

Появляются «врачи»: Леший, Кощей, Кикимора

Леший:

Я пишу простой рецепт:

Мухоморчик на обед,

Мухомор на ужин…

И доктор вам не нужен!

Кикимора:

Рекомендую полечиться

Болотною водицей

С пиявками да с червяками…

Болезни уберутся сами!

Кощей:

Отвар из ядовитых змей

Полезен очень для костей!

Но кости новыми не станут

И скрипеть не перестанут!

Яга:

Вы зачем ко мне пришли?

Все:

Мы рецепты принесли!

Леший:

Как избавиться от хвори…

Кикимора:

От ломоты и от боли

Кощей:

От плохого настроенья…

Яга:

Дармоеды!

Что мне делать?

Время скоро уж обедать,

Съесть Аленку иль Андрюшку,

С мухоморчиком в прикуску?

Сварить из белены компот?

Кот:

Снова заболит живот!

Ты меня Яга послушай-

Если хочешь вдоволь кушать,

На диете посиди,

Организму помоги!

Чтоб здоровье стало лучше Ваше-

Научитесь кушать каши!

Яга:

Ты о чем толкуешь, кот?

Кашу не беру я в рот!

Пользы нету никакой!

Кот:

Зря про кашу так! Постой!

Отведу тебя я в школу

Там живет народ веселый!

И про кашу с молоком,

С медом, сливками, сметаной

Врать тебе, поверь, не станут

И о правильном питании

Все расскажут нам без тайн…

Яга:

Хватит баснями кормить

Кашей можно что ль лечить?

Кот:

Знай, что от болезней -  

Каша всех полезней!

Яга:

Где  школа та?

Где на обед

Вкуснее каши блюда нет?

Кот:

Постой, постой…

То в Городищенском районе…,

Поселок… «щас» (думает) Степной…

Яга:

Скорей садитесь на метлу,

Я в миг вас всех туда домчу…

Герои садятся на метлу, улетают… Смена декораций (школьная столовая)

Яга:

Чем так вкусно пахнет тут

И куда все так бегут?

Дети:

Торопимся в столовую!

Сегодня на обед

Дадут нам кашу новую

И маленький секрет!

Ученик:

Как правильно питаться

И в кашах разобраться

Ученик:

Приглашаем кашу кушать

И нас внимательно послушать!

Ученик:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают,

Ставят на плиту вариться и…,

Что тут может получиться?

Ученик – поваренок (открывает крышку кастрюли):

Кастрюля - хитрюля нам кашу сварила,

Нам кашу сварила, платочком накрыла.

Платочком накрыла и ждет нас, пождет

И ждет, кто же первый придет?

Ученик:

Это интересно знать

  • Каша - исконно русское блюдо. 
  • Кашу варили на свадьбах. Свадебный пир на Руси назывался кашею.
  • Каша была обрядовым блюдом. Без неё не обходились  рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа.
  • Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу
  • В русском христианском быту ей отводилось главное, «красное», место.
  • Существовало великое множество способов гадания на каше.
  • Закладку и окончание строительства дома всегда отмечали угощением кашей
  • В день Акулины-гречишницы  готовили гречневую кашу для путешествующих и бездомных..
  • Гречиха пользовалась у русского народа особым уважением. Не случайно ее называли “княгиней”.
  • Существовал даже освященный церковью праздник «бабьи каши».

Ученик:                                                                                                                Косметика из каши

Любую свежесваренную  теплую кашу можно  использовать в качестве маски, наложив ее обильным слоем на лицо, и смыв теплой водой через 15-20 минут.
Добавляя различные компоненты - мёд, молоко, кисломолочные продукты, фрукты или фруктовые соки – мы можем придать маскам различные дополнительные свойства: отбеливающие, смягчающие, увлажняющие, питательные, подтягивающие и т. д.

Ученик:

Без каш русскую кухню сложно представить,  раньше говорили, что «русского без каши не накормишь».

Ученик:

Ассортимент каш в русской кухне очень большой, их варили из разных круп.

Определите по виду колоска название растения.

Игра: «Угадай - ка!»

Найдите в блюдцах соответствующую крупу, назовите ее. Обратите внимания на форму крупы, ее размеры, цвет.

Пшеница (манная крупа, пшеничная крупа);  овес (овсяные хлопья);  гречиха (гречка);  просо (пшено),  рис (рис),  лен (семена льна), горох (горох) и т. д.

Ученик:

Из истории «Знаете ли вы?»

  • Пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет.
  • Рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
  • Самая  «молодая» в этом списке – кукуруза, ей всего 3 тыс. лет.
  • Овес был известен грекам и римлянами еще в древние времена 1000 лет д. н. э..

      Но употреблять его в пищу, как геркулесовую кашу, стали только в 13 веке   шотландцы.

  • Ячмень упоминается в Библии более 20 раз, а в древних израильских книгах он называется одним из плодов Земли Обетованной.
  • Муку из ячменя - цампу употребляли и в горах Тибета 2,5 тысяч лет назад.
  • Нашим предкам каша была известна более 1000 лет назад - именно таков возраст каши, обнаруженной в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.

Ученик:

Какие каши готовят из данных круп?

Дети представляют кашу, рассказывают о её пользе, правилах приема.

Ученик:

Гречка

Каша из гречки

Где варилась?

В печке!

Сварилась, упрела,

Чтобы Оля ела.

Кашу хвалила,

На всех разделила

Досталось по ложке

Гусятам на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам на окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

А Оля доела последние крошки.

Гречневая каша  - укрепляет иммунную систему                                                                                                            

Ученик:

Ода овсяной каше

Овсяная каша, овсяная каша,

Дешевая, быстрая, вкусная наша.

На завтрак её англичане едят.

Она здоровее других во сто крат!

Овсяная каша, овсяная каша,

Полезна детишкам,  отцам и мамашам

Желудку приятно и сердцу легко

И вкусно добавить в неё молоко!

Овсяная каша, овсяная каша,

Едят ее Шура, и Толя, и Маша.

Дает она силы зимой и весной

Ведь каша-гарнир для котлеты мясной!

Геркулесовая  каша   помогает делать наш мозг думающим, запоминающим и воспроизводящим «устройством» нашего организма                                                

Ученик:

Манная каша   Е. Николаева

Каша манная варилась

Всё пыхтела, пузырилась

Из кастрюльки убежала,

На тарелочку попала

Мы её поймаем ложкой

И попробуем немножко.

Зачерпнем разок . другой

Ложку целую с горой

Ай, да каша! Как вкусна!

Всю съедим её до дна!

Манная  каша   полезна для восстановления сил в период выздоровления                                                                                                                

Ученик:

Пшенная каша

Мышка в кружечке зеленой 
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось.
Ни крупинки не осталось!

Пшенная  каша  улучшает работу нервной системы и органов кровообращения;                                                                                                                        

Ученик:

Рисовая каша

Сладкая, приятная
Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая.

Рисовая каша….

Гостья дорогая наша.

Из стран заморских к нам пришла,

Друзей средь нас себе нашла.

Рисовая каша  благотворно влияет на формирование костной системы и умственное развитие детей                                                                                                                              

Ячневая  - укрепляет стенки сосудов, устраняет отложение жировой ткани                                                                                                                              Пшеничная  -  обеспечивает полноценную работу нервной системы Гороховая   -   способствует росту мышц, полезна страдающим анемией                                                                                                       Кукурузная   -  способствует очищению крови,  минимизации случаев инфарктов и инсультов.                                                                                  Льняная – уникальная, содержит 18 аминокислот из 22 имеющихся у человека; снижает риск заболевания злокачественными опухолями

Ученик:

Каши готовят рассыпчатыми, крутыми, вязкими, жидкими; с мясом, рыбой, ливером, мозгами, грибами, луком; на молоке, воде, сливках, сметане, бульоне и различных соках; из них делали запеканки, перепечи, сальники, крупеники, гречневики, или гречаники.

Кот (задумчиво):

Я слышал, люди говорят: «Кашу маслом не испортишь».

Ученик:

Верно. Но в кашу можно добавить ещё ягоды, фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши, может положить орешки.

Ученик:

О пользе каши люди знали еще в древности и сложили о каше много пословиц и поговорок.

  • Каша-матушка наша,
  • Хлебец ржаной - отец родной.
  • Щи да каша-сила наша.
  • Хороша кашка, да мала чашка.

Ученик:

Какие пословицы и поговорки известны вам?

Игра «Продолжи пословицу»

  • Заварил кашу, так не жалей…(масла);
  • Сам заварил кашу – сам и…(расхлебывай);
  • Один у каши - …(сирота);
  • Где с маслом каша, там и…(место наше);
  • Без каши обед…(не в обед)

Учитель:

Ребята, а вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»

Много стихов, загадок и сказок сложил народ о каше. Вспомним некоторые из них…

Викторина:

1.  Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку ? ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )
2.  Сколько детей было у сороки - белобоки ? ( Пять )
3.  Назовите автора сказки «Каша из топора»  (Р. Н. С. )
4.  Чем угощала Лиса Журавля ? ( манной кашей )
5.  Из чего сварена каша, которой поп из сказки А.С. Пушкина кормил своего работника? (из полбы) Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом, т.е. полба -  пшеничная каша
6.  Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть - чуть гороха, пшена, перловки, гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно. Такую кашу называют сейчас «суворовской»
7.  Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? ( ячменной, т.е. перловой.)

Ученик:  А девчонки – хохотушки вам споют сейчас частушки.

Частушки о каше

Мы на завтраке сидим,

Кашу манную едим.

Знает каждый ученик

Ум без завтрака поник!

В школе весело живем,

Каши вкусные жуем.

С каждым днем мы подрастаем,

Сил, здоровья набираем!

Жизнь у нас тяжелая,

Нам нужна столовая.

Повара нужны и каши

Вот такая просьба наша!

Предпочтенье отдаю

Я молочной каше

Чтобы с каждым новым днем

Я становилась краше!

Очень всем полезна каша

Овсяная, перловая

Потому что в этой каше

Сила стопудовая!

С детства кашу кушать надо

Она лучше шоколада!

Гречку скушай ты с утра

День пройдет как на «Ура!»

Вот и кончился куплет,

Рады дети наши

Ничего полезней нет

Вкусной щедрой каши!

Ученик:

Зерновые продукты играют важную роль в питании человека, они – основные источники углеводов, растительных белков, витаминов группы «В», некоторых минеральных веществ.

Ученик:                                                                                                                              По данным Научного центра здоровья детей РАМН каши поставляют около 30% необходимой энергии для детей. А по рекомендации ВОЗ, каши, хлебобулочные и макаронные изделия, зерновые хлопья должны составлять более половины суточного рациона ребенка.

Цельное зерно несет в себе силу природную, силу Земли-матушки.

Злаки - это спрессованный свет Солнца.

Песенка про манную кашу
(сл. и муз. Л. Абелян)

На плите в кастрюле каша пыхтела
Всех ребятишек угостить хотела
Манная-манная, каша желанная.
Вкусная, нежная, каша полезная

Кушай, кушай Лиза, манную кашу,
Станешь, станешь Лиза и сильней и краше!
Манную-манную, кашу желанную.
Вкусную, нежную, кашу полезную

Кушай, кушай киска, кашу из миски.
И Барбос из плошки ест понемножку.
Манную, манную, кашу желанную
Вкусную, нежную, кашу полезную.

Ученик:

Побывал в домах я многих

И богатых, и убогих.

Много разного видал,

Кашу всякую едал.

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша.

Дома близкие мои

Варят кашу из любви!

Ученик:

В родной семье и каша гуще!

Ученик:

Один у каши – сирота.

Ученик:  Сегодня кашу заварили родители и дети 1 «а» и 4 «а» классов.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!

Ученик:

Ну и каша! Так в рот и просится!                                                                                      

  Нос и щеки - наелись досыта!

Подбородку тоже досталось!

И мизинчик попробовал малость!

Чуточку съели лобик с макушкой,

А остальное докушали ушки

Баба Яга (удивленно):

Вот так каша - сила ваша!                                                                                                

 Как сытна, вкусна, сладка!                                                                                          

   Каша с маслом, каша с мясом -                                                                                                           Пахнет сытно как она!

Кот:                                                                                                                                        

 Всё узнали мы про каши...   

Кощей (задумчиво):

И как правильно питаться…

Леший:                                                                                                                        

     Научили дети ваши                                                                                           

   Нас с недугами справляться!

Кикимора:

Полетим скорее в лес,                                                                                            

   Устроим праздник до небес!

Баба Яга:

Каши разной наварю,                                                                                                          

   Люд лесной я накормлю!                                                                                                

    Пусть будет всем известно,                                                                                              

    Что каши есть полезно!

Сказочные герои прощаются с ребятами.

Родители:

Наше питание - наше здоровье!

Как сделать, чтобы каша была вкусной, сытной, полезной и витаминной?

Мы предлагаем вашему вниманию рецепты любимых каш.

Далее следует угощение кашами детей и гостей.

В результате работы над проектом учащиеся расширили свои знания о полезных свойствах каш, узнали, из каких круп их готовят, в какое время лучше употреблять те или иные каши. Исследовательская деятельность учащихся позволила им познакомиться с историей использования человеком каш и зерновых продуктов.  Дети приобрели умения работать со справочной литературой, энциклопедиями, источниками сети «Интернет».

Результаты работы над проектом:

  • выпущены буклеты «Каша - матушка наша!»;
  • создана презентация «Её Величество – каша!»;
  • придумана  сказка «Баба Яга и каша»
  • собраны пословицы и поговорки о кашах;
  • проведен конкурс рисунков;
  • проведено родительское собрание «Здоровое питание младшего школьника»;
  • ведется информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе каш.

Данные материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по программе «Разговор о правильном питании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультативного курса "Разговор о правильном питании" по теме: "Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?"

Данная разработка предназначена для учителей, работающих по курсу "Разговор о правильном питании"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»

Данная  методическая разработка создана по программе «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, по теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?». Методич...

Мастер – класс «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной»

Обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»   с учетом исследовательской деятельности учащихся....

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши всякие важны"

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши разные важны"  формирует у учащихся представление о значимости и пользе каш, знакомит  с историей и происхождением различных каш, с народными тр...

Проект "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?"

Проект разработан учителем начальных классов Анаевой Гульнарой Хавиловны и учащимися 2-го "Г" класса. Цель проекта: проанализировать почему современные дети не едят каши. Оказалось, что многие учащиес...

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной".

Внеурочное заняти. Возрастная категория  1-2 классы....