Здоровьесбережение в обучении и воспитании младших школьников.
статья по зож на тему
Здоровье детей в посление время резко ухудшилось.В школу приходит много ослабленных детей. Задача современной школы не только сохранить здоровье ребенка , но и создать условия для его укрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение
в обучении и воспитании младших
школьников.
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 709
Крыловой Е.В
Актуальность темы.
По данным медицинского обследования среди школьников к 1 группе здоровья относится от 8,6% до 14,2 %, ко 2 группе ( группе риска)- от 37,1 до 47 %, к 3 (с функциональными нарушениями) – от 40,4 до 48 % и к 4 группе ( с хронической патологией)- 0,2 до 22%. Причём, за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз.
С возрастом, в процессе обучения в школе, прогрессивно нарастает число травм, заболеваний кожи, зрения. Очень высоки данные по таким заболеваниям, как тонзиллит, гайморит, кариес, являющимся первопричиной развития хронических заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой, двигательной и др.систем.
Здоровье детей за последние годы резко ухудшилось. В настоящее время детей, которые успешно выполняют тест на « школьную зрелость»-18%, а 20 лет назад в 1,5 раза больше. Много ослабленных детей. У 1/3 шестилеток нарушения в иммунном статусе. Доля влияния школьного фактора на здоровье в процессе учёбы возрастает.
Таким образом, мониторинговые исследования , проведенные в разных регионах страны показывают, что педагогический процесс является здоровьезатратным для всех его субъектов.
Итогом исследований стал Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от № 31 мая 2002 г. № 176/2017 « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».
Концепция системы оздоровительной деятельности.
Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физиологогигиенические, так и собственно педагогические аспекты. В реальной практике трудно отделить одно от другого, да это не столь важно. Гораздо важнее, учитывая те и другие факторы, выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но, напротив, укреплял их силы и возможности.
Возникновение данной концепции системы оздоровительной деятельности неслучайно, оно вытекает из анализа выявленных противоречий и попыток разрешить их.
Эти противоречия можно сформулировать следующим образом:
- Уровень заболеваемости школьников с каждым годом неуклонно растет, а уровень их знаний о причинах, механизмах развития заболеваний и способах самооздоровления остается по - прежнему низким.
- Система обучения в целом является одним из значимых факторов, ухудшающих здоровье детей. Однако до настоящего времени нет обязательных для ОУ форм оздоровления детей по месту учёбы, которые не мешали бы педагогическому процессу, а логично вплетались в него.
Самое время ответить на вопрос: что же такое здоровье? Согласно одному определению:
ЗДОРОВЬЕ- это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Однако должен ли ребенок быть пассивным объектом здоровьесберегающих факторов в образовательном процессе? Другое определение гласит:
ЗДОРОВЬЕ-это индикатор качества среды и активности самого человека.
В большинстве многими школами накоплен определенный опыт , но ими проводятся узкоспециализированные мероприятия. В частности, есть опыт использования таких мероприятий, как специальная система профилактики нарушений осанки, зрения, дополнительная витаминизация, комплекс физиотерапевтических процедур, закаливаний и т.п.
В то же время под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести:
- Факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников ( экологические, экономические, со - циальные и т.д.) ;
- Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристики контингента школы; организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
- Организация и формы физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы;
- Динамика текущей и хронической заболеваемости.
Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
- рациональная организация ученого процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
- рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
- организация рационального питания учащихся;
- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
Оздоровительная работа в школе.
Проведение оздоровительных мероприятий на первом году обучения в школе не только повышает функциональные возможности первоклассников, но и способствует сохранению здоровья и гармоничному физическому и интеллектуальному развитию детей в возрастном периоде от 6 до 11 лет. Особенно это важно в период адаптации к началу обучения в 1 классе.
Оздоровительная работа в школе должна строиться с учетом ряда принципов:
- Дифференцированность: приоритеты должны отдаваться мероприятиям, направленным на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение.
- Патогенетическая обоснованность: использоваться мероприятия с изученными механизмами действия;
- Преемственность: оздоровление должно проводиться в течение года непрерывно.
- Многофакторность: в оздоровлении необходимо пользовать как природные так и физические факторы.
- Комплексность: в проведении оздоровительных мероприятий должны участвовать медицинские работники, педагоги, психологи и родители.
- Этапность : оздоровительные мероприятия нужно проводить в школе, дома ,а также в учреждениях дополнительного образования.
- Разнообразие форм работы: проводимые мероприятия нужно разнообразить, избегая монотонности, использовать игровые формы;
- Соответствие режимным моментам: мероприятия должны логично соотноситься с режимом дня и суточными биоритмами детей.
- Индивидуализация: необходимо учитывать неадекватные реакции на оздоровительные мероприятия отдельных детей и предусматривать возможность подбора их с учетом здоровья ребенка и его психологических особенностей.
Структура оздоровительной работы в школе.
Неоспоримым является утверждение, что для успешного педагогического процесса, необходим здоровый педагог. Поэтому я начала изучения собственного здоровья. Из 10 обследуемых добровольцев- учителей начальной школы имеют заболевания:
Органов дыхания | 44% |
Сердечно-сосудистой системы | 75% |
Желудочно-кишечного тракта | 69% |
Внутренних органов | 59% |
Эндокринной системы | 50% |
Нервной системы | 75% |
Аллергические и кожные | 63% |
Нарушение осанки | 63% |
Лор | 56% |
Нарушение зрения | 88% |
Нарушение слуха | 6% |
Нарушение иммунитета | 44% |
Кариес | 88% |
Травмы | 50% |
Оперативные вмешательства | 63% |
Цифры говорят сами за себя.
Каково здоровье наших учеников?
Согласно медицинским данным из школьных журналов:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
1 классы | 23% | 59% | 16% | 2% |
2 классы | 21% | 59% | 19% | 1% |
3 классы | 35% | 50% | 15% | - |
4 классы | 39% | 45% | 16% | - |
Таким образом, только 30% здоровых детей в настоящее время обучается в начальной школе. Имеют хронические заболевания:
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | итог | |
Врожденные пороки, родовые травмы | 8% | 15% | 8% | 8% | 10% |
Органов дыхания | 8% | 7% | 8% | 9% | 8% |
Сердечно-сосудистой системы | 11% | 5% | 2% | 2% | 5% |
Желудочно-кишечного тракта | 8% | 14% | 7% | 10% | 10% |
Внутренних органов | 13% | 14% | 12% | 10% | 12% |
Эндокринной системы | 0 | 1% | 5% | 1% | 1% |
Нервной системы | 6% | 5% | 7% | 16% | 9% |
Аллергические и кожные | 17% | 17% | 27% | 18% | 20% |
Нарушение осанки, опорно-двигат. аппарата | 27% | 20% | 26% | 25% | 24% |
Лор | 19% | 19% | 21% | 20% | 20% |
Нарушение зрения | 9% | 12% | 6% | 9% | 9% |
Нарушение иммунитета | 6% | 17% | 12% | 6% | 10% |
Кариес | 59% | 47% | 42% | 47% | 48% |
Травмы | 16% | 11% | 21% | 31% | 20% |
Оперативные вмешательства | 14% | 17% | 13% | 11% | 14% |
Требуется логопедическая коррекция | 14% | 14% | 12% | 9% | 12% |
Требуется психологическая коррекция | 16% | 28% | 18% | 9% | 18% |
Нарушение слуха | 0 | 1% | 1% | 1% | 1% |
Таким образом, почти половина детей в начальной школе нуждается в санации полости рта . ¼ часть учащихся имеет нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата. На 3 месте ( по 20% детей) – аллергические, кожные заболевания; лор заболевания и травмы.
Заболеваемость растет в 1 и 4 четвертях, т.к. к концу учебной деятельности дети устают, а в начале учебного года, возможно связано с дезадаптацией
Проанализировав данные на листе здоровья в журналах, я сделала вывод, что записи ведутся формально. Например, на протяжении 4 лет диагнозы детей повторяются из года в год, не появляются новые и не снимаются старые.
Ёще одна проблема. В настоящее время, школьный врач не делает запись о хронических заболеваниях в школьных журналах. Хорошо ли это?
Значительную часть дня ребёнок проводит в школе и учитель просто обязан знать о каких-то нюансах здоровья вверенных ему детей, чтобы не навредить.
Из всего выше сказанного, очевидно, что назрела необходимость осуществлять здоровьесберегающие подходы в работе с младшими школьниками.
Что нужно для того, чтобы человек вёл себя тем или иным образом, а именно проявлял заботу о собственном здоровье? Очевидно, что он должен:
- Знать, как это делать.
- Хотеть это делать.
- Уметь это делать.
Каковы источники здоровьесберегающего воздействия на школьника?
Рассмотрим модель:
Школа
Ученик
Семья и сам человек Среда
От чего же зависит школьное воздействие на здоровье ребёнка?
- От педагогов.
- От образовательных технологий.
- От содержания образования.
- От безотметочного обучения.
Учитывая все эти предложения, можно наметить пути по реализации программы « Здоровье»
- Элементарный мониторинг.
Известны случаи, когда родители при поступлении ребенка в школу утаивали серьезные проблемы по здоровью и даже инвалидность, ради того, чтобы попасть в 1 класс. А о последствиях повешенной нагрузки совсем не думали.
Поэтому:
- Анкетирование врачом поступающих в 1 класс.
- Медосмотр детей специалистами с 1 по 4 классы , с заполнением таблиц состояния здоровья детей и рекомендации для учителей.
- Диагностика физического развития учителями физкультуры.
- Мониторинг питания детей в период пребывания в школе.
- Профилактические здоровьесберегающие мероприятия для учащихся.
- Рациональное питание
- Фитопрофилактика.
- Закаливание.
- Массаж.
- Разные виды гимнастик на уроках (для глаз, пальчиковые, динамические).
- Мероприятия, направленные на снижение психо - эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы. ( Мышечная релаксация, элементы аутотренинга, воздействие цветовых гамм, использование функциональной музыки ).
- Укрепление материальной базы.
- Приобретение аппарата для оздоровления воздуха.
- Покупка офтальмотренажёра.
- Установка музыкального звонка.
- Разметка на полу в коридорах «прыгалок».
- Приобретение магнитофонов для общих физкультминуток на переменах.
- Повышение информированности родителей по вопросам здоровья.
- Выступление психолога и врача на родительских собраниях.
- Анализ учителем состояния здоровья детей своего класса и доведение до сведения родителей.
- Информирование родителей о режиме дня школьников и допустимых учебных нагрузках.
- Создание банка данных о родителях-врачах в нач. школе, для привлечения их к сотрудничеству.
- Укрепление здоровья педагогов.
- Льготное санаторно-курортное лечение.
- Обязательный отдых в каникулы.
- Посещение спортивного комплекса.
- Создание комнаты эмоциональной разгрузки.
- Создание комфортных условий для работы.
- Занятия для обучения релаксации.
Содержание работы.
- Актуальность темы (тезисы).
- Концепция системы оздоровительной работы (тезисы).
- Описание оздоровительной работы (тезисы).
- Структура оздоровительной работы (тезисы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников
Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....
Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, статья
В статье указаны направления работы учителя с учениками по возрождению русских народных традиций....
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.
В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....
Презентация по теме "Здоровьесбережениев обучении и воспитании младших школьников"
Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического и социального благополучия....