Здоровьеформирующие образовательные технологии
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

          Одним из пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе большую часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroveformiruyushchie_obrazovatelnye_tehnologii_statya1.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Е.К.Волкова учитель начальных классов ГБОУ СОШ№147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

          Одним из пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе большую часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.  

Почему возникла идея «Школы нового поколения»?

Эти вопросы очень актуальны сейчас. Смена представлений о мире требует пересмотра взглядов на человека, на его развитие и образование. Новое время выдвигает и новые требования.

Школа нового поколения – это школа успеха. Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и т.д. – младшего школьника подстерегает много опасностей.

Очень много печальных фактов гибели и травматизма детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.

Применительно к детям необходимо постоянно помнить, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов, организаторов образования. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного обучения ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и т.д.

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, сопутствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию здорового образа жизни (Н.К.Смирнов).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся(Н.К.Смирнов)

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (В.Д.Сонькин).

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Значимые взрослые – родители, педагоги, медики, психологи- также общаются между собой в целях сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Задача взрослых  

  • добиться от ребенка осознания ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить ее в опасных ситуациях;
  • формировании понимания зависимости своей жизни от поведения , здорового образа жизни;
  • развитие умения и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.

Мониторинг здоровья, проведенный в нашей школе показал. Что

1место – миопия (20%)

2 место –сколиоз и нарушение осанки (19%)

3 место – желудочно-кишечный тракт (8,7%)

Эти данные показывают, что около 48% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:

  • соблюдение режима дня
  • умение чередовать умственную и физическуюнагрузку
  • регулярное и рациональное питание
  • двигательная активность
  • навыки личной гигиены
  • достаточный сон
  • пребывание на свежем воздухе.

 Я давно пришла к пониманию того, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни – всегда будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит свое отражение на всех моих уроках. В своей работе я применяю следующие технологии:

  • личностно-ориентированные
  • технологии проблемного обучения
  • развивающие технологии
  • игровые

Все эти технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий дает нам:

  • повысить результаты обучения и воспитания;
  • вести учет индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся;
  • недопустимости чрезмерной перегрузки и утомляемости;
  • обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья;
  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья

Основной формой организации учебного процесса является урок.Именно от урока в большей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или нет. И не будет ли наоборот, наносить вред здоровью ребенка.

Я считаю, что важную роль в оздоровительной работе на уроке играет правильная организация учебной деятельности.

  • Строгое соблюдение режима урока.
  • Правильная организация урока (построение урока с учетом работоспособности детей, рациональное использование ТСО, наглядных средств ит.д.).
  • Выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебному помещению.

Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у детей и помогает им осознать важность сохранения здоровья.

Во внеурочное время я провожу «Уроки здоровья». На этих занятиях дети учащиеся получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене.

У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Эти занятия еще больше помогают понять , как нужно заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким, сильным, здоровым, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.

Цель таких занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

На этих занятиях использую различные упражнения с целью:

  • Активизировать все системы организма.
  • Активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
  • Снять  напряжения во время урока.
  • Гармонизировать деятельность дыхательной, нервной и сердечнососудистой систем.
  • Снять статическое  напряжение позвоночника.
  • Снять зрительное напряжение.
  • Обрести спокойствие и уверенность.

Постоянно на уроках и внеурочных занятиях использую оздоровительные паузы, которые включают не только физические упражнения, но и минутку для души.

Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления здоровья.

Я стараюсь учитывать, что ребенок изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе. К людям, к жизни.

Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того, чтобы поддержать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. Часто мне в этом помогают нетрадиционные уроки:

  • Урок – сказка
  • Урок – путешествие
  • Урок – спектакль
  • Урок – игра
  • Урок – викторина
  • Урок – лекция
  • Урок – КВН
  • Урок – творчество.

Использование различных методов здоровьесберегающих технологий  на уроках и во внеурочной деятельности привело к положительным результатам:

  • Резко снизился уровень утомляемости на уроках.
  • Сократилось число простудных заболеваний.
  • Повысилась мотивация учения.
  • Наблюдается повышение качества обученности.

Задача здоровьесберегающих технологий – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Список используемой литературы:

Антроповам.в. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности, М.,1968г.

Зайцев Г.К.Школьная валеология, С-П.,2001г.

Коленченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, С-П.,2002г.

Селевко Т.К. Современные образовательные технологии С-П,.2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

«Здоровьеформирующие образовательные технологии»

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических тех...

Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно  увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...