Игры и упражнения для развития мелкой моторики
материал по зож на тему

Сальникова Юлия Борисовна

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И ПАЛЬЦЕВ

В школьном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в
    распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите
    предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  • собирание разрезных картинок;

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Преимущества использования конструктора:

  • с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как
    рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
  • при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне
    зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
  • поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во
    время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для
    соматически ослабленных детей;
  • конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: "Дом", "Аэропорт", "Зоопарк", "Семья" и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.

Игры с мелкими предметами

1. "Кто запомнит?"

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

     

       2. "Волшебный куб"

Оборудование: "волшебный куб" - их сейчас продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое - нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для начала хорошо использовать:

  1. обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь,
    плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов;
  2. рисование по опорным точкам;
  3. дорисовывание второй половины рисунка;
  4. рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Работа с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Советы родителям:

Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....

Буклет для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"

Буклет содержит в себе игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. Является отличным дополнением к консультации для родителей теме "Развитие мелкой моторики рук у детей"....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является благоприятный для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавате...

Практические рекомендации родителям «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников»

Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у младших школьников...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики рук включают пальчиковую гимнастику,  упражнения на формирования пальцевого захвата....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики в домашних условиях

Как без помощи педагога помочь ребенку с развитием мелкой моторики...