Статья "Применение ИКТ "БОС - здоровье" как одна из форм здоровьесберегающей технологии."
статья на тему
В настоящее время ИКТ "БОС - здоровье" внедряется в школы России в рамках программы "Здоровый школьник". Выявление эффективности использования технологии проводилось в ГБОУ СОШ №618 Приморского района города Санкт - Петербурга. Результаты этой работы приведены в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для публикации в сборнике по научно- практическому семинару «Информационные оздоровительные технологии - в учебный процесс» от 15 июня 2011 года.
Тема:
«Применение ИКТ «БОС-Здоровье» как одна из форм здоровьесберегающей педагогики».
Учителя высшей категории ГОУ СШ №618 СПб
Карелина Т.В.
Полянская С.Г.
В 21 веке перед образованием и наукой в последние годы поставлены важные задачи внедрения инновационных моделей, интенсификации всех процессов в образовании, которые требуют принципиально иного состояния здоровья обучающихся. Здоровьесберегающая организация учебного процесса, разработка комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья-важнейшая задача для образования в целом, и для каждого учителя в частности. Основными направлениями работы учителя при создании здоровьесберегающего пространства являются:
*здоровьесберегающая организация учебного процесса;
*здоровьесберегающая методика обучения;
*обеспечение здоровья учащихся;
*освоение здоровьесберегающих технологий.
Для повышения работоспособностина уроке есть целый ряд способов ускорить включение школьников в работу(фаза врабатывания). Одним из таких способов является дыхательная гимнастика, содержащая упражнения, подготавливающие к последующей умственной деятельности.
Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности, когда учащийся усваивает информацию наиболее продуктивно. Правильной организацией учебной деятельности и включением дыхательных физкультминуток можно заметно удлинить фазу высокой работоспособности.
Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно не ощущается, а затем проявляется внешними признаками. Поэтому в процессе занятия, защищая учащихся от преждевременного утомления, мы рекомендуем проводить занятия «БОС-Здоровье», используя компьютерные технологии.
Учитель самостоятельно выбирает время проведения лечебно-оздоровительной методики — уникального диафрагмально-релаксационного типа дыхания в режиме эмуляции, вырабатываемый по методу БОС, ориентируясь на состояние учащихся и используя компьютерную игру.
В настоящее время ИКТ «БОС-Здоровье» внедряется в школы России в рамках программы «ЗДОРОВЫЙ ШКОЛЬНИК».На основе информационно- коммуникационной технологии «БОС- Здоровье» специалистами ЗАО «Биосвязь» разработано новое программное обеспечение, которое помогает изучать ряд предметов школьной программы в процессе оздоровления. Такими являются: «БОС- Спорт», «Азбука», «Окружающий мир» и пособия по математике.
Выявление эффективности использования технологии ИКТ «БОС- Здоровье» проводилось в ГОУ СШ№618 Приморского района городаСанкт- Петербурга. В эксперименте принимали участие 25 учащихся 1 «А» класса и 25 учащихся 3 «А» класса. Возраст детей, принимавших участие в эксперименте от 7 до 10 лет. Эксперимент проводился на уроках русского языка, математики, литературного чтения, обучения грамоте и окружающего мира. Для апробации были взяты 2, 3, 4 уроки по расписанию. Занятия по дыханию длились от 4 до 12 минут ежедневно, на разных этапах урока:
1. В начале урока, если детей надо было успокоить и настроить на работу после урока физкультуры или динамической паузы; перед проведением проверочных и контрольных работ; для улучшения эмоционального состояния и снятия чрезмерной тревожности.
2. В середине урока, когда прослеживается усталость учащихся, неусидчивость, беспокойство. Занятие дыханием включалось как один из видов физкультминутки.
3. В конце урока для релаксации.
Наблюдения за учащимися 1 и 3 классов показали улучшение в психо-эмоциональном состоянии детей до 88% к завершению курса занятий. Повышение работоспособности до 96% наблюдалось на тех уроках, где тема урока окружающего мира совпадала с темой «БОС-Здоровье» в 3 классе, а у 1 класса уроки обучения грамоте совпадали с программой дыхания «Азбука». Возросло желание заниматься на уроках и добывать самостоятельно знания у 80% учащихся. Ученики стали более активны, быстрее включаются в учебную деятельность. Особо хочется отметить изменения в поведении, концентрации внимания у детей ЗПР с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Поданным проведенных методиквыявлено:
-улучшение настроения учащихся на уроке
- улучшение психо- эмоционального состояния
-усиление концентрации внимания
-улучшение самочувствия
-рост продуктивности умственной работоспособности
-желание заниматься на уроке и в школе
-изменения в поведении учащихся
-устойчивое повышение адаптации учащихся в стрессовых ситуациях
-повышение успеваемости.
Овладение диафрагмально- релаксационным дыханием по методике Сметанкина А.А. позволяют ребенку не только меньше волноваться в школе перед контрольными работами, успокоить нервную систему, справляться со страхами , стрессами, неудачами, застенчивостью, но и быть успешными в образовательном процессе.
Наблюдения и проведенное анкетирование учащихся позволяют говорить о необходимости использования на уроках с 1 по 3 класс технологии ИКТ «БОС- Здоровье».
Можно предположить, что при ежедневном применении ИКТ «БОС-Здоровье», уроки будут соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики.
06.06.2010 Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Здоровое питание - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий в образовании"
Сформировать у учащихся младшего школьного возраста необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, режиму рационального питания и целостному взгляду на окружающий мир и места чело...
Педагогический проект "Здоровое питание - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий в образовании"
Здоров будешь - всё добудешь....
Выступление на методическом совете "Дистанционное обучение как одна из форм здоровьесберегающих технологий"
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проя...
Докдад ШМО на тему «Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий».
В докладе говорится о необходимости примениения метода релаксации и даны практиеские рекомендации....
Специальные игры и упражнения как одна из форм организации здоровьесберегающей технологии в работе педагога-психолога
Материалы педагогического совета...
Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий
Каждый из нас, учителей, вносит свою частичку в воспитание здоровой личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Целенаправленная систематическая работа позволяет добиваться хороших результатов в...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «ЦО «Тавла»-СОШ №17» Фомичевой Екатерины Викторовны «Предупреждение компьютерной зависимости – одно из направлений здоровьесберегающих технологий».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Наблюдая за своими учениками, я сделала выво...