Тематическое планирование "Азбука безопасности" 3 класс
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Овсянникова Марина Николаевна

Тематическое планирование "Азбука безопасности" использутся во внеурочной деятельности. Рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»

       

                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

социального направления

 «Азбука безопасности»

2015 - 2016 учебный год

                                                     

Направление: социальное

                                                     Форма организации: клуб  

                                         Возраст: 8,5 - 10 лет

                                                Срок реализации: 1 год

                                                                               Составитель:  учитель начальных классов

                                                                   Овсянникова Марина Николаевна

Старый Оскол

2015-2016 учебный  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для учащихся 3-го класса разработана на основе авторской программы Рыбальченко Н.В., «Азбука безопасности» методиста МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ», в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Направление программы – социальное.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Одним из наиболее эффективных путей достижения этой цели является формирование соответствующей культуры – культуры безопасности жизнедеятельности. В связи с этим необходимо, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью каждого человека, общества  и государства в целом. Для этого нужно развивать иное мировоззрение, систему идеалов, норм и традиций безопасного поведения.

Целью программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» является формирование культуры безопасности младших школьников как качества личности, представленного в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.

Задачи программы:

- образовательные:

- привитие учащимся основ культуры здорового образа жизни;

  • формирование у детей знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью;
  • формирование комптентностных знаний, умений, навыков учащихся в области безопасности жизнедеятельности;

   - развивающие:

- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, самообладание

- развитие потребности младших школьников в занятиях физической культурой и спортом.

- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

    - воспитательные:

  • патриотическое, нравственное и физическое воспитание учащихся;

- формирование законопослушного поведения и правовой культуры

- воспитать учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге

- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Особенности содержания программы. Программа внеурочной деятельности построена с учетом следующих принципов:

  • доступность знаний (конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся 8,5 – 10 лет);
  • личностно ориентированная модель курса (актуализация знаний, умений, навыков с точки зрения реальных способностей каждого ребенка);
  • линейно-концентрическое расположение учебного материала (последовательное формирование представлений учащихся с опорой на уже имеющиеся знания и социальный опыт);

деятельностная основа процесса обучения (практико-ориентированная направленность программы, удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности).

     

Формы и режим занятий

Режим занятий

Год обучения

Класс

Всего часов

Часов в неделю

Режим занятий

2-ый

3 класс

34

1

1 раз в неделю

Основные формы организации образовательного процесса

Год обучения

Класс

Всего часов

Из них

Теория

Практика

2-ый

3 класс

34

14

20

Планируемы результаты:

Личностными результатами являются:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно-важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, сознательно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

- воспитание ответственного отношения к личному здоровью.

Метапредметными результатами являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

- выявлять причинно следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

-  овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни.

Коммуникативные результаты:

- умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, находить компромиссное решение в различных ситуациях

- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы приборов и технических средств, умения оказывать первую медицинскую помощь .

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдержать необходимые умственные и физические нагрузки.

Программа внеурочной деятельности предполагает двухуровневое обучение:

  • первый уровень – информативный (изучение правил и основ безопасности в различных условиях жизнедеятельности человека);
  • второй уровень – поведенческий (закрепление социально адекватной модели поведения).

Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности являются занятия, организация и проведение которых предполагает:

  • задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
  • задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
  • игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие  ученика   с двумя   или  более  учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
  • имитационные игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (спортивные игры, ролевые игры и т.д.);
  • задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
  • задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
  • задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио, телевидению и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся 3-го класса.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

  • правила перехода дороги, перекрестка;
  • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
  • особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
  • меры пожарной безопасности при разведении костра;
  • наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
  • систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
  • опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
  • основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;

помнить:

  • основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
  • порядок и правила вызова экстренных служб;

обладать навыками:

  • разводить и гасить костер;
  • ориентирования на местности;
  • действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
  • действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
  • оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.

У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

3класс

1

Вводное занятие

1

2

Дорожная азбука

9

3

Азбука безопасности

9

4

Азбука здоровья

8

5

Основы медицинских знаний

7

Всего

34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Характеристика учебной деятельности

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечания

Теория

Практика

По плану

Фактически

I Введение 1ч

1.1

Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия

Понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить.

Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

02.09

II Дорожная азбука 9ч

2.1

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах. Правила перехода проезжей части и перекрестков. Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП

Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

9.09

2.2

2.3

Как появился автомобиль и правила дорожного движения

Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.

Имитационная игра «Останови нарушителя». Командная игра «Найди ошибку в правилах».

16.09

23.09

2.4

2.5

2.6

Светофор и знаки.

Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дорожные знаки ты должен знать!

Дидактическая игра «Наведем порядок в городе» (на рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и делают свои пояснения).

30.09

07.10

14.10

2.7

2.8

2.9

Безопасность во дворе и на перекрестках.

Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках.

Дидактическая игра «Можно – нельзя». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе).

21.10

04.11

11.11

III Азбука безопасности 9ч

3.0

Если случилась беда…

Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

Имитационная игра «Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить)

18.11

3.1

3.2

3.3

Если ты потерялся

Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.

Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…».

25.11

02.12

09.12

3.4

3.5

Безопасность в природе.

Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.

Составление памятки «Внимание, ожидается гроза!». Экскурсия на природу.

16.12

23.12

3.6

3.7

3.8

Один дома

Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.

Составление рассказа «Когда я был один дома…» (описание экстренной ситуации, произошедшей с ребенком, когда он остался один дома).

13.01

20.01

27.01

IV Азбука здоровья 8ч

3.9

4.0

Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни. Как не заболеть. Здоровье окружающих. Профилактика простудных заболеваний.

Конкурс рисунков «Сохраним и приумножим здоровье».

03.02

10.02

4.1

4.2

Занимайся спортом

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (спортивные мероприятия с участием родителей).

Дидактическая игра «Выбери предметы личной гигиены».

17.02

24.02

4.3

4.4

Основы правильного питания

Основы питания. Ежедневный рацион. Диета. Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья.

Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания).

02. 03

9.03

4.5

4.6

В гостях у Мойдодыра

Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).

Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь».

16.03

30.03

V Основы медицинских знаний 7ч

4.7

Лекарственные и ядовитые растения

Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.

Сбор и оформление гербария. Презентация гербария.

06.04

13.04

20.04

4.8

4.9

Первая помощь при отравлении газами

Понятия «газы», «удушение», «отравление газами». Виды газов. Чем вредны газы. Первая помощь при отравлении газами.

Изготовление средств защиты органов дыхания. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

27.04

04.05

5.0

5.1

Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи

Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике. Стресс без дистресса.

Составление памятки «Как побороть панику».

11.05

18.05

Итого:

34 ч


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 класс

Раздел I. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

Раздел II. Дорожная азбука

Тема 2.1. Почему дети попадают в дорожные аварии.

Теория. Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП.

Практика. Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

Тема 2.2. Как появился автомобиль и правила дорожного движения.

Теория. Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.

Практика. Имитационная игра «Останови нарушителя». Командная игра «Найди ошибку в правилах».

Тема 2.3. Светофор и знаки.

Теория. Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».

Практика. Дидактическая игра «Наведем порядок в городе» (на рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и делают свои пояснения).

Тема 2.4. Безопасность во дворе и на перекрестках.

Теория. Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках.

Практика. Дидактическая игра «Можно – нельзя». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе).

 

Раздел III. Азбука безопасности

Тема 3.1. Если случилась беда.

Теория. Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.

Практика. Имитационная игра «Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить)

Тема 3.2. Если ты потерялся.

Теория. Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.

Практика. Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…».

Тема 3.3. Безопасность в природе.

Теория. Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.

Практика. Составление памятки «Внимание, ожидается гроза!». Экскурсия на природу.

Тема 3.4. Один дома.

Теория. Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.

Практика. Составление рассказа «Когда я был один дома…» (описание экстренной ситуации, произошедшей с ребенком, когда он остался один дома).

Раздел IV. Азбука здоровья

Тема 4.1. Здоровый образ жизни.

Теория. Здоровый образ жизни. Как не заболеть. Здоровье окружающих. Профилактика простудных заболеваний.

Практика. Конкурс рисунков «Сохраним и приумножим здоровье».

Тема 4.2. Занимайся спортом.

Практика. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (спортивные мероприятия с участием родителей).

Тема 4.3. Основы правильного питания.

Теория. Основы питания. Ежедневный рацион. Диета. Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья.

Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания).

Тема 4.4. В гостях у Мойдодыра.

Теория. Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).

Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь».

Раздел V. Основы медицинских знаний

Тема 5.1. Лекарственные и ядовитые растения.

Теория. Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.

Практика. Сбор и оформление гербария. Презентация гербария.

Тема 5.2. Первая помощь при отравлениях газами.

Теория. Понятия «газы», «удушение», «отравление газами». Виды газов. Чем вредны газы. Первая помощь при отравлении газами.

Практика. Изготовление средств защиты органов дыхания. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

Тема 5.3. Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи.

Теория. Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике. Стресс без дистресса.

Практика. Составление памятки «Как побороть панику».


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование

Количество (шт).

Учебный класс

1

Спортивный зал

1

Спортивный городок с элементами полосы препятствий

1

Городок с дорожной разметкой / автогородок

1

Оргтехника

Компьютер / ноутбук

1

Проектор

1

Экран

1

Сканер

1

Принтер

1

Спортивный инвентарь

Мячи футбольные

1

Мячи волейбольные

2

Мячи теннисные

12

Самокат

В наличии у учащихся

Спасательный инвентарь

Спасательный круг

1

Конец Александрова

1

Противопожарный инвентарь

Огнетушитель порошковый

1

Огнетушитель углекислотный

1

Медицинский инвентарь

Бинт эластичный

5

Бинт стерильный

10

Методические материалы

Комплект плакатов «Правила дорожного движения»

1

Комплект карточек «Дорожные знаки»

1

Комплект мультфильмов «Азбука безопасности»

1

Комплект мультипликационных фильмов «Осторожно, Дети!»

1

Мультипликационный фильм «Светофор»

1

Видеофильм «Электробезопасность»

1

Мультипликационный фильм «Правила электробезопасности для детей»

1

Компьютерная игра «Безопасный путь»

1

Комплект презентаций «В помощь педагогу»

1

Список литературы:

  1. Безопасность на дорогах. Учебник тетрадь для 2, 3, 4 классов. – М.: ЭНАС, 2006. – 48 с.
  2. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.
  3. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  4. Безопасность на дорогах. Учебник тетрадь для 2, 3, 4 классов. – М.: ЭНАС, 2006. – 48 с.
  5. Богачева О.П.. Дубягин Ю.П. Школа выживания. Или 56 способов защитить ребенка от преступления. – М.: Пихта,1997. – 287 с.
  6. Виноградова Н.Ф. программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста. – М.: ЭНАС-Класс, 2007. – 48 с.
  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  8. Дорога и Я. Учебно-методический комплект для 2 – 4-ых классов. – М.:Renault, 2009. – 32 с.
  9. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общей редакцией В.А. Федорова. – М.: «Третий Рим», 2002. – 80 с.
  10. Обеспечение безопасности детей в быту. Ответственность родителей. /Методические рекомендации для родителей./ Составители: Никифоров А.А, Политова Р.И. – Белгород, БелРИПКППС, 2009. – 30 с.
  11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  12. Правила дорожного движения РФ. – М., 2013. – 28 с.
  13. Тихомирова О.И. Пособие по пожарной безопасности. – Москва: ЭНАС, 2008. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

тематическое планорование 2 класс

Тематическое планирование по общеобразовательным предметам для 2 класса по программе Школа России ...

Календарно-тематическое планирование , 2 класс

Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...

Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы с 1 по 4 класс  и календарно тематическое планирование  1  класс  УМК "Школа России"...