Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по зож на тему

Иванова Наталья Николаевна

Если научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.Н. Иванова

        За последние годы резко ухудшилось состояние дошкольников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически здоровыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

        Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
  • ухудшение состояния здоровья матерей;
  • стрессы;
  • дефицит двигательной активности;
  • недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой нежелание уделять этим вопросам внимание;
  • безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • частичное разрушение служб врачебного контроля;
  • неполноценное питание.

В Уставе всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

        Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию,  сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

        Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Соблюдаются все гигиенические условия: в классе чисто, уютно, светло, помещение постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру, ежедневно проводится влажная уборка. Все обучающиеся имеют сменную обувь.

        Для повышения интереса к предметам максимально используются игровые моменты, ауди- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра и др. Используются компьютерные технологии, которые позволяют повысить заинтересованность обучающихся, а также улучшить качество восприятия материала.

        Урок – это трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения. Физкультминутки, физкультпаузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата помогают снять напряжение, переключить на новый вид деятельности.

        С 1-го класса проводятся уроки здоровья в соответствии с ФГОС НОО. Занятия направлены на процесс оздоровления детей, поощряется активность, инициатива ребенка по отношению к своему здоровью, формируется осознание необходимости заботиться о своем здоровье.

        На уроках русского языка широко используются в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

        Далеко не всем обучающимся математика дается легко, поэтому нужно проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

        Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит материал предмета «Окружающий мир». Этому посвящены целые разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье». Каждый класс посещает не менее 2 экскурсий в месяц: знакомятся с красотой и богатством родной природы. Они (обучающиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой.

        Большое внимание должно уделяться строгому нормированию домашних заданий.

        На переменах проводятся подвижные игры, которые способствуют развитию у обучающихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных способностей.

        Увеличен объем двигательной активности. После 2-го урока на перемене во всех классах проводится динамическая пауза на свежем воздухе.

        Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни. В школе проводятся дни здоровья.

        Если научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....