Роль учителя в создании психолого-педагогического пространства
статья по зож на тему
В соотвествии с законом РФ " Об образовании" здоровье школьников отнесено приоритетном направлениям государственной политики в области образования. Развития школы идет по пути интенсификации, увелечения физических и психических нагрузок на ребенка. В.П. Земскова в своей статье "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе" отметила, что в мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будующее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсалютно здоровых детей (их остаестя не более 10-12%). И сегодня уже необходимо говорить о глобальной катастрофе всей современной цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_sozdanii_psihologo-pedagogicheskogo_prstranstva.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя в создании здорового психолого-педагогического пространства на уроке
Конаныхина Людмила Аркадьевна,
учитель начальных классов МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. В.П. Земскова в своей статье «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» отметила, что в мире существуют две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12 %).И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. В.П. Земскова отследила по данным детских амбулаторных учреждений Санкт-Петербурга, показатель общей заболеваемости детей 15-17 лет вырос на 13 % по сравнению с 2008 годом. По данным НИИ педиатрии:
- 14% детей практически здоровы;
- 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Общеобразовательное учреждение, поставившее своей задачей планомерно заниматься здоровьем учащихся и педагогов, должны более глубоко затрагивать такое направление в работе как стиль взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровьесберегающую организацию учебного процесса.
Формирование здорового психолого-педагогического пространства (или среды) в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждаются на самых разных уровнях образования и здравоохранения.
Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками – все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом.
Одной из проблем общеобразовательной школы по созданию здоровьесберегающего пространства является: интеграция оздоровительной деятельности в общеобразовательный процесс.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими реализовать педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных качеств; знания формирования и функционирования психологических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения тесно связаны между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Огромную, первоначальную роль играет учитель в создании здорового психологического пространства на уроке. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя (см. приложение).
Нельзя не сказать о воздушной среде, о необходимости проветривания школьных помещений, в том числе, и регулярном проветривании классных комнат.
Если учитель заметил, что его ученики устали раньше времени, он должен задуматься: может быть в учебном помещении слишком жарко или недостаточно влажно? И повышение температуры, и снижение влажности увеличивают потребление кислорода. Проверьте комнату!
Химический состав вдыхаемого воздуха: азота 78%, кислорода 21%, углекислого газа 0,04%, инертных газов около 1%. В выдыхаемом воздухе изменятся состояние кислорода и углекислоты – соответственно 16% кислорода и 4,5% углекислого газа.
Никогда не оставляйте без внимания жалобу ребенка на озноб. Нарушение теплообмена у детей может быть симптомом заболевания, в том числе и инфекционного, усталости, голода, психологического дискомфорта.
Психоэмоциональный комфорт в школьных помещениях создают комнатные растения, они являются чуткими хранителями безопасности и покоя. Выращивание в классных комнатах растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано только с сохранением и укреплением здоровья, а не с задачами лечения.
Растения дарят ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие шума. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений огромны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, функциональным действием. Для оздоровления воздуха в классах полезно держать такие растения, как: хлорофитум, аспарагус, мирт, розмарин, алгаонем.
Количество зеленых растений в школе всегда является критерием реальной заботы администрации об учащихся.
Все на уроке очень важно: и воздушная среда, и педагогическая, и гигиенические условия урока. Нельзя забывать и психологическом климате или о психологии взаимодействия.
Существует несколько уровней и типов педагогического взаимодействия, но из всего объема наиболее важным является взаимодействие «учитель-ученик», как основных участников образовательного процесса.
Педагогическая аксиома гласит – можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируются познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученические отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.
Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся. Именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствует созданию комфортности педагогического процесса, поскольку категория «сотрудничество» являет собой сложное единство:
- формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;
- способы организации совместной деятельности, то есть «на равных», предусматривающие проявления самостоятельности, активности и организованности;
- формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.
Потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы для формирования здорового психолого-педагогического пространства, а именно создание комфортности педагогического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416с.
- Коваленко, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И.Коваленко.- М.: «Вако», 2004 – 293с.
- Колтун, В. З. и др. Сохранение здоровья детей и подростков в условиях образовательных учреждений / В. З. Колтун. - Учебное методическое пособие. Новокузнецк, 2005.
- Коновалова, Н. Г. и др. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: малые формы / Н. Г. Коновалова Н. Г. – Новокузнецк, 2005.
- Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. В. Марков. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 320с.
- Попов, С. В. Валеология в школе и дома / С. В. Попов. - С-П.: «Союз», 1997.
- Прохоров, Б. Б.. Экология человека / Б. Б. Прохоров. - М.: Академия. – 2007.
- Советова, Е. В. Оздоровительные технологии в школе / Е. В. Советова.: Р-на Д «Феникс»,2006.
- Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь / И. И. Соковня-Семенова .- М.:Академия, 1997.
Приложение
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
№ п/п | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1. | Плотность урока. | Не менее 60% и не более 75-80%. | 85-90%. | Более 90%. |
2. | Число видов учебной деятельности. | 4-7. | 2-3. | 1-2. |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности. | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4. | Частота преподавания различных видов учебной деятельности. | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5. | Число видов преподавания. | Не менее 3. | 2. | 1. |
6. | Чередование видов преподавания. | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуется. |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (число). | 2-3. | 1. | Нет. |
8. | Место и длительность применения ТСО. | В соответствии с гигиеническими нормами. | С частичным соблюдением гигиенических норм. | В произвольной форме. |
9. | Чередование позы. | Поза чередуется в соответствием работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда следит за посадкой учащихся. | Частые несоответствия виду работы. Поза учителем не контролируется. |
10. | Физкультминутки. | 2 за урок состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого. | 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью. | Отсутствуют. |
11. | Психологический климат. | Преобладают положительные эмоции. | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный. | Преобладают отрицательные эмоции. |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности. | Не ранее чем через 40 мин. | Не ранее чем через 35-37 мин. | Менее чем через 30 мин. |
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида
Роль учителя в создании здорового психолого-педагогического пространства на уроке.
Составитель: учитель начальных классов
Конаныхина Людмила Аркадьевна.
Новокузнецк, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся"
в презентации сообщается о цели, задачах, понятии проекта. Обозначены функции педагога для успешной творческой деятельности учащихся. Предназначена учителям начальных классов,...
доклад Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся
Текст доклада раскрывает понятие,цель,задачи проектной деятельности учащихся. Предназначено для учителей начальных классов....
«Развитие творческой активности на основе создания психолого-педагогических условий"
Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои поступки само...
Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе
Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе....
Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"
Цель выступления : определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке....
Выступление на методическом объединении:" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познав...
Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....