Тема |
| Правила здорового образа жизни. (5 часов) |
|
Цели
|
| Сформировать представление о здоровом образе жизни. Ввести правила здорового образа жизни. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
|
Основное содержание темы
|
| Изучение конкретного смысла слова «здоровье». Освоение режима учебного дня школьника и составление режима деятельности в выходной день. Изучение рекомендаций правильного питания. Освоение правил закаливания организма. Изучение привычек (полезных, вредных), определение последствий вредных привычек для организма. |
|
Термины и понятия |
| Диета, вредные привычки, закаливание, здоровье, организм, правильное питание, режим дня. |
|
Планируемый результат
|
|
|
|
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание значимости ведения здорового образа жизни; - желание вести здоровый образ жизни; - осознание собственной успешности при изучении темы.
|
| Метапредметные умения Познавательные умения: - определять ценность здоровья и обосновывать своё мнение; - определять значимость закаливания для здоровья человека и обосновывать своё мнение; - классифицировать продукты по их значимости для здорового образа жизни и обосновывать своё мнение; - различать полезные и вредные привычки и обосновывать своё суждение; - использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу жизни, что их применять на практике. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - планировать свою деятельность в соответствии с составленным режимом дня; - проверять учебное задание и вносить корректировку; - следовать в соответствии с составленными советами; - оценивать результаты учебной деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - строить понятные для партнёра советы в рамках учебной деятельности; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно представлять результаты учебной деятельности. Предметные умения - рассказывать о здоровом образе жизни: питание, закаливание, полезные привычки; - составлять режим дня (учебного / выходного); - рассказывать о своих полезных и вредных привычках; - составлять и оформлять советы по сохранению здоровья школьника.
|
Организация образовательного пространства |
|
|
|
Межпредметные связи |
| Ресурсы Формы работы |
Русский язык Тема – «Слово. Значение слова». Литературное чтение Работа с текстом Изобразительное искусство Оформление иллюстраций
|
| Информационный материал Учебник «Окружающий мир» ч.1, рабочая тетрадь №1 Толковый словарь Ожегова. Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями. Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|
|
|
I этап. Самоопределение к деятельности |
|
|
|
Цели деятельности |
| Ситуативное задание Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к здоровью человека.
|
| Наступили летние каникулы. Школьники отправились на автобусе в загородный лагерь. Оказавшись рядом на одном сидении, Андрей и Ася разговорились. Андрей рассказал Асе, что любит прогулки в любую погоду, играет в футбол и волейбол, плавает и каждый день принимает прохладный душ, редко болеет и всегда в хорошем настроении. Ася ответила, что она гуляет только в хорошую погоду, любимое её занятие – смотреть телепередачи. «Я боюсь холодной воды и сквозняков, потому что часто болею», - пожаловалась девочка. Андрей поспешил её успокоить. Как вы думаете, что мог посоветовать Андрей Асе, чтобы не навредить здоровью девочки? Дискуссия показала, что у ребят не хватает определенных знаний и жизненного опыта, чтобы давать советы по здоровому образу жизни. Есть ли у вас желание узнать, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание вести здоровый образ жизни.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
|
|
|
Цели деятельности
|
| Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией Планируемый результат |
Блок А. Здоровье человека |
|
|
|
Цели: • Стимулировать бережное отношение к своему здоровью. • Актуализировать знания о здоровье человека. • Научить школьников: - определять значимость здоровья для человека и обосновывать своё мнение; - рассказывать о здоровом образе жизни; - определять признаки здорового и больного человека. - составлять и писать совет по сохранению здоровья школьника; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать высказывания, используя термины при работе в паре.
|
| Задание 1 (З) Учебник, с. 50 Прочитайте текст и назовите значение слова «здоровье» (здоровье – самое бесценное богатство каждого человека). Назовите лексическое значение слова «здоровье», используя толковый словарь (здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие). Расскажите, что нужно делать школьнику, чтобы быть здоровым.
Задание 2 (П)Можно ли утверждать, что здоровье не является богатством? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У)Создайте по готовому силуэту образ здорового и больного человека. *Дети получают карточки с силуэтами девочки и мальчика, где им необходимо дорисовать лицо, одежду, необходимые аксессуары. Задание 4 (У) Сформулируйте совет Асе о том, как сохранить зрение и осанку, и оформите его письменно.
Диагностические задания 1. Закончите фразы: Здоровье – это… … Я хочу быть здоровым для того, чтобы....
Личностные умения: - проявлять бережное отношение к своему здоровью. Познавательные умения: - определять значение и смысл слова «здоровье»; - определять ценность здоровья и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в парах в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать о здоровом образе жизни; - определять признаки здорового и больного человека. - составлять и писать совет по сохранению здоровья школьника. |
Блок Б. Режим дня школьника |
|
|
|
Цели: • Стимулировать желание использовать в своей деятельности режим дня. • Ввести понятие «режим дня». • Научить школьников: – определять условия для собственного режима дня и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении своего режима дня; - рационально планировать свой день; - составлять режим дня (учебного или выходного); - рассказывать о режиме учебного дня. - формулировать совет по соблюдению режима дня. - планировать свою деятельность в соответствии с составленным режимом дня - строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение.
|
| Задание 1 (З) Раскройте значение выражения «режим дня». Задание 2 (П) Можно ли быть здоровым, не соблюдая режим дня? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У) Учебник, с. 51Рассмотрите рисунки и определите условия, которые нужно учесть при составлении режима дня. Расскажите о своих действиях перед сном.
Задание 4 (У)Составьте режим учебного дня, оформите его и представьте одноклассникам. Задание 5 (У) Сформулируйте совет по составлению режима дня школьника. Диагностические задания 1.Рабочая тетрадь, № 62 Составьте режим своего дня в воскресенье. Расскажите, чем он отличается от режима учебного дня. 2. Рабочая тетрадь, № 63. Выберите правильные высказывания, отметив их галочкой.
Личностные умения: - проявлять желание использовать в своей деятельности режим дня. Познавательные умения: - определять условия для собственного режима дня и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении своего режима дня (учебного или выходного). Регулятивные умения: - планировать свою деятельность в соответствии с составленным режимом дня. Коммуникативные умения - формулировать собственное мнение; - адекватно взаимодействовать в парах в рамках учебного диалога.
Предметные умения:- рационально планировать свой день; - составлять режим дня (учебного или выходного); - рассказывать о режиме учебного дня. - формулировать совет по соблюдению режима дня. |
Блок В. Правильное питание |
|
|
|
Цели: • Стимулировать желание к здоровому питанию. • Ввести понятия: «здоровое питание», «рациональное питание». • Научить школьников: - классифицировать продукты по их значимости для здорового образа жизни и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении «Советов по рациональному питанию»; - определять особенности меню, исключающего вред организму и обосновывать своё мнение; - рассказывать о питательных веществах; - составлять и оформлять советы по правильному питанию; - проверять учебное задание и вносить корректировку; - формулировать понятные для партнёра советы в рамках учебной деятельности.
|
| Задание 1 (З) Назовите питательные вещества, необходимые организму человека для его роста и развития. Расскажите о роли питательных веществ в жизни человека.
Задание 2 (П).Можно ли утверждение Авиценны: «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок» считать не актуальным? Обоснуйте свое мнение.
Задание 4 (У) Учебник, с. 54Прочитайте текст учебника и выделите ключевые слова, раскрывающие понятие «рациональное питание».
* разумный, правильный, энергия для активной жизни, строительный материал, работа органов, витамины, умеренность, разнообразие, режим.Задание 5 (У) Составьте «Советы по рациональному питанию», используя рисунки-подсказки
Задание 6 (У)Составьте меню на день, используя таблицу продуктов так, чтобы не нанести вред организму. Диагностические задания: 1. Рабочая тетрадь, задание № 64. Объедините в группы продукты, в которых много белков (первая группа), жиров (вторая группа) и углеводов (третья группа). 2. Рабочая тетрадь, задание № 65. Составьте примерное меню на один день. Докажите, что оно является рациональным.
Личностные умения: - проявлять желание придерживаться здорового питания. Познавательные умения: - классифицировать продукты по их значимости для здорового образа жизни и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении «Советов по рациональному питанию»; - определять особенности меню, не наносящего вред организму и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнёра советы в рамках учебной деятельности. Предметные умения: - рассказывать о питательных веществах; - составлять и оформлять советы по правильному питанию. |
Блок Г. Закаливание |
|
|
|
Цели: • Стимулировать желание закаливать организм. • Ввести понятие «закаливание организма». • Научить школьников: - определять значимость закаливания для здоровья человека и обосновывать своё мнение; - анализировать ситуацию и обосновывать своё мнение; - рассказывать о пользе закаливания; - формулировать советы по закаливанию, понятные партнёру; - выполнять задание в соответствии с целью; - распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; - согласовывать позиции и находить общее решение. |
|
Задание 1 (З)Назовите значение слова «закаливание». Расскажите, что Вы знаете о закаливании.
Задание 2 (З)Сопоставьте разные значения слова «закаливание». (закалкою называется: – быстрое охлаждение тела, нагретого до высокой температуры. – приобретение растениями устойчивости к неблагоприятным условиям — морозам, холоду, засухе, засолению и др.; – система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет, улучшают терморегуляцию, укрепляют дух) Задание 2 (П) Можно ли закаливание нанести вред организму? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У) Учебник, с. 56-57Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова (изменение температуры, систематическая тренировка организма, приятная процедура, бережно относись к организму). Используя содержание текста, сформулируйте первое правило закаливания. Определите причину болезни Пети. Используя содержание текста, сформулируйте второе правило закаливания. Определите причину болезни Оли.
Задание 4 (У) Учебник, с.58Представьте, что вы врач, которому необходимо написать рекомендации Асе по закаливанию организма. Напишите рекомендации, используя иллюстрации.
Задание 1. Рабочая тетрадь, № 67 Составьте памятку «Советы по закаливанию». 2. Рабочая тетрадь, № 69 Ответьте на вопросы и напишите советы о закаливании организма.
Личностные умения: - проявлять положительное отношение к закаливанию. Познавательные умения: - определять значимость закаливания для здоровья человека и обосновывать своё мнение; - анализировать ситуацию и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - рассказывать о пользе закаливания; - формулировать советы по закаливанию, понятные партнёру.
|
Блок Д. Вредные привычки |
|
|
|
Цели: • Стимулировать желание избавиться от вредных привычек. • Ввести понятие «вредные привычки»; • Научить школьников: - различать полезные и вредные привычки и обосновывать своё суждение; - анализировать последствия вредных привычек и обосновывать своё суждение; - определять зависимость здоровья человека от его привычек; - рассказывать о значении привычек в жизни человека; - рассказывать о значении привычек в жизни человека; - классифицировать полезные и вредные привычки, и оформлять результаты в таблице; - выполнять задание в соответствии с целью;
|
|
Задание 1 (З)Назовите значение слова «привычка» (поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными). Расскажите о полезных привычках. Расскажите о вредных привычках, которые присущи Вам.
Задание 2 (П)Можно ли утверждать, что жевать жевательную резинку после еды полезно? Обоснуйте свое мнение. Можно ли согласиться с тем, что употребление шоколада вредно для организма? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У)Прочитайте перечень представленных привычек, и определите среди них полезные и вредные. Распределите их на группы и оформите данные в таблице. Помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания.
Полезные привычки | Вредные привычки | 1. | 1. | 2. | 2. |
Задание 4 (У) Учебник, с.63-65Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова, обозначающие вредные привычки (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков). Определите последствия, которые окажут привычки на работу органов человека.
Диагностическое задание Рабочая тетрадь, № 70. 1. Определите влияние алкоголя на умственные способности человека и отметьте правильное высказывание галочкой. 2. Определите свои вредные привычки и предложите способы их устранения.
Личностные умения: - проявлять негативное отношение к вредным привычкам. Познавательные умения: - различать полезные и вредные привычки и обосновывать своё суждение; - анализировать последствия вредных привычек и обосновывать своё суждение; - определять зависимость здоровья человека от его привычек. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - рассказывать о значении привычек в жизни человека; - классифицировать полезные и вредные привычки, и оформлять результаты в таблице. |
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
|
|
|
Цели: • Стимулировать творческое отношение к процессу выполнения заданий. • Установить степень усвоения темы, а именно: – выполнять задание в соответствии с целью; - определять группы вредных и полезных продуктов для организма; - определять эффективность правил закаливания; - различать вредные и полезные для организма привычки; - оформлять советы по здоровому образу жизни; - составлять план проведения выходного дня для семьи. - выделять группы вредных и полезных продуктов; - определять эффективность условий закаливания организма; - различать признаки здорового и вредного образа жизни.
|
|
Контрольное задание 1. Рассмотрите продукты, которые поехали с тобой на пикник, определите вредные продукты и напишите их название. Дорисуйте полезные продукты.
2. Напишите название предметов, которые возьмете с собой на пляж.
_______________________________________________
2) Перечислите процедуры по закаливанию организма, которые вы могли бы выполнить на пляже. ________________________________________________
3) Выберите и подчеркните высказывание, смысл которого соответствует здоровому образу жизни. - Ешь да жирей – будешь здоровей .
- Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
- Если хочешь быть здоров – оденься потеплее.
- Кутай ноги, кутай нос, сиди у батареи.
3. Выберите продукты полезные для здоровья и обведите их кружком.
Вино кофе ягоды торт ананас сок
4. Определите и напишите постоянное состояние Пети. _______________________________________________________________
Напишите, что ожидает Петю в будущем, если такое поведение будет постоянным. __________________________________________________________________
Напишите советы Пете, которые не принесут вред его здоровью. ______________________________________________ ___________________________________________
5. Напишите план проведения выходного дня «Папа, мама, я – счастливая семья» в вашей дружной семье. План 1.____________________________________________ 2. ___________________________________________ 3.___________________________________________ 4.___________________________________________ Личностные умения: - проявлять творческое отношение к выполнению заданий. Регулятивные умения: – выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: - определять группы вредных и полезных продуктов для организма; - определять эффективность правил закаливания; - различать вредные и полезные для организма привычки; - оформлять советы по здоровому образу жизни; - составлять план проведения выходного дня для семьи. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
|
|
|
Цели деятельности
| Варианты заданий | Планируемый результат деятельности |
• Стимулировать интерес, желание к процессу создания советов по здоровому образу жизни. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения задания. - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - оформлять советы по здоровому образу жизни; - представлять результат своей деятельности.
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: - выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Впишите в каждое предложение такие слова, чтобы получился совет по здоровому образу жизни: - Начинайте свой день с … (гимнастики, водных процедур и завтрака).
- Здоровое питание человека основано на «трех китах»: …
( умеренности, разнообразии и режиме). - Закаливать свой организм можно …( воздухом, солнцем и водой).
- Помните, что вредные привычки приводят к…(разрушению организма и смерти).
Импровизационный вариант Напишите советы здорового образа жизни, используя план: - Режим дня
- Правильное питание
- Закаливание организма
- Вредные привычки
Эвристический вариант Подготовьте презентацию по теме: «Мой здоровый образ жизни» и представьте ее одноклассникам. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к процессу создания советов по здоровому образу жизни. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения задания. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и оформлять советы по здоровому образу жизни.
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
|
|
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: • соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ
Закончите предложения:1 Мне важно следовать правилам здорового образа жизни, потому что…… 2. Чтобы быть здоровым, нужно ……
II. Задание на самооценкуЗакончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) советами по здоровому образу жизни, которые составил для себя.. | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности.
| Цели темы: Сформировать представление о здоровом образе жизни. Ввести правила здорового образа жизни. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять желание вести здоровый образ жизни. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу жизни, что их применять на практике. Регулятивные умения: - следовать в соответствии с составленными советами. Коммуникативные умения: - адекватно представлять результаты учебной деятельности. Предметные умения: - составлять и оформлять советы по сохранению здоровья школьника.
| *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |