Роль учителя в создании психолого-педагогического пространства
статья по зож на тему

Конаныхина Людмила Аркадьевна

В соотвествии с законом РФ " Об образовании" здоровье школьников отнесено приоритетном направлениям государственной политики в области образования. Развития школы идет по пути интенсификации, увелечения физических и психических нагрузок на ребенка. В.П. Земскова в своей статье "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе" отметила, что в мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будующее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсалютно здоровых детей (их остаестя не более 10-12%). И сегодня уже необходимо говорить о глобальной катастрофе всей современной цивилизации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя в создании здорового психолого-педагогического пространства на уроке

Конаныхина Людмила Аркадьевна,

учитель начальных классов  МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. В.П. Земскова в своей статье «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»  отметила, что в мире существуют две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12 %).И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. В.П. Земскова отследила по данным детских амбулаторных учреждений Санкт-Петербурга, показатель общей заболеваемости детей 15-17 лет вырос на 13 % по сравнению с 2008 годом. По данным НИИ педиатрии:

  • 14% детей практически здоровы;
  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Общеобразовательное учреждение, поставившее своей задачей планомерно заниматься здоровьем учащихся и педагогов, должны более глубоко затрагивать такое направление в работе как стиль взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

Формирование здорового психолого-педагогического пространства (или среды) в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждаются на самых разных уровнях образования и здравоохранения.

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками – все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом.

Одной из проблем общеобразовательной школы по созданию здоровьесберегающего пространства является: интеграция оздоровительной деятельности в общеобразовательный процесс.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими реализовать педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных качеств; знания формирования и функционирования психологических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Что педагог должен уметь:

- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

- владеть основами здорового образа жизни;

- устанавливать контакт с коллективом учащихся;

- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

- прогнозировать развитие своих учащихся;

- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения тесно связаны между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Огромную, первоначальную роль играет учитель в создании здорового психологического пространства на уроке. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя (см. приложение).

Нельзя не сказать о воздушной среде, о необходимости проветривания школьных помещений, в том числе, и регулярном проветривании классных комнат.

Если учитель заметил, что его ученики устали раньше времени, он должен задуматься: может быть в учебном помещении слишком жарко или недостаточно влажно? И повышение температуры, и снижение влажности увеличивают потребление кислорода. Проверьте комнату!

Химический состав вдыхаемого воздуха: азота 78%, кислорода 21%, углекислого газа 0,04%, инертных газов около 1%. В выдыхаемом воздухе изменятся состояние кислорода и углекислоты – соответственно 16% кислорода и 4,5% углекислого газа.

Никогда не оставляйте без внимания жалобу ребенка на озноб. Нарушение теплообмена у детей может быть симптомом заболевания, в том числе и инфекционного, усталости, голода, психологического дискомфорта.

Психоэмоциональный комфорт в школьных помещениях создают комнатные растения, они являются чуткими хранителями безопасности и покоя. Выращивание в классных комнатах растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано только с сохранением и укреплением здоровья, а не с задачами лечения.

Растения дарят ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие шума. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений огромны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, функциональным действием. Для оздоровления воздуха в классах полезно держать такие растения, как: хлорофитум, аспарагус, мирт, розмарин, алгаонем.

Количество зеленых растений в школе всегда является критерием реальной заботы администрации об учащихся.

Все на уроке очень важно: и воздушная среда, и педагогическая, и гигиенические условия урока. Нельзя забывать и психологическом климате или о психологии взаимодействия.

Существует несколько уровней и типов педагогического взаимодействия, но из всего объема наиболее важным является взаимодействие «учитель-ученик», как основных участников образовательного процесса.

Педагогическая аксиома гласит – можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируются познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученические отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих  задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся. Именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствует созданию комфортности педагогического процесса, поскольку категория «сотрудничество» являет собой сложное единство:

  1. формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;
  2. способы организации совместной деятельности, то есть «на равных», предусматривающие проявления самостоятельности, активности и организованности;
  3. формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.

Потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы для формирования здорового психолого-педагогического пространства, а именно создание комфортности педагогического процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вайнер, Э. Н.  Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416с.
  2.   Коваленко, В. И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И.Коваленко.- М.: «Вако», 2004 – 293с.
  3.   Колтун, В. З. и др. Сохранение здоровья детей и подростков в условиях образовательных учреждений / В. З. Колтун. - Учебное методическое пособие. Новокузнецк, 2005.
  4.   Коновалова, Н. Г. и др. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: малые формы / Н. Г. Коновалова Н. Г. – Новокузнецк, 2005.
  5.   Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. В. Марков. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 320с.
  6.   Попов, С. В. Валеология в школе и дома / С. В. Попов. -  С-П.: «Союз», 1997.
  7.   Прохоров, Б. Б.. Экология человека / Б. Б. Прохоров. -  М.: Академия.   – 2007.
  8.   Советова,  Е. В. Оздоровительные технологии в школе / Е. В. Советова.: Р-на Д «Феникс»,2006.
  9.   Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь / И. И. Соковня-Семенова .- М.:Академия, 1997.

Приложение

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

№ п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1.

Плотность урока.

Не менее 60% и не более 75-80%.

85-90%.

Более 90%.

2.

Число видов учебной деятельности.

4-7.

2-3.

1-2.

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

4.

Частота преподавания различных видов учебной деятельности.

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5.

Число видов преподавания.

Не менее 3.

2.

1.

6.

Чередование видов преподавания.

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуется.

7.

Наличие эмоциональных разрядок (число).

2-3.

1.

Нет.

8.

Место и длительность применения ТСО.

В соответствии с гигиеническими нормами.

С частичным соблюдением гигиенических норм.

В произвольной форме.

9.

Чередование позы.

Поза чередуется в соответствием работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда следит за посадкой учащихся.

Частые несоответствия виду работы. Поза учителем не контролируется.

10.

Физкультминутки.

2 за урок состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью.

Отсутствуют.

11.

Психологический климат.

Преобладают положительные эмоции.

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности.

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья         «Специальная           (коррекционная)  общеобразовательная школа № 78» VIII вида

        Роль  учителя в создании здорового  психолого-педагогического пространства на уроке.

Составитель: учитель начальных классов

                                               Конаныхина Людмила Аркадьевна.

        Новокузнецк, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся"

в презентации сообщается о цели, задачах, понятии проекта. Обозначены функции педагога для успешной творческой деятельности учащихся.     Предназначена  учителям начальных классов,...

доклад Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся

Текст доклада раскрывает понятие,цель,задачи проектной деятельности учащихся. Предназначено для учителей начальных классов....

«Развитие творческой активности на основе создания психолого-педагогических условий"

Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои  поступки  само...

Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе

Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе....

Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

Цель выступления : определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке....

Выступление на методическом объединении:" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познав...

Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....