Проектная деятельность как средство формирования ЗОЖ
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шабаева Екатерина Владимировна

Использование проектной деятельности при формировании здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya_zozh.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни

Здоровье человека – актуальная тема для всех времен и народов. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Если человек физически здоров, то он успешно может обучаться и вести активный образ жизни.

Реализация в образовательном учреждении программ валеологического содержания, проведение профилактических мероприятий помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Все занятия должны быть ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний по гигиенической культуре.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического, психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. Врачи и лекарства будут бессильны, если человек сам нарушает нормы здорового образа жизни.

Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Роль и значение семьи в этом процессе трудно переоценить. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Значит, одна из задач классного руководителя – формирование у младшего школьника системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при  выполнении заданий.

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как  дети малы, но возможна при правильной организации.

Основные условия успешного применения  метода проектов.

  • Существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска.
  • Значимость предполагаемых результатов.
  • Применение исследовательских методов при проектировании.
  • Структурирование этапов выполнения проекта.
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность определяется по следующим критериям:

  • возможность осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • заинтересованностью ученика в работе.

Обязательные моменты: выбор, планирование, критика проекта.

На первых этапах обучения несложность проекта обеспечивает успех выполнения и стимулирует на выполнение других, более сложных проектов.

Все занятия, посвященные проектной деятельности, характеризуются примерно одинаковой структурой.

  1. Организационный момент.

На этом этапе происходит знакомство со спецификой проектной деятельности и распределение детей на инициативные группы ( например, аналитики, экспериментаторы и т. д.)

  1. Формулирование темы и целей деятельности.
  2. Подготовительный этап.

На данном этапе намечается общий план деятельности по разработке проекта, определение основных разделов проекта.

  1. Этап проектной деятельности.

В ходе данного этапа осуществляется разработка основных разделов проекта.

  1. Этап практического применения разработанного проекта.
  2. Самоанализ проектной деятельности.

Выявление положительных и отрицательных сторон деятельности.

  1. Подведение итогов своей деятельности.

Рассмотрим данные этапы с практической стороны на примере разработки проекта «Курить – здоровью вредить»

На уроках окружающего мира учащиеся изучали тему «Строение организма человека». Возникли вопросы о влиянии на человеческий организм курения. Курение – это безобидная привычка или нет, ведь  много людей вокруг курят. Возникла идея разобраться в этом вопросе. Учащиеся разбились на группы.

Цель проекта – выяснить, действительно ли курить – здоровью вредить?

Задачи:

  • узнать, что такое здоровье;
  • выяснить факторы, разрушающие здоровье;
  • что такое курение и какова его история;
  • вред курения;
  • последствия курения для школьника;
  • отношение родителей и учащихся к проблеме.

Разделы проекта:

  • что такое здоровье?
  • причины, разрушающие здоровье;
  • что такое курение и его история;
  • что входит в состав табачного дыма и наносит ли курение вред организму;
  • последствия курения, болезни, вызванные курением;
  • школьник и курение;
  • отношение к курению;
  • наш выбор.

Далее идет сбор информации по каждому разделу. Она обобщается и доносится до сведения обучающихся  в виде выступления на научно – практической конференции. Выступление сопровождается презентацией.

На этапах самоанализа и подведения итогов дети делают вывод о том, достигнута ли поставленная цель и решены ли задачи, что было трудно, чему научились, чем еще хотели бы заниматься.

Проведение данного и подобных проектов приводит к формированию потребности отказа от вредных привычек у младших школьников, что в конечном итоге влияет на формирование здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...

Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

         Будущему гражданину недостаточно  одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию  своих знан...

Выступление на ШМО: "Проектная деятельность как средство формирования УУД"

Выступление на ШМО учителей школы. Теоретическая часть....

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных знаний и умений

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....