Проблемное обучение в начальной школе.
методическая разработка по зож на тему
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение | Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ученик владеет способами и приемами: A) анализом проблемной ситуации; Б) формулировки проблем; B) анализа проблемы и выдвижения предположений; Г) обоснование гипотезы; Е) проверки решения проблем; Вопрос становится проблемным при следующих условиях: 1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации; 2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, 3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков. Проблемные ситуации можно создавать различными способами: |
Разноуровневое обучение | Использую в работе на уроке и домашнем задании три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный). В контрольных работах по всем предметам учащиеся имеют возможность выполнять работу по3 уровням: низкий, базовый, повышенный.Обусловлено это тем , что 1 ребенок в классе ( Победенко Дима имеет 8 вид обучения ) и несколько слабые УУД. |
Проектные методы обучения | Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории 2. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов . 3. Ролевой проект. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. 4. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 5. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. По всем учебным предметам учащиеся в конце большой темы составляют проекты (Совместно с родителями, одноклассниками ) и представляют ,защищают их. |
Исследовательские методы | Во втором классе, в своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова. На уроках окружающего мира работаю с информационным листом. Определяется тема урока, а затем детям задается вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Каждый заполняет сам информационный лист. Читаем текст, рассматриваем картинки. Составляем рассказ при помощи вопросов информационного листа |
Технология использования в обучении игровых методов | По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций |
Обучение в сотрудничестве | |
Информационно- коммуникативные технологии | Задачи, решаемые с помощью ИКТ:
Использование ИКТ в начальной школе позволяет проводить уроки:
ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:
Применение ИКТ:
|
Здоровье сберегающие технологии | Какие же ориентиры я использую на уроках
«Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечков .Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены: 1) Пирамидки Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто 2) Тарелки с разноцветными кружками Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется 3) Коврик Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д. 4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ). 5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с « ковриком». С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; красный – возбуждает, раздражает; голубой - ухудшает настроение; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и, составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: 1. Упражнения для детей с избыточным весом. 1) ходьба с высоким подниманием коленей; 2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох; 3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 4) прыжки с хлопками над головой. 2. Упражнения для профилактики плоскостопия. 1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз). 2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз); 3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз); 4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз). 3. Упражнения для улучшения осанки. 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.) 5) лёгкий бег на носках. 4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ). 1) «Сотвори в себе солнце»; 2) «Волшебный цветок добра»; 3) «Путешествие на облаке»; 4) «У моря»; 5) «Золотая рыбка»; 6) «Янтарный замок»; 7) «Танец рыбки»; 8) «На лугу»; 9) «Водопад»; 10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад» - Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. лицо Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза. голова Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе. руки Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза. ноги Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд. Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице ( №1, №2, №3 ), при головных болях рекомендуется массировать височную область. 6. Упражнения для мышц рук. 1) «Моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) 2) «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) 3) «Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну а теперь мы от Земли Отталкиваем тучки.» ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.) 4) «Руки мы на стол положим, Повернём ладонью вверх. Безымянный палец тоже Хочется быть не хуже всех. ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.) 7. Упражнения для глаз. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Вот некоторые элементы этой гимнастики:
8. Физминутки по методике сенсорно - координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно - моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. 9. Использование на уроках сенсорного круга В качестве сенсорного круга я использую любой круглый предмет, например обруч или круглую вешалку для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание. Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц. 10. «Цветок здоровья» Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь». С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве. На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости. |
Система инновационной оценки ,,ПортфолиО,, | В этом году разработана технология оцениванивания в рамках реализации ФГОС и портфолио учащегося . Данный документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников. Портфолио способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе занимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успехов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достижений имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут увидеть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты деятельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился. Миссия использования ПИУД
Содержание ПИУД В состав «Портфолио индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят
II раздел: «Самооценки учащихся и родителей»
III раздел: «Учет учебных достижений»
Фиксированиеучебных достижений учащихся в данной форме способствует
Использование зафиксированных данных позволяет:
С данной разработкой выступала на ------------------------ |
Информация о качестве обучения в 2013 - 14уч. году
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ЗДОРОВЬЕ
2. Открытые уроки, занятия, мероприятия.
№ | дата | Название мероприятия | уровень | |
1 | 3.09 | Урок по рус.языку,,Пропись – первая учебная тетрадь,, | Посещ.администрацией | |
2 | ||||
3 | 3.09 | Урок по лит.чтению ,,Азбука первая учебная книга,, | ||
4 | 4.09 | Урок по рус.языку,,Рабочая строка. Верхняя и нижняя рабочие строки,, | ||
5 | 4.09 | Урок по лит.чтению,,Речь устная и письменная,, | ||
6 | 4.09 | Урок математики,,Счет предметов,, | ||
7 | 5.09. | Урок по рус.языку ,,Письмо овалов и полуовалов,, | ||
8 | 5.09. | Урок математики,,Сравнение групп предметов. Больше, меньше, столько же,, | ||
9 | 6.09. | Урок по лит.чтению ,,Предложение,, | ||
10 | 6.09. | Урок по математике,, Сравнение предметов. Взаимное расположение предметов. | ||
11. | 19.11 | Урок по окруж. миру.,, На что похожа наша планета,, | На уровне ШМО | |
12 | 22.03 | Урок математики.,,Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17 -10 | Районный семинар | |
3. Работа в метод.обьединениях….
№ | дата | Название мероприятия | уровень |
1 | 4.10 | ,,Расплескала гроздья рябины.. ( к дню пожилого человека) –концерт с уч-ся 3-6 классов в совхозной столовой | сельский |
2 | 7.01 | Рождественская благотворительная елка | сельский |
3 | 22.10 | Семинар,, Технологии эффективного воспитания во внеурочной деятельности,, г. Ревда ( участник семинара) | областной |
4. Разработка авторских программ, элективных курсов.
№ | Вид разработки | название | класс | Год создания |
1 | Программа уроков | ,,Занимательная математика,, | 4 | 2011 |
2 | Программа кружков | ,, Планета загадок,, ,,Щкола будущего первоклассника,. ,,Юный краевед,, ,,Вежливый пешеход,, ,,Путешествие в страну книг,, | 1 | 2011 |
3 | Программа кружков | ,,Речевой этикет,, ,, Азбука нравственности,, | 1 | 2012 |
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение в начальной школе
Реферат...
проблемное обучение в начальной школе
статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...
Проблемное обучение в начальной школе
проблемное обучение в начальной школе...
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...
Проблемное обучение в начальной школе
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....
Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"
Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....