Здоровьеформирующие образовательные технологии
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Одним из пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе большую часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveformiruyushchie_obrazovatelnye_tehnologii_statya1.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Е.К.Волкова учитель начальных классов ГБОУ СОШ№147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Одним из пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе большую часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению и восстановлению здоровья.
Почему возникла идея «Школы нового поколения»?
Эти вопросы очень актуальны сейчас. Смена представлений о мире требует пересмотра взглядов на человека, на его развитие и образование. Новое время выдвигает и новые требования.
Школа нового поколения – это школа успеха. Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и т.д. – младшего школьника подстерегает много опасностей.
Очень много печальных фактов гибели и травматизма детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительно к детям необходимо постоянно помнить, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов, организаторов образования. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного обучения ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и т.д.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, сопутствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию здорового образа жизни (Н.К.Смирнов).
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся(Н.К.Смирнов)
Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе ( отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (В.Д.Сонькин).
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Значимые взрослые – родители, педагоги, медики, психологи- также общаются между собой в целях сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Задача взрослых
- добиться от ребенка осознания ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить ее в опасных ситуациях;
- формировании понимания зависимости своей жизни от поведения , здорового образа жизни;
- развитие умения и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
Мониторинг здоровья, проведенный в нашей школе показал. Что
1место – миопия (20%)
2 место –сколиоз и нарушение осанки (19%)
3 место – желудочно-кишечный тракт (8,7%)
Эти данные показывают, что около 48% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:
- соблюдение режима дня
- умение чередовать умственную и физическуюнагрузку
- регулярное и рациональное питание
- двигательная активность
- навыки личной гигиены
- достаточный сон
- пребывание на свежем воздухе.
Я давно пришла к пониманию того, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни – всегда будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит свое отражение на всех моих уроках. В своей работе я применяю следующие технологии:
- личностно-ориентированные
- технологии проблемного обучения
- развивающие технологии
- игровые
Все эти технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям.
Использование здоровьесберегающих технологий дает нам:
- повысить результаты обучения и воспитания;
- вести учет индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся;
- недопустимости чрезмерной перегрузки и утомляемости;
- обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья
Основной формой организации учебного процесса является урок.Именно от урока в большей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или нет. И не будет ли наоборот, наносить вред здоровью ребенка.
Я считаю, что важную роль в оздоровительной работе на уроке играет правильная организация учебной деятельности.
- Строгое соблюдение режима урока.
- Правильная организация урока (построение урока с учетом работоспособности детей, рациональное использование ТСО, наглядных средств ит.д.).
- Выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебному помещению.
Правильная организация обучения дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у детей и помогает им осознать важность сохранения здоровья.
Во внеурочное время я провожу «Уроки здоровья». На этих занятиях дети учащиеся получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене.
У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Эти занятия еще больше помогают понять , как нужно заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким, сильным, здоровым, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.
Цель таких занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
На этих занятиях использую различные упражнения с целью:
- Активизировать все системы организма.
- Активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
- Снять напряжения во время урока.
- Гармонизировать деятельность дыхательной, нервной и сердечнососудистой систем.
- Снять статическое напряжение позвоночника.
- Снять зрительное напряжение.
- Обрести спокойствие и уверенность.
Постоянно на уроках и внеурочных занятиях использую оздоровительные паузы, которые включают не только физические упражнения, но и минутку для души.
Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления здоровья.
Я стараюсь учитывать, что ребенок изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе. К людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того, чтобы поддержать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной деятельности. Часто мне в этом помогают нетрадиционные уроки:
- Урок – сказка
- Урок – путешествие
- Урок – спектакль
- Урок – игра
- Урок – викторина
- Урок – лекция
- Урок – КВН
- Урок – творчество.
Использование различных методов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности привело к положительным результатам:
- Резко снизился уровень утомляемости на уроках.
- Сократилось число простудных заболеваний.
- Повысилась мотивация учения.
- Наблюдается повышение качества обученности.
Задача здоровьесберегающих технологий – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Список используемой литературы:
Антроповам.в. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности, М.,1968г.
Зайцев Г.К.Школьная валеология, С-П.,2001г.
Коленченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, С-П.,2002г.
Селевко Т.К. Современные образовательные технологии С-П,.2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...
Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"
В данной папке предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...
«Здоровьеформирующие образовательные технологии»
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических тех...
Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...