Оперативное мышление как фактор повышение эффективности игровых действий юных футболистов
статья по зож на тему
Оперативное мышление как фактор повышение эффективности игровых действий юных футболистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
losev_statya1.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
- Оперативное мышление как фактор повышение эффективности игровых действий юных футболистов
Совершенствование отдельных спортсменов и команд в игровых видах спорта невозможно без анализа того, что сделано правильно, какие допущены ошибки, каким способом их можно исправить. Отсюда видна роль аналитического мышления, как одной из сторон интеллекта спортсменов и тренеров.
Велика роль интеллекта в игровых видах спорта, где спортсмен должен думать не только правильно, но и быстро. Поэтому интеллект в этих видах спорта реализуется, чаще всего в тактическом и оперативном мышлении. В спортивной литературе имеет место отождествление этих видов мышления, что не совсем правильно. Хотя, оперативное мышление близко по своим характеристикам к тактическому мышлению, То и другое имеют непосредственный и образно-действенный характер, связаны с прогнозированием будущей ситуации. Однако, тактическое мышление связано больше с подготовкой к деятельности, с разработкой ее плана, а оперативное мышление – с осуществлением этого плана, со срочным внесением в него коррективов, если что-то мешает осуществлению задуманного.
Можно сказать, что оперативное мышление является средством реализации тактического мышления.
Кроме того, оперативное мышление может проявляться и без наличия у спортсмена тактического плана. Ведь, все игровые ситуации не предусмотришь. Спортсмен должен решать возникшую задачу «с места», без заранее заготовленных тактических решений. Большая часть таких решений актуальна только здесь и сейчас, времени на их проверку нет, так как через несколько секунд потребуются уже другие действия (Хьюс Ч., 1979; Арбузин И.А., 2005).
Футбол – в сущности, игра решений. Эта игра, в которой в равной степени важно, как умение быстро оценивать обстановку, так и способность быстро перемещаться. Так, например, выдающийся российский футболист Алексей Смертин в своем интервью на вопрос – На что вы обращали внимание, когда просматривали ребят? Ответил: «На игровое мышление. Вот у моего коллеги в жюри Федора Черенкова игровое мышление всегда было развито на порядок лучше, чем у меня. Он даже установку на игру начал с фразы: «Ребята, крутите головами». То есть не просто бегайте за мячом, а смотрите по сторонам, думайте» (http://news.sportbox.ru).
Оперативное мышление в футболе мало отличается от оперативного мышления в каком-либо другом виде деятельности. Это способность быстро выбирать наиболее правильное решение среди общего количества возможных вариантов. Другими словами — понимание ключевых моментов игры и знание того, как и когда их использовать. Без сомнения, техника является важным фактором. Поэтому необходимо, чтобы все игроки стремились повседневно расширять свой арсенал технических приемов. Однако во время матча футболист должен уметь объективно оценить свои способности и сконцентрировать внимание на их правильном использовании. Научиться реально оценивать свои силы очень важно. Если, допустим, игрок не может точно выполнить передачу на расстояние 40 метров, его внимание должно быть направлено на то, чтобы правильно выбрать то расстояние, при котором она будет точной.
Зная общие процессы мышления, попытаемся хотя бы наметить пути развития. Необходимо рассмотреть мышление как навык, который можно улучшать и совершенствовать. Есть два вида мышления, кардинально отличающиеся друг от друга. Первый вид - логическое мышление, когда футболист знает свои обязанности и последовательно улучшает и расширяет их диапазон. На первых этапах обучения футбольное образование происходило путем внушения и представления двигательной и зрительной информации, на последующих этапах воздействие происходит путем логического рассуждения. Футболист накапливает опыт решения задач, тем самым обеспечивая в будущем свою игру стабильностью и надежностью. В тренировках мы отчетливо видим, кто и как участвует в поиске ежеминутных решений при ведении атакующих и оборонительных действий, кто прогрессирует как игрок. Второй вид - это вид мышления, обусловленный самой природой, характеризующийся индивидуальными особенностями мышления. На практике этот процесс мышления гораздо сложнее, чем простое следование логическим правилам. Зная общие особенности процесса мышления, необходимо представить перспективу его совершенствования в том и другом случае. Конечно, не все игроки могут генерировать идеи, способные помочь команде играть нестандартно, и видеть то, что многим не под силу. Этим, наверное, и отличаются звезды, которые видят дальше, понимают глубже, и через них тренер вносит в командную игру свои идеи и свою постановку игры. Таким образом, задачи на совершенствование мышления для игроков 1-го типа должны быть направлены на более качественное и логичное выполнение своих функций, и для эффективности процесса необходимы определенные ограничения, в пределах которых ведется поиск. Для игроков 2-го типа задачи совершенствования направлены на умение анализировать, видеть, решать и искать лучшее продолжение (Суворов, В.В.,1996).
Придавая большое значение качеству оперативного мышления, мы попытались хотя бы наметить пути и методы его совершенствования, потому что уровень развития и опыт в значительной мере определяют мастерство команды. У игроков, как и у команды, должен быть достаточный запас отдельных игровых решений, что определяет и создает командный стереотип мышления. И заметим еще, что случайный поиск решений тоже вполне пригоден и возможен в игре.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Скорость - это не только быстрота бега, это прежде всего быстрота ситуационного мышления, которое находится в прямой зависимости от технической подготовки, которая также тренируема. Без освоения скоростной техники, без умения контролировать мяч на большой скорости, без постоянного анализа игры - хороший футболист немыслим! Если исходить из непохожести команд по рисунку, по ведению игры, то одно остается незыблемым - мышление тренера формирует мышление команды. И вполне естественно - как работает тренер, так и играет его команда.
Так например программа поиска футбольных талантов Nike «Шанс» с 19-го по 22 января в Лондоне выбрала 100 финалистов из 40 стран мира, которые будут бороться за 8 годовых контрактов с футбольной академией «Nike» Отбирать лучших, среди которых может оказаться россиянин Валерий Барсуков, будет главный тренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер.
Программа «Шанс» дает молодым игрокам возможность проявить свой талант и изнутри узнать мир профессионального футбола, лучше понять требования к физической подготовке и футбольному мышлению, – сказал Венгер. - У ста талантливых молодых футболистов будет неделя, чтобы тренироваться, играть и жить как профессиональные игроки.
Любой процесс обучения преследует две основные цели и задачи. С одной стороны, мы должны преподнести нашему ученику техническую основу, с другой стороны - научить его пониманию и мышлению в игре.
Есть общие закономерности формирования навыков, однако в каждом возрасте имеются специфические особенности, о которых мы просто напомним. Рассматривая наборные группы и их начальное обучение, мы поймем, что здесь далеко не все так просто, как кажется. В частности, имеется много противоречий между педагогикой и психологией, то есть существуют некоторые противоречия между обучением и развитием. Если конкретней, то можно учиться тогда, когда есть определенная готовность к обучению. И нельзя требовать от 10-летнего ребенка того же, что и от 13-летнего (Гальперин, П.Я.,1966).
Наблюдения педагогов показывают, что в диапазоне 12-14 лет в психике детей происходят резкие изменения. В этом возрасте дети становятся критичнее, они склонны к анализу. В этом возрасте им интересен сам тренировочный процесс, а качество футбола само по себе детей не интересует: И здесь, видимо, очень важно не навредить, а сделать занятия интересными и полезными. Без такого доброжелательного отношения любые методы и психологические средства воздействия теряют свою силу. У детей есть желания и умения учиться самостоятельно, но им должна нравиться окружающая атмосфера и должен нравиться тренер, который все умеет и понимает (Выготский JI.C.,1991).
Энтузиазм тренера - это «болезнь», которая должна поразить занимающихся. А для повышения эффективности будущей работы необходимо привлечь как можно больше детей к выступлению в различных футбольных турнирах и праздниках. Опыт работы подсказывает, что все дети, пусть в разной степени, но предрасположены к творчеству. Но чтобы творчество в будущем стало реальностью, мы рассмотрим главные психологические моменты в формировании навыка.
Возраст самый трудный для тренеров и самый критический для самих воспитанников. Главное для педагога - удержаться от случайных ошибок, неосторожных действий и поступков. Результат таких мероприятий - это нормальные отношения между воспитанниками. И если сам тренер будет интересен воспитаннику, то он завоюет его уважение и будет авторитетным наставником. Если рассматривать психологические аспекты футбольного образования, то нужно отметить, что вначале происходит приобретение двигательных навыков за счет изучения отдельных последовательных движений, то есть происходит формирование и развитие двигательных стереотипов. Для освоения простых элементов бывает достаточно одного показа. Однако при обучении более сложным элементам моделирование тренировки очень важно. Многие сложные движения состоят из последовательности более простых элементов. Обучение лучше всего разбить на части, чтобы вначале изучать составляющие, а потом пытаться выполнить движение в целом. Споры о методах обучения (целостное или расчлененное) не так важны, поскольку футбол, в плане обучения, сложный вид спорта, и детальное освоение отдельных элементов и движений просто необходимо, особенно на начальных стадиях обучения. Очень важно, чтобы все действия были ориентированы на поставленную вами задачу. Обучение без сознательного отношения приводит к ошибкам или к бесполезной трате времени. Невнимательное и неосознанное выполнение упражнений необходимо будет компенсировать только увеличением числа повторений. Сначала традиционные формы обучения движениям основываются на копировании образцового варианта. При этом мы добиваемся качества исполнения приема, но нам необходимо довести исполнение приема до автоматизма по сравнению с обычным умением. Способность добиться автоматического выполнения приемов - это основа для будущего спортивного совершенствования (Годик М.А.,1995).
Анализируя психологические закономерности обучения и развития, заметим, что-то, что доступно ребенку 12-14 лет, может быть недоступно одиннадцатилетнему и двенадцатилетнему. Учебная практическая деятельность - это мыслительная работа самого ученика, который учится, а не которого учат. И задача тренера здесь организовать и создать условия, при которых воспитанник развивается с помощью самостоятельного активного обучения. Регулярное повторение моделей в недельном цикле заставит его анализировать правильность исполнения приема и делать самому соответствующие выводы. В работе с молодыми футболистами, когда показ конкретизирован, а мышление предметно, надо подбирать целенаправленные упражнения, соответствующие уровню обучающихся. Если сравнить мышление детей 12-14 лет, то заметим, что им недоступно решение игровых задач в нескольких вариантах, поэтому тактическая подготовка должна носить более конкретный характер.
Оперативное мышление - это скорость принятия решений, это синхронность принятия решений группой игроков, это оценка игровых ситуаций и предугадывание развития момента. А ежедневная работа над реальными ситуациями способствует постоянному росту и созреванию футбольного интеллекта. Только постоянные решения задач моделируют особенности мышления игроков, которое развивается в процессе игровой деятельности.
Футбол - игра со сложными координационными двигательными приемами, где необходима соревновательная надежность и стабильность. Без этого невозможно исполнительское мастерство и скоростной темп мышления. Скорость плюс скорость - такова тенденция развития современного футбола (Лисенчук Г.А; Соломонко О.В.,1997).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В презентации показана актуальность, цель и задачи, новизна, результаты проекта...
Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.
В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...
Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых п...
Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...
Статья "Индивидуальный подход как фактор повышения эффективности обучения школьников с ОВЗ"
Индивидуализация обучения требует учёта особенностей детей, иеё специфическая обучающая цель — средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реали...
Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях
Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...