Формы здоровьесберегающей работы
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему

Поплавская Казимира Казимировна
В данной статье рассказывается о здоровьесберегающем образовании, которое достигается следующими формами: соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, пропаганда здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа, применение проблемного, развивающего обучения, индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок, рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы здоровьесберегающей работы

Выдающийся философ XV        Рассел заметил: «Если Вы не задумываетесь

о своем        будущем, у Вас его не будет…» Наше         будущее — это

наши дети. Цель современной школы - подготовка детей к жизни. На

сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и

укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий.

      Здоровьесберегающее образование  направлено  на  цель  -  создание
   условий для укрепления и развития        психического и физического        здоровья

учащихся.

      Здоровьесберегающее образование опирается    на    принципы    -

научности, креативности, личностно-деятельностной системности.

      Достигается   здоровьесберегающее   образование   через следующие формы: соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, пропаганда здорового образа жизни (лекции и беседы с детьми, просветительная работа с родителями), физкультурно-оздоровительная работа, применение проблемного, развивающего обучения, индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, включение в режим учебного   процесса блоков и комплексов динамических нагрузок, рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников, мониторинг состояния, содержания школьной мебели, оборудования.

     Данные формы приводят к результатам - уменьшение пропусков по болезни; предотвращение усталости и утомляемости; потребность в здоровом образе жизни.

Цели педагога по внедрению здоровьесберегающих технологий

- сформировать у учащихся необходимые        и научить их использовать полученные знания по здоровому образу жизни в повседневной         жизни.

  • обеспечить ученику возможность сохранения здоровья.

        Для внедрения этих целей каждый учитель обращает внимание на следующие факторы:

-        правильная организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки.

- физкультурно-оздоровительная работа

  • благоприятный эмоциональный настрой

- соблюдение санитарно-гигиенических условий (проветривание помещений, температурное соответствие, чистота, световое оформление

- рациональное питание

- организация двигательного режима

- рациональная организация учебной деятельности (недопустимо проведение контрольных работ после выходного дня)

  • знание характера ребенка, наклонностей, интересов и т.д.
  • доброжелательные отношения между сверстниками.

- правильная организация урока с учетом динамики работоспособности, использование ТСО, наглядных средств.

        В своей практике применяю на мой взгляд наиболее эффективные методы и приемы, способствующие сохранению психического, нравственного, физического здоровья детей:

1. Профилактика нарушения осанки

        Предлагаю ребенку выпрямить спину, развернуть плечи и стать вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком.

Объясняю,  что такая  поза является  правильной  осанкой.  Потом  прошу ученика отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот  прием.   Затем  отбираю  2-3  человека,  прошу  их  пройти  перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Рекомендую для  самоконтроля  наблюдать  за  своей  осанкой  в зеркало. Выработка правильной осанки требует длительного времени и постоянного контроля.

2. Профилактика глазных заболеваний

        Применяю упражнения для снятия  усталости и временного расслабления мышц глаз. Необходимо переключать фокус зрения учащихся, смотреть вдаль, потом следует закрыть глаза, дать им отдохнуть.

                  3. Динамические паузы, физкульт.минутки, спортивные часы в         расписании уроков

Комплекс упражнений физкультурных минуток {ФМ):

  • ФМ для улучшения мозгового кровообращения
  • ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
  • ФМ для снятия утомления туловища
  • ФМ для снятия утомления с глаз
  • ФМ для обучающихся первой ступени на уроках с элементам» письма

- ФМ для снятия утомления мышц кисти

- ФМ для мобилизации внимания

4. Сказкотераиия

         Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького

во   взрослого,   наивного   в   мудрого,   этим   самым   открывает   ребенку перспективы собственного роста.

5. Музыкотерапия

         Целенаправленное   воздействие   музыки   на   ребенка   с   учетом   его настроения, возраста, сезона года.        Применяю на уроках литературного чтения, окружающего мира, изо, уроках технологии.

6. Игровые оздоровительные технологии

Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребности в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать физические, умственные, творческие способности, нравственные качества (привести примеры!!!).

7. Для сохранения нравственного здоровья учащихся широко использую в работе библиотерапию.

Цель библиотерапии - помоч детям приспособиться к окружающей

действительности, повысить уровень межличностных контактов.

На       уроках       литературного       чтения       применяю       пятиминутки самостоятельного чтения,  способствующие обмену впечатлениями         о прочитанном.   Дети   меняются   книгами,   повышают   интерес   к   чтению, возникает желание взять книгу в библиотеке.

Здоровье - всё, но все без здоровья ничто!

Быть здоровым - естественное стремление человека. Основными целями форм здоровьесберегающей работы являются - учить освобождаться от стрессов, перенапряжения, подводить учащихся к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии

Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...

Статья "Применение ИКТ "БОС - здоровье" как одна из форм здоровьесберегающей технологии."

В настоящее время ИКТ "БОС - здоровье" внедряется в школы России в рамках программы "Здоровый школьник". Выявление эффективности использования технологии проводилось в ГБОУ СОШ №618 Приморского района...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Выступление на методическом совете "Дистанционное обучение как одна из форм здоровьесберегающих технологий"

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проя...

Докдад ШМО на тему «Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий».

В докладе говорится о необходимости  примениения метода релаксации и даны практиеские рекомендации....

Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий

Каждый из нас, учителей, вносит свою частичку в воспитание здоровой личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Целенаправленная систематическая работа позволяет добиваться хороших результатов в...