«Здоровьеформирующие образовательные технологии»
статья по зож (4 класс) на тему

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesb._tekhnol._shmo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее;  в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность - активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагогами.

Дети - это чудо природы. Работа с ними для меня - это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий, сохранять, укрепить и улучшить здоровье  наших учеников. Для этого применяем здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного. Официально  её называют режимом «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Немного о авторе данной технологии.

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Родился в 1942 году. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Около 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её подрастающих поколений. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения  «зрительных горизонтов», на основе ситуационно-образного моделирования и т.д.). Данные технологии защищены 45 патентами РФ. В 80-х годах некоторые разработки были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России. Автор 8 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. Отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». Объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000.

Остановлюсь на основных элементах технологии ученого  В.Ф. Базарного, которые  использую во внеурочной деятельности. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

1. Гигиенически оптимальным считается, если обувь на занятии снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен массажный коврик или массажер. Массаж стоп имеет эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.  На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения - перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

2. Важнейшая особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные «сенсорные кресты». Карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. Дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

3. Гимнастика для глаз. 90% получаемой информации падает на орган зрения - глаза. Упражнения, которые используются во время физкультминуток, способствуют решению коррекционных задач для различных заболеваний глаз. Гимнастика для глаз выполняется с помощью плаката-схемы.  На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 – коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Упражнения для мышц глаз: плотно закрыть и широко открыть глаза; посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.

Упражнения, снимающие утомление глаз: сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза. Сидя, быстро моргать в течение 1-2 секунд -  способствует улучшению кровоснабжения. Стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз. снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты. Способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение.

3. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования, в режиме одухотворённой перспективы. С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира применяется специально разработанный «Экологический букварь» - широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятий. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года.

4. Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Для этого используются тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом), пальчиковая гимнастика:                                          

а) Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняется стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают вверх и тянутся как можно выше.

б) Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

При использовании пальчиковой гимнастики происходит: стабилизация эмоционального состояния - снятие стресса, успокоение центральной нервной системы; развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности; влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка; улучшение циркуляции крови; активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

5. Не нужно забывать и о дыхании. Занятие начинается с успокаивающего дыхания. Успокаивающее дыхание: вдох – выдох – пауза. Мобилизующее дыхание: вдох – пауза – выдох. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры головного мозга, активизировать детей. Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с улыбкой на лице, положительно отражается на формировании организма. Используются упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов: эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза.

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

6. Одним из условно-рефлекторных видов мышечной деятельности организма человека является навык правильной осанки. Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и движения. Причин нарушения осанки много, но одно из них – нарушение двигательного режима. Есть специальные упражнения, которые снимают статическое напряжение с позвоночника, улучшают кровоснабжение в позвоночнике, снимают спазм сосудов, питающих позвоночник ведь позвоночник – это «антенна настроения» (поза дерева, поза скручивания, «медвежьи» покачивания), мешочки с солью.

Режим «сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, атеросклероза и плоскостопия. Повышается рейтинг и конкурентноспособность образовательного учреждения.

Осуществление задач по формированию  у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья во  внеурочной деятельности возможно посредством:
1) Проведения спортивных конкурсов,  соревнований.
В течение года учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях по  различным видам спорта не только на школьном, но и на районном уровне. Принятие участие в соревнованиях во  многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям. Дети занимаются в  спортивных  секциях «Футбол»,  «Шахматы», «Народные игры», «Бокс».   За последние 2 года в школе  наблюдается положительная динамика занятости обучающихся в этих секциях.  
2) Организации и проведения экскурсий,  походов, целевых прогулок.

3)Проведения классных часов на темы  здоровьесбережения.
Провожу классные часы и беседы на темы: «Гигиена тела», «Спорт – моя жизнь», «Береги  здоровье смолоду», «Нет вредным привычкам», «Уроки Мойдодыра» и т.п. Дети ведут тетрадь «Здоровое питание».

4)Организации и проведения внеклассных  мероприятий.
Каждую четверть мы проводим дни здоровья. В спортивно-массовых мероприятиях и  соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей. 
Чередование этих мероприятий с учебными занятиями  позволило обеспечить высокий уровень двигательной активности, снижение  утомления учащихся и повышение эффективности учебной работы. 

Спортивный час (в ГПД) 
В содержание «спортивного  часа» входят в основном подвижные игры, доступные элементы из физических  упражнений, знакомые обучающимся из   уроков физической культуры. К таким физическим упражнениям, кроме  известных детям подвижных игр, отнесены беговые упражнения «кто быстрее»,  метательные «кто точнее попадет в цель», прыжковые «кто дальше или выше  прыгнет», элементарные эстафеты (в основном встречные, с предметами), игры с  мячом (футбол и другие). Зимой - лыжи, коньки, санки, хоккей, игры в «снежки» в  разных вариантах.
Главное в  том, что  проведение «спортивного  часа» стало обязательным условием работы группы продленного дня и тем самым  способствовало увеличению двигательного режима обучающихся. 

Спортивные секции ученики моего класса посещают в г.Губкин: ДЮСШ №1, ДЮСШ №2, СК «Горняк», ПБ «Дельфин», СК «Кристалл».

Здоровье подрастающего поколения России в наших руках. В заключение, вслед за учёным В.Ф. Базарным хочется сказать:  «СПАСЁМ ДЕТЕЙ - СПАСЁМ РОССИЮ!»

Список литературы

1. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и    дома. – М., 2005. – 176с.

2. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.

3. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 5

4. Синягина Н.Н. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения. - Москва, 2003 г.

5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – Москва, Ставрополь, 2009 г.

6. Сайты интернета.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   «Троицкая средняя общеобразовательная школа»                                                                   Губкинского района Белгородской области

«Здоровьеформирующие технологии

во внеурочной деятельности»

(Выступление в рамках ШМО

учителей начальных классов)                                                                                          

Ковалева Людмила Федоровна,                                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                              

2013-2014  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Здоровьеформирующие образовательные технологии

        Одним из пяти основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «Здоровье школьников». Именно в школьный период формируется зд...

Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно  увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательно

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образователь...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Салимовой С,Г., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Салимовой С,Г., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательн...