Рабочая программа по ИЗО 3 класс Планета знаний
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая порограмма, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_rabochaya_programma.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий и плоский рельеф с прорезями), освоение приёмов декоративного рисования;
-освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, нитками, баночками, губкой, засушенными листьями, кляксография, рисование солью и т. д.);
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; продолжение изучения дизайна как искусства проектирования, продолжения ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н. М. Сокольниковой, С. П. Ломова «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 3 классе- 34 учебных часа в год, 1 час в неделю.
Содержание обучения изобразительному искусству отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим в 3 классе формируются и развиваются коммуникативная, художественно - эстетическая, нравственная компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Художественно-эстетическая компетенция определяет стратегию отбора произведений изобразительного искусства, предполагающую активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.
Формы организации образовательного процесса: экскурсии, проекты, комбинированные уроки; технология обучения: альбомы, форма контроля: итоговые занятия, выставка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мир изобразительного искусства» (13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Основные задачи обучения и развития:
— изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
— обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
— продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
— продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
— формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
— ознакомление с художественно-конструктивными
особенностями русской деревянной избы;
— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
— изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
— продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
— обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
— продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деят-ти |
1 | Мир изобразительного искусства | 13 ч | |||
2 | Мир народного искусства | 6 ч | |||
3 | Мир декоративного искусства | 9 ч | |||
4 | Мир дизайна и архитектуры | 6 ч |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по изобразительному искусству к концу 3 класса
К концу 3 класса у учащихся будут сформированы умения:
ЛИЧНОСТНЫЕ
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства
· интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
. положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
. основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· продумывать план действий при работе в паре;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
· анализировать, из каких деталей состоит объект;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
· конструировать по свободному замыслу;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию
· моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета общения та и правила устного
· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу учебного года в 3-ем классе учащиеся должны знать:
- и понимать термины: живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- основы художественных школ народных промыслов: хохлома, дымка, городец и др.;
- роль художника в художественном ремесле и архитектуре;
- театральные термины: афиша, занавес, декорации; расписывать декорации к спектаклям, делать объёмные маски, проектировать театральные костюмы;
- о том, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях и галереях, музеях декоративно-прикладного искусства, музеях архитектуры;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
- изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода;
- передавать в рисунке тень, свет, полутень, блик, рефлекс;
- владеть навыками работы с бумагой (объёмное конструирование);
- пользоваться начальными сведениями о линии и уровне горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;
- понимать разницу между плоскими и объёмными фигурами;
- в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, выставок для города и школы.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебно-методическими комплектами 3 класс
Н.М Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. . М., АСТ, Астрель, 2014.
Н.М Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. М., АСТ, Астрель, 2014.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ, Астрель
Наглядные пособия «Народное прикладное творчество»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро ка | Наименование тем уроков | Кол-во час. | Дата проведения | понятийный аппарат | УУД | |
I четверть - 8 ч | ||||||
Мир изобразительного искусства 13 ч | ||||||
1 | Художественные музеи мира. Рамы для картин | 1 | цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета. | П: осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; Р: следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; К: учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о удожественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.. | ||
2 | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт «Чайный натюрморт» | 1 | Натюрморт. Пейзаж. Портрет | |||
3 | Светотень | 1 | Светотень. | |||
4 | Школа графики. Рисование крынки, куба | 1 | ||||
5 | Пейзаж. Перспектива. Учимся у мастеров | 1 | Пейзаж. Перспектива , ее виды | |||
6 | Аллея в парке. Горный пейзаж | 1 | Пейзаж. | |||
7 | Школа живописи. 9Осенний пейзаж | 1 | Пейзаж | |||
8 | Портрет. Учимся у мастеров | 1 | Портрет | |||
9 | Школа рисунка. Портрет девочки | 1 | Портрет. | |||
10 | Портрет сказочного героя | 1 | Портрет. | |||
11 | Силуэт (работа с ножницами) | 1 | Силуэт. Правила безопасной работы с инструментами | |||
12 | Школа коллажа | 1 | Коллаж | |||
13 | Мои творческие достижения | 1 | ||||
Мир народного искусства 6 ч | ||||||
14 | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда | 1 | Резьба по дереву | П. группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры. Р. планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям. К:задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России | ||
15 | Богородские игрушки | 1 | Крестьянская изба | |||
16 | Жостовские подносы | 1 | Жостовская роспись | |||
17 | Павлопосадские платки | 1 | ||||
18 | Скопинская керамика | 1 | Деревянная и глиняная посуда | |||
19 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 | ||||
Мир декоративного искусства 9 ч | ||||||
20 | Декоративная композиция. Стилизация | 1 | Декоративно – прикладное искусство | П: сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры. К: владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами; Р: объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. | ||
21 | Замкнутый орнамент | 1 | Орнамент | |||
22 | Декоративный натюрморт | 1 | Декоративный натюрморт | |||
23 | Декоративный пейзаж | 1 | Декоративный пейзаж | |||
24 | Декоративный портрет | 1 | Декоративный портрет | |||
25 | Маски из папье-маше (картона). Школа декора | 1 | Техника декоративных работ | |||
26 | Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками | 1 | Расписные яйца | |||
27 | Праздничный декор. Писанки | 1 | ||||
28 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 | ||||
Мир архитектуры и дизайна 6 ч | ||||||
29 | Форма яйца в архитектуре и дизайне | 1 | Архитектура. Форма яйца | П: группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; Р: следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; К: учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). | ||
30 | Школа дизайна. Мобиль. Декоративная свеча | 1 | Дизайн | |||
31 | Форма спирали в архитектуре и дизайне | 1 | Дизайн | |||
32 | Форма спирали. Бумажная роза. Бусы | 1 | Архитектура. Форма спирали | |||
33 | Форма волны. Изготовление декоративного панно | 1 | Дизайн | |||
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 | Архитектура. Форма спирали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 3 класса Планета знаний
Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.
В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....
Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний
.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний
.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...