«Здоровьеформирующие образовательные технологии»
статья по зож (4 класс) на тему

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesb._tekhnol._shmo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее;  в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность - активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагогами.

Дети - это чудо природы. Работа с ними для меня - это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий, сохранять, укрепить и улучшить здоровье  наших учеников. Для этого применяем здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного. Официально  её называют режимом «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Немного о авторе данной технологии.

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Родился в 1942 году. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Около 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её подрастающих поколений. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения  «зрительных горизонтов», на основе ситуационно-образного моделирования и т.д.). Данные технологии защищены 45 патентами РФ. В 80-х годах некоторые разработки были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России. Автор 8 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. Отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». Объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000.

Остановлюсь на основных элементах технологии ученого  В.Ф. Базарного, которые  использую во внеурочной деятельности. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

1. Гигиенически оптимальным считается, если обувь на занятии снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен массажный коврик или массажер. Массаж стоп имеет эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.  На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения - перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

2. Важнейшая особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные «сенсорные кресты». Карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. Дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

3. Гимнастика для глаз. 90% получаемой информации падает на орган зрения - глаза. Упражнения, которые используются во время физкультминуток, способствуют решению коррекционных задач для различных заболеваний глаз. Гимнастика для глаз выполняется с помощью плаката-схемы.  На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 – коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Упражнения для мышц глаз: плотно закрыть и широко открыть глаза; посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.

Упражнения, снимающие утомление глаз: сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза. Сидя, быстро моргать в течение 1-2 секунд -  способствует улучшению кровоснабжения. Стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз. снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты. Способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение.

3. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования, в режиме одухотворённой перспективы. С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира применяется специально разработанный «Экологический букварь» - широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятий. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года.

4. Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Для этого используются тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом), пальчиковая гимнастика:                                          

а) Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняется стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают вверх и тянутся как можно выше.

б) Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

При использовании пальчиковой гимнастики происходит: стабилизация эмоционального состояния - снятие стресса, успокоение центральной нервной системы; развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности; влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка; улучшение циркуляции крови; активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

5. Не нужно забывать и о дыхании. Занятие начинается с успокаивающего дыхания. Успокаивающее дыхание: вдох – выдох – пауза. Мобилизующее дыхание: вдох – пауза – выдох. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры головного мозга, активизировать детей. Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с улыбкой на лице, положительно отражается на формировании организма. Используются упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов: эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

6. Одним из условно-рефлекторных видов мышечной деятельности организма человека является навык правильной осанки. Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и движения. Причин нарушения осанки много, но одно из них – нарушение двигательного режима. Есть специальные упражнения, которые снимают статическое напряжение с позвоночника, улучшают кровоснабжение в позвоночнике, снимают спазм сосудов, питающих позвоночник ведь позвоночник – это «антенна настроения» (поза дерева, поза скручивания, «медвежьи» покачивания), мешочки с солью.

Режим «сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, атеросклероза и плоскостопия. Повышается рейтинг и конкурентноспособность образовательного учреждения.

Осуществление задач по формированию  у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья во  внеурочной деятельности возможно посредством:
1) Проведения спортивных конкурсов,  соревнований.
В течение года учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях по  различным видам спорта не только на школьном, но и на районном уровне. Принятие участие в соревнованиях во  многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям. Дети занимаются в  спортивных  секциях «Футбол»,  «Шахматы», «Народные игры», «Бокс».   За последние 2 года в школе  наблюдается положительная динамика занятости обучающихся в этих секциях.  
2) Организации и проведения экскурсий,  походов, целевых прогулок.

3)Проведения классных часов на темы  здоровьесбережения.
Провожу классные часы и беседы на темы: «Гигиена тела», «Спорт – моя жизнь», «Береги  здоровье смолоду», «Нет вредным привычкам», «Уроки Мойдодыра» и т.п. Дети ведут тетрадь «Здоровое питание».

4)Организации и проведения внеклассных  мероприятий.
Каждую четверть мы проводим дни здоровья. В спортивно-массовых мероприятиях и  соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей. 
Чередование этих мероприятий с учебными занятиями  позволило обеспечить высокий уровень двигательной активности, снижение  утомления учащихся и повышение эффективности учебной работы. 

Спортивный час (в ГПД) 
В содержание «спортивного  часа» входят в основном подвижные игры, доступные элементы из физических  упражнений, знакомые обучающимся из   уроков физической культуры. К таким физическим упражнениям, кроме  известных детям подвижных игр, отнесены беговые упражнения «кто быстрее»,  метательные «кто точнее попадет в цель», прыжковые «кто дальше или выше  прыгнет», элементарные эстафеты (в основном встречные, с предметами), игры с  мячом (футбол и другие). Зимой - лыжи, коньки, санки, хоккей, игры в «снежки» в  разных вариантах.
Главное в  том, что  проведение «спортивного  часа» стало обязательным условием работы группы продленного дня и тем самым  способствовало увеличению двигательного режима обучающихся. 

Спортивные секции ученики моего класса посещают в г.Губкин: ДЮСШ №1, ДЮСШ №2, СК «Горняк», ПБ «Дельфин», СК «Кристалл».

Здоровье подрастающего поколения России в наших руках. В заключение, вслед за учёным В.Ф. Базарным хочется сказать:  «СПАСЁМ ДЕТЕЙ - СПАСЁМ РОССИЮ!»

Список литературы

1. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и    дома. – М., 2005. – 176с.

2. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.

3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 5

4. Синягина Н.Н. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения. - Москва, 2003 г.

5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – Москва, Ставрополь, 2009 г.

6. Сайты интернета.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   «Троицкая средняя общеобразовательная школа»                                                                   Губкинского района Белгородской области

«Здоровьеформирующие технологии

во внеурочной деятельности»

(Выступление в рамках ШМО

учителей начальных классов)                                                                                          

Ковалева Людмила Федоровна,                                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                              

2013-2014  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Здоровьеформирующие образовательные технологии

        Одним из пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». Именно в школьный период формируется зд...

Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно  увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...