Внеурочная деятельность "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож на тему
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Спортивно-оздоровительного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по пяти направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_azbuka_zdorovya.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Спортивно-оздоровительного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по пяти направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний.
Курс кружка «Школа здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Актуальность
Сегодня уровень здоровья школьников, как в России, так и регионе находится на критической отметке. Наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей на фоне ухудшения экологической обстановки в сочетании с неблагоприятными климатическими и географическими условиями. На основании широкомасштабных социально-психологических исследований в стране выявлены наиболее тревожные тенденции. Ведущей причиной смертности у детей и подростков стали травмы и несчастные случаи, растет число хронических заболеваний, снижается порог начала табакокурения, увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
Так возникла необходимость создания программы «Азбука здоровья » для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цель:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Обучающие:
- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
- использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Развивающие:
- помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;
- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
- дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление о основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах;
- уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.
Воспитательные:
- воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;
- научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Данная программа строится на принципах:
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую
степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Программа кружка построена на основе программы курса «Здоровье», под редакцией д.м.н. В.Н.Касаткина, которая рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Занятия проводятся в начальной школе в рамках дополнительного образования, 1 раз в неделю, всего предполагается 33 часа в неделю в течение года – 1 класс, 34 часа – 2-4 классы. Срок реализации программы 3 года.
Ожидаемые результаты
В качестве ожидаемого результата выступает выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными возможностями поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
Результаты 1 уровня:
- должны уметь давать словесную характеристику основных эмоциональных состояний и показывать способы их выражения с помощью жестов, мимики, позы.
- знать о значении звуков, зрения, обоняния в жизни человека
- должны уметь различать свои ощущения и называть их, соблюдать правила личной гигиены, внимательно относиться к людям;
- соблюдать чистоту ротовой полости, знать основные типы упаковки;
- уметь определять качество продуктов;
- должны закрепить правила гигиены полости рта, иметь представление о причинах и развития кариеса;
- выработать правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек, изучить способы выхода из опасной ситуации и привлечения помощи;
- должны знать основные дорожные «ловушки», уметь правильно переходить через улицу разных типов;
- уметь предупреждать дальнейшее развитие опасных для здоровья событий путем выхода из сложившихся обстоятельств;
- знать номера телефонов экстренной помощи и уметь вызвать их.
Результаты 2 уровня:
- уметь осознавать свои эмоции, выражать их при помощи слов, мимики, жестов, позы; учиться регулировать свои эмоции, позитивно относиться к себе, сопереживать другим;
- должны знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния;
- знать наиболее распространенные продукты-аллергены, уметь составлять с учетом основных правил домашней диеты;
- закрепить знания об основных правилах гигиены полости рта;
- закрепить навык соблюдения правил обхода транспорта, перехода улиц различных типов;
- уметь выполнять последовательные действия при эвакуации из помещения возникновении пожара;
- знать средства спасения утопающего на воде;
- знать о причинах возникновения бытовых травм, уметь их предупреждать и оказывать доврачебную помощь при порезах, синяках, занозах, носовым кровотечении.
Результаты 3 уровня:
- должны иметь представление о внешних проявлениях внутренней культуры, уметь создавать свой положительный образ, соблюдать правила поведения;
- должны знать симптомы отравления, уметь организовать помощь при отравлениях;
- сформировать умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей;
- должны понимать важность питания для сохранения здоровых зубов, осознавать необходимость регулярного посещения стоматолога;
- должны сформироваться навыки правильного общения, умение отстаивать свое собственное мнение, овладеть практическим умением отказывать;
- автоматизировать навыки соблюдения правил обхода транспорта, перехода улиц различных типов, перекрестков, регулируемые светофором (регулировщиком) и нерегулируемых, прогнозирование различных ситуаций на дороге;
- уметь оказывать доврачебную помощь при укусах собак, насекомых, при попадании насекомого в ухо, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях.
Программа кружка построена на основе программы курса «Здоровье», под редакцией д.м.н. В.Н.Касаткина, которая рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Занятия проводятся в начальной школе в рамках дополнительного образования, 1 раз в неделю, всего предполагается 33 часа в неделю в течение года – 1 класс, 34 часа – 2-4 классы. Срок реализации программы 3 года.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в виде проекта, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёт о работе может быть представлен, стенгазетой, альбомом, а также на выставках, соревнованиях, конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (33 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Универсальные учебные действия | |||||
Всего | Теория | Прак тика | план | факт | |||||
Раздел «Секреты здоровья» | 15 | 7 | 8 | -Взаимодействие ученика с учи- телем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реаль -ности и повседневной жизни. -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. -оценивать характер взаимо- отношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; | |||||
1 | От улыбки хмурый день светлей… | 1 | – | 1 | |||||
2 | Режим дня. | 1 | - | 1 | |||||
3 | Утренняя зарядка. | 1 | - | 1 | |||||
4 | Учимся правильно дышать. | 1 | - | 1 | |||||
5 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | 1 | – | |||||
6 | Наши друзья – вода и мыло. | 1 | 1 | – | |||||
7-8 | Чтобы зубы не болели. | 2 | 1 | 1 | |||||
9 | Гимнастика для глаз. | 1 | – | 1 | |||||
10-11 | Гигиена кожи. | 2 | 1 | 1 | |||||
12-13 | Осанка – стройная спина. | 2 | 1 | 1 | |||||
14-15 | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 2 | 2 | – | |||||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 10 | – | 10 | -влияние занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур. -первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе; -выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения; -навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия. | |||||
16-20 | Подвижные игры. | 5 | – | 5 | |||||
21-25 | Спортивные игры и эстафеты. | 5 | – | 5 | |||||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 8 | 3 | 5 | Знать правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| |||||
1. Правила дорожного движения | 4 | 1 | 3 | ||||||
26 | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | 1 | – | |||||
27 | Экскурсия «Движение пешеходов по тротуару» | 1 | – | 1 | |||||
28 | Экскурсия «Безопасный путь в школу» | 1 | – | 1 | |||||
29 | Экскурсия «Где можно играть». | 1 | – | 1 | |||||
2. Правила пожарной безопасности | 4 | 2 | 2 | выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; | |||||
30 | Огонь – друг или враг? | 1 | 1 | – | |||||
31 | Спички детям – не игрушка. | 1 | – | 1 | |||||
32 | Опасность у нас дома. | 1 | 1 | - | |||||
33 | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | – | 1 | |||||
Итого | 33 | 10 | 23 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Универсальные учебные действия | |||||
Всего | Теория | Практика | план | факт | |||||
Раздел «Секреты здоровья» | 13 | 7 | 6 | -пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; -проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; -научить соблюдать правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи | |||||
1 | Настроение в школе и дома. | 1 | - | 1 | |||||
2 | Поведение в школе. | 1 | 1 | - | |||||
3 | Болезни глаз. Как их предупредить. | 1 | 1 | - | |||||
4 | Слух - большая ценность для человека. | 1 | 1 | - | |||||
5 | Профилактика кариеса. | 1 | - | 1 | |||||
6 | Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. | 1 | – | 1 | |||||
7 | Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений. | 1 | – | 1 | |||||
8 | Режим питания. | 1 | 1 | - | |||||
9 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | 1 | 1 | – | |||||
10-11 | Работа над проектом по теме «Основа здорового питания». | 2 | – | 2 | |||||
12 | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | 1 | – | |||||
13 | Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть». | 1 | – | 1 | |||||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 7 | – | 7 | -Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. -Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности | |||||
14-17 | Подвижные игры. | 4 | – | 4 | |||||
18-20 | Спортивные игры и эстафеты. | 3 | – | 3 | |||||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 14 | 6 | 8 | ||||||
1. Правила дорожного движения | 6 | 2 | 4 | -овладение детьми знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); -формирование «транспортных» привычек в противовес «бытовым», возникающих в раннем возрасте; -обучение прогнозировать развитие ситуации на дороге. | |||||
21 | Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. | 1 | - | 1 | |||||
22 | Светофор и его виды. | 1 | 1 | – | |||||
23 | Экскурсия «Элементы улиц и дорог». | 1 | – | 1 | |||||
24 | Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке. | 1 | - | 1 | |||||
25 | Причины ДТП. | 1 | 1 | – | |||||
26 | Памятка велосипедиста. | 1 | - | 1 | |||||
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 | ·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| |||||
27 | Чтобы огонь не причинил вреда. | 1 | 1 | - | |||||
28 | Правила поведения в случае пожара в квартире. | 1 | - | 1 | |||||
3. Правила поведения в быту | 2 | 1 | 1 | ||||||
29 | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | 1 | - | |||||
30 | Если ты ушибся или порезался. | 1 | - | 1 | |||||
4. Правила поведения в природе | 4 | 2 | 2 | ||||||
31 | Правила безопасности в любую погоду. | 1 | 1 | – | |||||
32-33 | Правила поведения на воде. | 2 | 1 | 1 | |||||
34 | Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья». | 1 | – | 1 | |||||
Итого | 34 | 13 | 21 |
3 класс (34часа)
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | дата | Универсальные учебные действия | |||||
Всего | Теория | Практика | план | факт | |||||
Раздел «Секреты здоровья» | 9 | 2 | 7 | -проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; -использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; -использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; | |||||
1 | Вредные привычки. | 1 | 1 | - | |||||
2 | Азбука питания. | 1 | - | 1 | |||||
3 | Как избежать отравлений. | 1 | 1 | - | |||||
4 | Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний. | 1 | – | 1 | |||||
5 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | - | 1 | |||||
6-8 | Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью». | 3 | – | 3 | |||||
9 | Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья». | 1 | – | 1 | |||||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 10 | – | 10 | планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||
10-13 | Подвижные игры. | 4 | – | 4 | |||||
14-17 | Спортивные игры и эстафеты. | 4 | – | 4 | |||||
18-19 | Игры разных народов. | 2 | – | 2 | |||||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 15 | 5 | 10 | -Усвоить правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. -правила безопасного поведения на воде. -усвоить правила поведения при пожаре. -оказать первую помощь пострадавшему от поражения электрическим током. -оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах. -соблюдать правила обращения с животными. -признаки отравления ядовитыми веществами. - оказать первую помощь при отравлении -оказать первую помощь при перегревании, ожогах и обморожении. - оказать первую помощь при попадании инородных тел в ухо, глаз, нос. -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; -ставить вопросы; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; -договариваться и приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||||
1. Правила дорожного движения | 7 | 2 | 5 | ||||||
20 | Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | – | 1 | |||||
21 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. | 1 | 1 | – | |||||
22 | Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог». | 1 | – | 1 | |||||
23 | Железнодорожный переезд. | 1 | 1 | – | |||||
24-26 | Работа над проектом по теме «Безопасный путь». | 3 | – | 3 | |||||
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 | ||||||
27 | Как вести себя во время пожара в школе. | 1 | - | 1 | |||||
28 | Азбука пожарной безопасности. | 1 | 1 | ||||||
3. Правила поведения в быту | 2 | 1 | 1 | ||||||
29-30 | Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. | 2 | 1 | 1 | |||||
4. Правила поведения в природе | 4 | 1 | 3 | ||||||
31 | Как уберечься от укусов насекомых. | 1 | - | 1 | |||||
32 | Как уберечься от ушибов и переломов. | 1 | - | 1 | |||||
33 | Правила безопасности во время грозы. | 1 | 1 | – | |||||
34 | Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 1 | – | 1 | |||||
Итого | 34 | 7 | 27 |
4 класс (35часа)
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | дата | Универсальные учебные действия | ||||||
Всего | Теория | Практика | план | факт | ||||||
Раздел «Секреты здоровья» | 9 | 2 | 7 | -проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; -использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; -использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; | ||||||
1 | Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. | 1 | 1 | - | ||||||
2 | Профилактика инфекционных болезней. | 1 | - | 1 | ||||||
3 | Как помочь сохранить здоровье. | 1 | 1 | - | ||||||
4 | Что зависит от моего решения. | 1 | – | 1 | ||||||
5 | Злой волшебник – табак. | 1 | - | 1 | ||||||
6 | Почему некоторые привычки называются вредными. | 1 | – | 1 | ||||||
7-8 | Работа над проектом по теме «По тропе здоровья». | 2 | – | 2 | ||||||
9 | Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья». | 1 | 1 | |||||||
Раздел «Попрыгать, поиграть» | 10 | – | 10 | планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||||||
10-13 | Подвижные игры. | 4 | – | 4 | ||||||
14-17 | Спортивные игры и эстафеты. | 4 | – | 4 | ||||||
18-19 | Игры разных народов. | 2 | – | 2 | ||||||
Раздел «Профилактика детского травматизма» | 15 | 5 | 10 | -Усвоить правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. -правила безопасного поведения на воде. -усвоить правила поведения при пожаре. -оказать первую помощь пострадавшему от поражения электрическим током. -оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах. -соблюдать правила обращения с животными. -признаки отравления ядовитыми веществами. - оказать первую помощь при отравлении -оказать первую помощь при перегревании, ожогах и обморожении. - оказать первую помощь при попадании инородных тел в ухо, глаз, нос. -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; -ставить вопросы; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; -договариваться и приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||||
1. Правила дорожного движения | 7 | 2 | 5 | |||||||
20 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | 1 | – | 1 | ||||||
21 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. | 1 | 1 | – | ||||||
22 | Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля. | 1 | – | 1 | ||||||
23 | Опасная ситуация. | 1 | 1 | – | ||||||
24-26 | Работа над проектом по теме «Этого могло не случиться.». | 3 | – | 3 | ||||||
2. Правила пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 | |||||||
27 | Что я расскажу младшему брату о пожаре? | 1 | - | 1 | ||||||
28 | Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии. | 1 | 1 | |||||||
3. Правила поведения в быту | 2 | 1 | 1 | |||||||
29-30 | Безопасное поведение в быту. | 2 | 1 | 1 | ||||||
4. Правила поведения в природе | 4 | 1 | 3 | |||||||
31 | Правила техники безопасности для туриста. | 1 | - | 1 | ||||||
32 | Средства и способы спасения утопающих. | 1 | - | 1 | ||||||
33 | Поведение во время наводнения, штормового предупреждения. | 1 | 1 | – | ||||||
34 | КВН «Здоровье и безопасность» | 1 | – | 1 | ||||||
35 | Обобщение по разделу. | 1 | - | 1 | ||||||
Итого | 35 | 7 | 28 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методическое обеспечение программы
- Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 2000.
- Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.:ВАКО, 2005.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Под ред. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2004.
- Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса./ Под ред. Л.Ф. Шатохиной – М.: Полимед, – 2005.
- Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - Учитель, сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/ ,
- Сайт Uroki-tetushki-Sovy
Литература
Для обучащихся
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. — СПб.: Балтрус, 1995.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб.: Акцидент, 1995.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра СПб.: Акцидент, 1994.
Для учителя
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2004.
- Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.:ВАКО, 2004.
- Еременко Н. И. Профилактика вредных привычек. – М.: Панорама, 2007.
- Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма Медиа Групп, 2008.
- Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М. А. Павловой – Волгоград: Учитель, 2009.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./ Под ред. Н.К. Смирнова – М.: АРКТИ, 2003 .
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования (2011 г.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс)
Конспект урока по здоровьесбережению....
Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!
Внеурочное мероприятие Здоровому-все здорово!...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».
Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...