Программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Матвеева Галина Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

                                                 


Пояснительная записка

Введение

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Азбука здоровья» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья, обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровье сберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья, обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета школьного методического объединения учителей начальных классов утверждена программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровеья» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом либо проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Методика работы по программе строится в направлении личностно - ориентированного  взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения,  уроки здоровья в форме игр, экскурсий,  микроисследований, викторин, праздников; создание проектов, рекламных роликов, выпуск бюллетеней).

     Обобщение изученного материала проходит в форме праздников: «Если  хочешь быть здоров!», «Путешествие в город Чистолюбинск», «Путешествие в Страну здоровья»,  «Культура здорового образа  жизни», а в конце 4-го года обучения – в форме создания и защиты проектов на тему «Здоровый образ жизни».

 Проведение занятий по программе «Урок здоровья» исключает академический стиль назидания и указания. Это совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествия в тайны своей сущности, связанные со многими открытиями. Важно, чтобы  в учебном процессе у каждого ребёнка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя – к другим.

    При реализации программы используются групповые и индивидуальные  формы работы,  основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. Использование на занятиях игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребёнка в игре, подражании, движении, практическом действии, способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы. В рамках программы « Урок здоровья» предполагается   проведение подвижных, развивающих и психологических игр.     Предусмотрена работа по организации творческой деятельности  с личным дневником здоровья, в котором ребёнок делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии ( изменение роста, веса), размышлениями о своих привычках, желаниях, мечтах.

Важно стремление детей быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Описание  места программы  « Азбука здоровья» в учебном плане.

     Преподавание программы « Азбука здоровья        » проводится  во второй половине дня. Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.  Программа   «Азбука здоровья »  изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю:  1 класс - 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

 Описание ценностных ориентиров содержания программы «Азбука здоровья»

Одним из результатов преподавания программы «Азбука здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

       Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в спортивно-оздоровительной  внеурочной деятельности»

               Уровень

            результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Социальное творчество (социальнопреобразующая добровольческая деятельность)

Программа Азбука здоровья»

Поисковая деятельность, тренинги, оздоровительные минутки, дыхательные упражнения, экскурсии, викторины, сбор лекарственных трав и грибов, психологические игры, деловая игра с элементами тренинга «Умей сказать – нет!», КТД «Культура здорового образа жизни.

Праздники «Если хочешь быть здоров», «Путешествие в город Чистолюбинск», «Путешествие в страну Здоровья», микроисследование, создание рекламных роликов, выпуск бюллетеней, общение с врачом, пользование медицинскими услугами, оказание первой медицинской помощи, дневник здоровья, огонёк «Чистота – залог здоровья», социально-образовательный  проект «Здоровый образ жизни», проект «Санбюллетень для будущих участников программы  «Азбука здоровья»

Содержание  программы «Азбука здоровья»

Название блоков

Задачи

Формы мероприятий

1-й год

 «Как я устроен?»

( 66 ч.)

1. Найти ответ на вопрос «Как устроен человек?».

2. Дать учащимся представление о

внутреннем строении  глаза, уха, зуба, кожи, волоса.

3. Прививать навыки личной гигиены.

4. Проводить профилактику отравлений пищей и грибами.

Игра, экскурсия, микроисследование

(строение волоса, кожи). Здоровье сберегающие технологии

Обобщение изученного проводится в форме праздника «Если хочешь быть  здоров ! ».

2-й год

 «Как

себе не навредить?» (68 ч.)

1. Формировать навыки бережного отношения к осанке, органам чувств.

2. Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни (режим дня, правила еды).

3. Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и домашних животных, при обморожении и солнечном ударе, оказания помощи утопающему.

Подвижные игры

Игра, экскурсия, микроисследование

Обобщение изученного проводится

в форме праздника «Путешествие в

город  Чистолюбинск».

3-й год

«Умей

владеть собой»

(68 ч.)

1. Формировать навыки владения собой, умения контролировать своё

психическое состояние.

2. Формировать умения оказания первой медицинской помощи при переломах, травмах.

3. Формировать навыки поддержания

чистоты и порядка в окружающем пространстве.

4. Развивать эстетическое отношение к внешнему облику человека.

5. Вести профилактику негативных проявлений в поведении.

Праздник, «круглый стол», «огонёк», беседа, практическое занятие (перевязка с использованием медицинской косынки, переноска больного).

Обобщение изученного проводится

в форме праздника «Путешествие в

Страну здоровья», КВН «Культура

здорового образа жизни».

4-й год

 «Я выбираю жизнь!»   ( 68 ч.)

1. Формировать навыки владения собой, умения контролировать своё

психическое состояние.

2. Формировать умения оказания первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, отравлениях угарным газом, пищей.

3. Проводить профилактику вредных привычек (алкоголь, никотин).

4. Прививать навыки бережного отношения к своему здоровью при работе

с компьютером.

5. Прививать вкус во внешнем облике

6. Формировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья

Лекции, практические занятия («Парикмахерская», оказания первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, отравлениях угарным газом).

Обобщение и углубление знаний,

полученных за три года обучения.

Обобщение  изученного  проводится в форме защиты проектов «Здоровый образ жизни».

Всего-  270 часов

Теоретических – 122 час

Практических  – 148 часа

                       

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

«  Азбука здоровья».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                      

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  •  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                        

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                    
  • овладеть  навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;                                                                                                                              
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                      
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                            
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                              
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                      
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;                                                                                                    
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ;                                                                                                                                                                
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                        
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                          

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                                                                                                
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                  
  • применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          
  •  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                        
  •  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при органи

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проекты, диагностики.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Содержание

Количество

часов

Цель

Практический навык

Дата

1-2

Дневник здоровья « Я родился»

Дружи с водой. Советы доктора Воды

2

1. Прививать любовь к воде.

2. Формировать навыки личной гигиены

3. Пополнить знания о средствах по уходу за телом.

Навыки правильного ухода

за руками и телом.

3

Дружи с водой. Друзья Вода и Мыло.

1

4

Дорога к доброму здоровью

1

  Формировать навыки личной гигиены. Пополнить знания о средствах по уходу за телом.

5

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1

Пополнить знания о средствах по уходу за телом.

Здоровый образ жизни.

6-7

Забота о глазах. Глаза  - главные помощники человека.

2

1. Прививать бережное отношение к

органам зрения.

2. Развивать навыки ухода за глазами.

3. Расширить знания учащихся о строении и свойствах глаз у людей и животных

Уход за глазами. Предупреждение нарушения зрения.

8-9

Уход за ушами. Чтобы уши слышали.

2

1. Прививать бережное отношение к

органам слуха.

2. Развивать навыки ухода за ушами.

3. Расширить знания учащихся о строении и свойствах ушей у людей и животных

Уход за ушами. Предупреждение нарушения слуха.

10

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль         

К. Чуковский «Мойдодыр»

1

Формировать навыки личной гигиены. Пополнить знания о средствах по уходу за телом.

11

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1

Бережно относиться к здоровью

Праздник «К нам  приехал  Мойдодыр»

12-13

Уход за зубами. Почему болят зубы.

2

1. Прививать бережное отношение к

зубам.

2. Развивать навыки ухода за зубами.

3. Расширить знания учащихся о строении зубов.

Уход за зубами.

Предупреждение кариеса

14-15

Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми.

2

16-17

Как сохранить улыбку красивой

2

18-19

Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека

2

1. Прививать навыки ухода за кожей, волосами, ногтями.

2. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

3. Расширить представление о средствах по уходу за волосами и кожей для детей

Уход за волосами, кожей,

ногтями.

20-21

Забота о коже. Зачем человеку кожа.

2

22-23

Забота о коже. Надёжная защита организма

2

24-25

Забота о коже. Если кожа повреждена.

2

26

Я хозяин своего здоровья

1

Беречь своё здоровье

Диагностика

27-28

Как следует питаться. Питание  -  необходимое условие для жизни человека.

2

1. Прививать навыки правильного питания и хранения продуктов.

2. Воспитывать правила поведения за

столом.

3. Прививать навыки правильного ухода за посудой.

4. Воспитывать бережное отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих.

Употребление полезных продуктов, независимо от вкуса человека; правила ухода за посудой.

29-30

Как следует питаться. Здоровая пища для всей семье (о пользе правильного питания, правилах хранения продуктов).

Дневник здоровья « Моё любимое блюдо»

2

31

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

Знать пользу витаминов.

Конкурс рисунков.

32

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

Учить правильно питаться

Презентация «Чашечка чая»

33

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

1

Учиться быть актёром.

Театр в классе.

34

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

1

Учить правильно питаться

Здоровое питание «Проект»

35

Культура питания. Этикет.

1

Воспитывать бережное отношение  к своему здоровью и здоровью окружающих.

Здоровое питание.

36

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

1

1. Прививать бережное отношение к своему здоровью.

2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

3. Развивать навыки контроля  за  режимом дня.

 4. Воспитывать навыки контроля над своими поступками.

5. Воспитывать уважение к окружающим.

Здоровый сон

 

Контроль над своими чувствами.

 

Бережное отношение к своему здоровью.

Общение среди людей.

Круглый стол

37

Настроение в школе

1

38

Настроение после школы. Я пришёл из школы

1

39

Поведение в школе.

1

40

Я – ученик.

1

41

Здоровье и домашние задания

1

42

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим

1

43- 44

Вредные привычки.

2

45

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1

46

Мышцы, кости и суставы. Скелет  - наша опора.

1

1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Развивать навыки предупреждения

болезней.

Бережное отношение к своему здоровью.

Полезные  и вредные упражнения для позвоночника.

47-48

Осанка – стройная спина!

Дневник здоровья « Я взрослею и расту»

2

49-50

Как закаляться. Обтирание и обливание

2

1. Прививать навыки закалки организма.

2. Расширить представления детей о

способах  закаливания организма.

Правила закаливания, занятия спортом. Бережное отношение к своему здоровью.

51

Если хочешь быть здоров!

1

52-53

Как правильно вести себя на воде

Игры и упражнения на воде.

2

Формировать навыки безопасного

поведения на воде (во время купания)

Выполнение упражнений, укрепляющих организм

54

Моё настроение Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

1

Создание атмосферы радости праздника.

Выставка

55

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

Умение смотреть фильм внимательно

Фильм

56

Первая доврачебная помощь

1

Уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Диагностика

57

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

8

1. Прививать любовь к спорту.

2. Прививать навыки подвижного образа жизни.

3. Прививать навыки бережного отношения к своему здоровью.

4. Воспитывать чувство ответственности

Красивая ходьба, занятия спортом, общение среди людей.

58-59

Я и опасность.

2

1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Развивать навыки предупреждения

болезней.

Поведение во время болезни.

Пользование медицинскими услугами.

Общение с врачом.

60-61

Чем и как можно отравиться.  Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

2

1. Пополнять запас знаний о лекарственных растениях.

2. Прививать навык правильного сбора грибов и растений.

3. Расширить представления детей о

видах грибов

Сбор грибов и растений

62

Первая помощь при отравлении

1

1.Учиться беречь своё здоровье.

2. Правильно и умело оказать первую помощь при отравлении

63

Наши успехи и достижения

1

Уметь показывать свои результаты.

Диагностика

64-65

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»

2

Вести здоровый образ жизни.

66

Чему мы научились за год.

1

Уметь показывать свои результаты.

Проекты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

программа расчитана на 33  часа для обучающихся  первых классов , соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса

Пояснительная записка.Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 2 класс 68 часов

Рабочая программа по курсу "Азбука здоровья" разработана с учетом ФГОС, расчитана на 68 часов. Возраст учащихся 8-9 лет (2 класс)...