Масленичная неделя – неделя двигательной активности
опыты и эксперименты по зож (4 класс) на тему
Жизнь человека должна быть наполнена творчеством, созиданием, непрерывным трудом по самосовершенствованию. Творчество как норма жизни и здоровье как норма жизни находятся в неразрывном единстве. Процесс формирования и развития культуры здоровья начинается с младшего школьного возраста и даже раньше. Проблема состоит в отборе форм и методов валеологической работы с детьми, определение возможных путей вовлечения их в процесс самосозидания здоровой среды обитания. Такой креативный метод мне видится в организации и проведению предметных недель, недель творческих дел, недель праздников. Для этого требуется длительная подготовка, большие ресурсы, но приносит достойный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_byasharova_-_vystuplenie_i_statya.rar.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Бяшарова Н.Н.
Масленичная неделя – неделя двигательной активности
Россия, Самарская обл., Нефтегорский р-он,
ГБОУ СОШ с. Утёвка
e-mail: Natasha.1970@yandex.ru
Если вы зададите младшим школьникам вопрос: «На каких уроках ты чаще всего играешь, двигаешься?», получим один ответ: «На уроках физической культуры». И это справедливо. Но давайте подумаем, как исправить эту однобокую ситуацию, ведь двигательную активность никто не отменял, это неотъемлемая часть всей жизни младшего школьника. Двигательная активность у 35 % детей не соответствует оптимальной норме, способствующей нормальному развитию. В соответствии с нормами СанПиН ежедневный объём двигательной активности учащихся должен составлять не менее двух часов. Удовлетворение ежечасной потребности следует осуществлять за счёт малых форм физического воспитания. Попытаемся найти разные пути решения данной проблемы, ведь двигательный отдых является средством повышения умственной работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
Креативность как высший мыслительный процесс, продуцирование уникальных идей, результатов, способов решения проблем – неотъемлемый компонент образа современного человека, а значит и будущего ученика. Креативный уровень психической организации личности предусматривает раскрытие внутренних ресурсов самооздоровления, повышение сознательного творческого потенциала и высвобождение активной самостоятельной творческой деятельности. Жизнь человека должна быть наполнена творчеством, созиданием, непрерывным трудом по самосовершенствованию. Творчество как норма жизни и здоровье как норма жизни находятся в неразрывном единстве. Процесс формирования и развития культуры здоровья начинается с младшего школьного возраста и даже раньше. Проблема состоит в отборе форм и методов валеологической работы с детьми, определение возможных путей вовлечения их в процесс самосозидания здоровой среды обитания. Такой креативный метод мне видится в организации и проведению предметных недель, недель творческих дел, недель праздников. Для этого требуется длительная подготовка, большие ресурсы, но приносит достойный результат.
Предметные недели в начальной школе уже на протяжении нескольких лет стали частью внеклассной и внеурочной деятельности младших школьников. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься, как поддержать интерес детей к учению, как сохранить их здоровье, как научить следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к такому познанию является организация и проведение предметных недель. Хочется осветить необычную неделю: Масленичную. Возможно, её не стоит называть предметной. Но, по-моему, мнению, любая неделя, несущая детям знания и здоровье, имеет право называться предметной.
В канун христианского праздника Масленица вместе с родителями мы разработали познавательно-оздоровительную неделю. Нашей целью было понимание детьми физической культуры как сферы духовно-физического и образовательного пространства, формирующего физическую и духовную культуру личности. Перечислим, какие универсальные учебных действия мы постарались сформировать полностью или частично у наших детей:
Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к истории и культуре; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: целенаправленное и планомерное управление своей деятельностью и поведением; постановка и разрешение проблемных ситуаций; умение взаимодействовать и осуществлять совместную деятельность; умение планировать общую цель и пути её достижения в составе класса или команды; умение распределять функции и роли в совместной деятельности; оценивание собственного поведения и поведения партнёров, умение вносить коррективы в совместную деятельность в интересах достижения коллективного позитивного результата; формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность; формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим, психологическим и духовном здоровье.
Определим и назовём каждый день Масленичной недели: 1 день – Экскурсия на школьный двор, определение места проведения праздника, мини-соревнования. Дети с удовольствием осматривают место для проведения праздника. Нам помогает учитель физической культуры и заведующий по хозяйственной части. Определяем участки для соревнований, игр; назначаем ответственных и распределяем обязанности. Всё проходит организованно, достаточно быстро и подвижно. Проводятся мини-соревнования с лёгким спортивным инвентарём. 2 день – Забытые игры на свежем воздухе. Дети узнают много забытых игр, их названия и правила по расспросам своих родителей, бабушек и дедушек, делятся набранной информацией с одноклассникам. Такая работа сплачивает детей, сближает поколения. 3 день – Встреча поколений (изготовление кукол-маслениц, проект «Карусель»). В этот день наши гости – члены семей – взрослые, которые делятся своим творчеством. Мамы и бабушки учат ребятишек мастерить тряпичных и нитяных куколок, плести обереги, распевая русские коллективные песни. Дети при этом свободно передвигаются, меняются материалом, располагаясь по интересам; для отдыха применяются игры и упражнения, требующие небольшого пространства. 4 день – Праздник «Масленица» с сжиганием Куклы-Масленицы. Ребята водят хороводы, кричат заклички, поют песни – всё это в движении, на свежем воздухе. Можно провести КВН, Спор эрудитов с элементами двигательной активности. Дети много и с удовольствием двигаются и соревнуются. 5 день – чаепитие с родителями, бабушками и дедушками, поедание блинов, подвижные развлечения, пение песен. Последний день очень важен. Это подведение итогов, благодарность близким и учителю, глубокое духовное единение. Дети по-новому видят своих близких и берут с них пример.
Вот так проходила наша Масленичая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если ярко отпразднуешь масленицу, тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным забавам и потехам, играм и игрищам, соревнования и боям. Ни стар, ни мал не сидели на месте. Поэтому наша Масленичная неделя – неделя двигательной активности.
В сфере Масленичной недели мы выделяем следующие группы ценностей: 1) интеллектуальные (знания в области физической культуры, потребность заниматься физкультурной деятельностью, знания в рамках христианского праздника с тонкостями организации и проведения и др.);
2) двигательного характера (образцы моторной деятельности, здоровье и физическая работоспособность человека);
3) мобилизационные (связанные с рациональной организацией свободного времени, возможностями самовоспитания, самоорганизации, умениями противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды).
Различные виды педагогической деятельности предполагают использование вариативных технологий на уровне творчества и мастерства. Учитель должен владеть системой научно обоснованных средств, форм и методов воспитания, которые приобщат учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, помогут формированию качеств нравственной личности, создадут здоровье сберегающую воспитательную среду. От педагога зависит, в каком состоянии выйдут из школы в конце учебного дня ученики: уставшими, утомлёнными, измотанными или удовлетворёнными, одухотворёнными, сохранившими свой здоровый дух.
В заключение работы, хочется сказать, что вся наша Масленичная неделя нацелена на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению и воспитанию, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами двигательной активности, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благоприятной жизни детей в гармонии с миром. Задача школы – «не дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо.
Список литературы:
1.Бернарская И.Г. Искусство быть красивым. М., 1994.
2.Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, И.И. Крук, Мн.: 2010.
3.Мирошниченко Т.А. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовании. Волгоград, 2007.
4.Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Здоровьесберегающая система образования и обеспечение здоровья и формирования культуры здоровогообраза жизни учащихся. М., 2007.
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и технология здоровья в школе. М., 2005.
6.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Ставрополь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по масленичной неделе.Обобщение знаний.Внетабличное умножение и деление.
Урок математики в 3 классе.Презентация к уроку....
Концертно-игровая программа для детей и взрослых "Как на масленичной неделе..."
Данный сценарий можно использовать для подготовки праздника Масленицы как для детей и родителей одного класса, так и для школьного (и не только) мероприятия по теме "Россия. Обычаи и традиции"...
"Масленичная неделя"
Хороший материал для классного часа или внеурочного занятия....
Масленичная неделя
Методическая разработка праздника...
Конспект занятия в группе продлённого дня "Путешествие по масленичной неделе".
Занятие посвящено традиционному празднику "Масленица". В ходе занятия ребята познакомятся со значением, традициями и обрядами масленичной недели, составят масленичный календарь. Подведение итогов заня...
Масленичная неделя
Мероприятие проводится с учащимися начальных классов в масленичную неделю....
Буклет для родителей "Масленичная неделя" - 2021
Данный буклет будет полезен при праздновании русского народного праздника "Масленица". В нём содержится информация о названиях каждого дня Масленицы, о традициях праздника, а также размещена...