Рабочая программа по ИЗО 3 класс Планета знаний
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Выскуб Светлана Николаевна

Рабочая порограмма,  тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_rabochaya_programma.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

               Рабочая программа по изобразительному искусству  представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.

        Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

        Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

        Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

   Цели  и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий и плоский рельеф с прорезями), освоение приёмов декоративного рисования;

-освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, нитками, баночками, губкой, засушенными листьями, кляксография, рисование солью и т. д.);

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; продолжение изучения дизайна как искусства проектирования, продолжения ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

      Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательной школы разработана на  основе Примерной программы  начального общего образования, авторской программы Н. М. Сокольниковой, С. П. Ломова «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

        На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 3 классе- 34 учебных часа  в год, 1  час в неделю.    

            Содержание обучения изобразительному искусству отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим в 3 классе  формируются и развиваются коммуникативная, художественно - эстетическая, нравственная компетенции.    

            Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми  умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.        

            Художественно-эстетическая компетенция определяет стратегию отбора произведений  изобразительного искусства, предполагающую активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.              

                                                 

Формы организации образовательного процесса:  экскурсии, проекты, комбинированные уроки; технология обучения: альбомы, форма контроля: итоговые занятия, выставка.    

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мир изобразительного искусства» (13 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).

«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (6 ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

Основные задачи обучения и развития:

— изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

— обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

— продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;

— продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;

— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);

— формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);

— ознакомление с художественно-конструктивными

особенностями русской деревянной избы;

— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);

— изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;

— продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);

— обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;

— продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деят-ти

    1

Мир изобразительного искусства

13 ч

2

Мир народного искусства

6 ч

3

Мир декоративного искусства

9 ч

4

Мир дизайна и архитектуры

6 ч

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

освоения программы по изобразительному искусству  к концу 3 класса

К концу 3 класса у  учащихся будут сформированы умения:

ЛИЧНОСТНЫЕ

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

· понимание сопричастности к  культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства

 · интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

· представления о роли искусства в жизни человека;

· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

. положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

. основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· следовать при выполнении художественно - творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

· объяснять, какие  приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· продумывать план действий при работе в паре;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

· самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;

· планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;

· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;

· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

· анализировать, из каких деталей состоит объект;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера

· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

· использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы  (время года, время суток, при различной погоде);

· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

· конструировать по свободному замыслу;

· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию

· моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета общения та и правила устного

· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу учебного года в 3-ем классе учащиеся должны знать:

  • и понимать термины: живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
  • основы художественных школ народных промыслов: хохлома, дымка, городец и др.;
  • роль художника в художественном ремесле и архитектуре;
  • театральные термины: афиша, занавес, декорации; расписывать декорации к спектаклям, делать объёмные маски, проектировать театральные костюмы;
  • о том, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях и галереях, музеях декоративно-прикладного искусства, музеях архитектуры;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик и т.д.).

             Учащиеся должны уметь:

  • изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода;
  • передавать в рисунке тень, свет, полутень, блик, рефлекс;
  • владеть навыками работы с бумагой (объёмное конструирование);
  • пользоваться начальными сведениями о линии и уровне горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;
  • понимать разницу между плоскими и объёмными фигурами;
  • в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений, выставок для города и школы.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 учебно-методическими комплектами 3 класс

Н.М Сокольникова.                                   Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник.  .                                 М., АСТ, Астрель, 2014.

Н.М Сокольникова.                                   Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь.                           М., АСТ, Астрель, 2014.

Н.М. Сокольникова.                                         Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство».                М.: АСТ, Астрель

                                                        Наглядные пособия «Народное прикладное творчество»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уро

ка

Наименование

тем  уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

понятийный аппарат

УУД

I четверть   - 8 ч

                Мир изобразительного искусства                  13 ч

1

Художественные музеи мира. Рамы для картин

1

цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета.

П: осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;  свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;                          Р:  следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;  продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы;                                                             К:  учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о удожественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др..

2

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт «Чайный натюрморт»

1

Натюрморт. Пейзаж. Портрет

3

Светотень

1

Светотень.

4

Школа графики. Рисование крынки, куба

1

5

Пейзаж. Перспектива. Учимся у мастеров

1

Пейзаж. Перспектива , ее виды

6

Аллея в парке.

Горный пейзаж

1

Пейзаж.

7

Школа живописи.

9Осенний пейзаж

1

Пейзаж

8

Портрет.

Учимся у мастеров

1

Портрет

9

Школа рисунка.

Портрет девочки

1

Портрет.

10

Портрет сказочного героя

1

Портрет.

11

Силуэт (работа с ножницами)

1

Силуэт.

Правила безопасной работы с инструментами

12

Школа коллажа

1

Коллаж

13

Мои творческие достижения

1

          Мир народного искусства                         6 ч

14

Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда

1

Резьба по дереву

П. группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и  архитектуры.                                               Р. планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.                                             К:задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России

15

Богородские игрушки

1

Крестьянская изба

16

Жостовские подносы

1

Жостовская роспись

17

Павлопосадские платки

1

18

Скопинская керамика

1

Деревянная и глиняная посуда

19

Проверочный урок. Твои творческие достижения

1

             Мир декоративного искусства                        9 ч

20

Декоративная композиция. Стилизация

1

Декоративно – прикладное искусство

П: сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;  анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.                                                К: владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;                                                     Р:   объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.          

21

Замкнутый орнамент

1

Орнамент

22

Декоративный натюрморт

1

Декоративный натюрморт

23

Декоративный пейзаж

1

Декоративный пейзаж

24

Декоративный портрет

1

Декоративный портрет

25

Маски из папье-маше (картона). Школа декора

1

Техника декоративных работ

26

Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками

1

Расписные яйца

27

Праздничный декор.

Писанки

1

28

Проверочный урок. Твои творческие достижения

1

           Мир архитектуры и дизайна                     6 ч

29

Форма яйца в архитектуре и дизайне

1

Архитектура.            Форма яйца

П: группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;  анализировать, из каких деталей состоит объект;  различать формы в объектах дизайна и архитектуры;  находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;                            Р:   следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;  объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;   продумывать план действий при работе в паре;  различать и соотносить замысел и результат работы;                                                                      К:   учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

30

Школа дизайна. Мобиль.

Декоративная свеча

1

Дизайн

31

Форма спирали в архитектуре и дизайне

1

Дизайн

32

Форма спирали. Бумажная роза. Бусы

1

Архитектура.              Форма спирали

33

Форма волны. Изготовление декоративного панно

1

Дизайн

34

Проверочный урок. Твои творческие достижения

1

Архитектура. Форма спирали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...