Опыт работы по технологии ИОСО в рамках ФГОС НОО
методическая разработка по теме
Опыт выбора технологии для формирования коммуникативных ууд при реализации ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология ИОСО | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Глебец Елена Евгеньевна
учитель начальных классов 12 разряд. МКОУ «Емельяновская СОШ №3»
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Конфуций
Я работаю с ребятами второго класса, обучая их по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Стандарты утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
Анализируя уроки по ФГОС, делаю вывод о том, что учитель – «управленец», который организовывает и контролирует учебную деятельность каждого ученика в рамках одновременной работы со всем классом. Учитель – «собеседник» - это умение проявлять заинтересованность, озабоченность интересами своих учеников, готовности поддержать беседой, помощью. Учитель – «исследователь» умение отслеживать личное продвижение каждого ученика в учебном взаимодействии, владение методиками и приемами для получения информации об успехах и трудностях ребенка в обучении. Учитель – «эксперт» доброжелательный и компетентный наставник, умеющий располагать учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом.
Для меня, как педагога встал вопрос о том, какая же технология наиболее подходит для формирования тех требований, которые выдвигает ФГОС второго поколения. Из технологии КСО (коллективный способ обучения) для своей деятельности выделяю работу в парах и группах. А также методики учебной проектной и исследовательской деятельности. В словесно-деятельностном подходе выделяю работу с текстом. Но систему создает, по моему мнению, технология ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения), которая, по моему мнению, отвечает основным требованиям ФГОС второго поколения.
В основе индивидуально-ориентированной системы обучения лежит деятельностный подход и самостоятельность в добыче знаний, что и требуют стандарты ФГОС.
Специфика обучения по технологии ИОСО в начальных классах заключается в формировании коммуникативных умений, т.к. – данные умения являются основой обучающего процесса, во взаимодействии ученика с учителем, учащимися класса, социумом.
Обучая своих ребят работать в парах и группах на уроках литературного чтения, я использую текст изучаемого произведения. Прочитав текст самостоятельно, ребята пересказывают его друг другу. Затем выполняют различные задания по содержанию: составляют вопросы, план пересказа и т.д. Цель деятельности в том, чтобы каждый проговорил изучаемый материал, пропустил его через себя. Ребята учатся говорить, слушать, комментировать услышанное. Работая в группах, учатся взаимодействовать друг с другом, выступать перед классом, аргументировать свои высказывания, уважать мнение одноклассников. (см. Приложение 1)
В качестве примера привожу фрагмент урока литературного чтения по УМК «Школа России» по теме: Л.Н.Толстой. Рассказ-басня «Котенок».
Результат такой деятельности я вижу в формировании коммуникативных действий, самостоятельности, ответственности за благополучие общего дела, ощущение себя частью общего.
Обучение необходимо начинать с работы в парах. Это необходимо для того, чтобы дети научились общаться сначала друг с другом, следуя всем правилам данной деятельности.
Использую методику «Взаимотренаж». Суть методики заключается в том, что учитель делит изучаемый текст на смысловые части (4ученика – 4части текста), получив свой текст, ученики изучают его. Затем взаимодействуют в парах, пересказывая, его друг другу (ученик-1 пересказывает свой текст ученику-2 и слушает его текст, а ученик-3 пересказывает свой текст ученику -4 и слушает его текст). Далее пара распадается, и ученики взаимодействуют в парах сменного состава (ученик-1пересказывает первые две части текста ученику-4 и слушает его две части, а ученик-2 пересказывает свои части ученику-3 и слушает его две части текста). Работа в парах и парах сменного состава закончена, и каждый ученик владеет всеми частями целого текста. (см. Приложение 2)
Свои умения изучать текст совместно ребята переносят во взаимодействие внутри группы. Ребята, объединившись в группу, пересказывают целый текст еще раз. Суть приема заключается в том, что сильные ученики, проговаривая текст, улучшают навык пересказа, обогащают словарный запас, а слабые ученики, прослушав текст еще раз, компенсируют пробелы, если таковые появились еще при взаимодействии в парах сменного состава. Группы формирую по принципу слабые - сильные (по успеваемости в обучении) учеников. Следуя принципам технологии, следует отметить, что участники группы постоянно меняются, т.к. меняются функции (позиции) выполняемые ими. Позиции внутри группы: командир, держатель времени, схематизатор, оппонент, докладчик. Формирование умений держать ту или иную позицию необходимо на среднем звене обучения (в силу возрастных особенностей), но такие позиции как капитан, оппонент и докладчик вполне могут освоить ученики начального звена обучения. Так во втором классе мои ребята освоили данные позиции, причем каждый ученик должен научиться взаимодействовать в каждой позиции (в этом и состоит суть смены участников группы).
Организацию работы подобным образом я начала в своем классе со второго полугодия первого класса (учитывая индивидуальные особенности не читающих учеников).
Таким образом, организация работы в парах, парах сменного состава, группе через методики КУЗ (коллективное усвоение знаний) формирует у моих учеников коммуникативные действия. Что развивает у ребят умение работать с книгой, учебником, дополнительным материалом, слушать объяснение учителя и ответы одноклассников, выстраивать деловые отношения с одноклассниками, занять различные учебные роли в совместной деятельности, самостоятельно планировать учебную работу, оценивать свои действия и действия учеников, давать краткий логический ответ.
Мой выпускной четвертый класс я обучала с использованием технологии ИОСО. Для повышения качества обучения на уроках литературного чтения использовала работу по ИОУПам (индивидуально-ориентированному учебному плану). ИОУП – это некий план работы на уроках, где ученик сам выбирает свой уровень сложности. В начальных классах рекомендуется пошаговое выполнение дифференцированных заданий:
1)нормативный, на оценку «удовлетворительно» - это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание, включают пересказ, описание, формулировку понятий. Ключевые слова: Кто? Что? Где? Когда?
2)компетентный, на оценку «хорошо» - типовыми являются вопросы: Почему? Зачем? В чем суть? Как использовать? Составление опорного конспекта, приведение примера.
3) творческий, на оценку «отлично». Применение знаний в нестандартной ситуации.
Чтобы получить отметку «отлично» необходимо выполнить задания всех предыдущих уровней. Такие ИОУПы называются – «Накопительными». На своих уроках часто использую ИОУП – «Побальный», каждое задание в котором имеет свой балл, общее количество которых 100 баллов. Сильный ученик имеет возможность выполнить два задания более сложные, но оцениваемые в 50 баллов. А слабый выбрав 3-4 простых заданий оцениваемых более низкими баллами также постепенно зарабатывает максимальное количество баллов, что учитывает индивидуальный темп в течении урока.
Таким образом, я формировала навыки самоорганизации учебной деятельности, повышала интерес к предмету, нет учеников, которые выполняют задание быстрее других и скучая теряют интерес к уроку, нет учеников, которым не по силам выполнить задание урока. Индивидуально-ориентированный подход дает возможность ученику действовать в зоне ближайшего развития, что формирует у моих ребят желание учиться.
Анализируя качество обучения по предмету, литературное чтение отмечаю, что оно в разы лучше, чем по остальным.
Учебный год | Предмет | Усп-ть | Кач-во |
2009-2010 Обучение по технологии ИОСО 3класс | Математика | 100% | 60% |
Русский язык | 91% | 27% | |
Литер.чтение | 100% | 90% | |
2010-2011 Обучение по технологии ИОСО 4класс | Математика | 100% | 73% |
Русский язык | 92% | 67% | |
Литер.чтение | 100% | 92% | |
2012-2013 Реализация ФГОС (технология ИОСО) 2класс | Математика | 100% | 88% |
Русский язык | 100% | 75% | |
Литер.чтение | 100% | 100% |
Учителя среднего звена довольны сформированностью у ребят навыка работы с текстом. Организуют на своих уроках работу в парах и группах, что позволяет эффективно усвоить материал и ребята имеют хорошие результаты по предмету.
ИОСО - это технология, в основе которой заложены принципы здоровьесбережения. Урок выстраивается таким образом, что в течение занятия несколько раз меняется вид деятельности учеников, отсутствует переутомление. Работая в парах сменного состава, ребята передвигаются по классной комнате, что добавляет подвижности ученикам и учитывает возрастные особенности детей младшего возраста, речь идет о неусидчивости и быстром переключении внимания. По данным медработника нашей школы у большинства учеников 1-4 классов наблюдается искривление позвоночника. Мы решили исследовать причину искривления позвоночника, так появился проект «В здоровом теле – здоровый дух!». Мои ребята активные участники всех школьных спортивных мероприятий.
Кроме того свои уроки я начинаю с особого психологического настроя: случай из жизни, шутки, стихотворения, подходящего к теме урока, загадки, ребуса, игра-соревнование, девиза. Данный прием направлен на то, чтобы дети настроились на работу в течение всего урока, видели потребность в получении знаний, самостоятельно добывали эти знания.
Учитывая возрастные особенности своих ребят, часто использую игровые моменты. Например: «Кто вспомнит больше всего загадок с участием цифр», «Поговорки на заданную тему», «Найди 4 слова в слове литература». Или целый урок – путешествие в сказочные места: страна цифирия, водопад – лейся песня, пролив геометрических фигур, остров неравенств, река итогов, где с помощью сказочных персонажей ребята выполняют задания (кот ученый, морские пираты, говорящий попугай). Такой урок состоялся в первом классе на уроке математики по теме «Нумерация первого десятка», который был разработан по технологии ИОСО и учитывал требования ФГОС НОО. Использую опыт интегрированных уроков. Так интегрируя предмет русского языка и окружающего мира, разработала урок на тему: «Путешествие по Москве». Заняла первое место в районном конкурсе образовательных программ.
Субъект – субъектные отношения дают возможность моим ученикам не бояться переспросить, задать вопрос на понимание, имеют право на ошибку. Не переживают за плохие отметки, т.к. имеют возможность доработать материал. По технологии ИОСО отметка «два» не ставится. Ребята имеют возможность опережающего обучения, право на досрочные каникулы при сдаче всех тем, что стимулирует их к добросовестному обучению. Для меня же важно то, что стимулирует их к добросовестному обучению. Для меня же важно то, что у моих ребят появляется свободное время для расширения своего кругозора, дополнительных занятий или деятельности по интересам.
Основой моих занятий является учебное проектирование. Ведь федеральные стандарты второго поколения предусматривают обучение детей проектной и исследовательской деятельности. Так, начиная уже с первого года обучения на уроках окружающего мира, ребята выполняют проекты по темам: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» и продолжая во втором классе: «Родное село», «Красная книга, или возьмем по защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
Так же мной разработана рабочая программа по литературному чтению, учитывающая использование индивидуально-ориентированных учебных планов, что так же является проектом.
Широко использую на своих учебных занятиях ИКТ – компьютерную поддержку. При изучении нового материала выдаю информацию в виде слайдов презентации, таблиц, схем, помогающих лучше усвоить материал. Программные диски эффективно влияют на заинтересованность материалом урока. На этапе тренажа для всего класса или участников групп выдаю задания, которые ученики могут видеть на экране интерактивной доски. На зачетных уроках – ИОУПы, что экономит мое время и план работы перед глазами ребят в течении всего урока.
Одним из эффективных показателей деятельности моих учеников на уроках по технологии ИОСО является рефлексия. Понимание учениками своих плюсов и минусов, а главное осознание того, почему не получилось, что нужно делать, чтобы скорректировать свою деятельность, куда двигаться дальше – это касается ИОУпов для сдачи темы досрочно. Всему этому мы учимся не только для подведения итога урока, но и анализируем каждый этап занятия. Для этого я разработала листы достижений и ребенок оценивает свою деятельность на каждом промежутке урока, что помогает видеть свои успехи в целом не только в течение всего урока, но и при изучении целой темы, раздела. (см. Приложение 2)
Знак (!) означает новое на конкретном занятии (как пример новое произведение). Знак (+) означает, что ученик справился с определенной деятельностью на определенном этапе урока, причем должен объяснить, почему и за счет каких умений у него все получилось. Знак (-) анализ этапа, на котором были затруднения, ребенок комментирует (сам, с помощью учителя или напарника) что именно не получилось, каких знаний не хватило,
а главное, что он должен сделать, чтобы успешно выполнить задание в следующий раз.
Этап рефлексии организованный подобным образом имеет эффективный результат, т.к. учащиеся, просматривая маршрутный лист еще раз, вспоминают свою деятельность на занятии.
Мной разработаны два курса по внеурочной деятельности в контексте технологии ИОСО. Более подробно остановлюсь на одном из них: «Я – исследователь». Подобраны темы, касаемые обучению проектной и исследовательской деятельности моих ребят. Такие как: что такое проект, как выбрать тему проекта, цели и задачи проекта, гипотеза, доклад, презентация. Как результат данного курса активное участие учеников в школьных, районных и краевых мероприятиях проектной направленности.
Таким образом, моя деятельность направлена на формирование всесторонне развитой личности, готовой к жизни в современном обществе, а это умение быть мобильным, стрессоустойчивым, быстро принимать решение, быть толерантным, настоящим патриотом своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии"
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое з...
Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС".
Материалы МО. "Использование современных технологий обучения в рамках ФГОС"....
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя НОО в рамках ФГОС.
Презентация к выступлению на заседании круглова стола районного методического объединения учителей в рамках августовской конференции....
Опыт работы с учебником в условиях реализации ФГОС НОО.
Опыт работы учителя начальных классов с учебниками в условиях реализации ФГОС....
Статья: «Личный опыт работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС».
Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизн...
Актуальность использования технологий ТРИЗ в рамках ФГОС в начальной школе
В данной статье раскрывается актуальность технологий ТРИЗ, показаны приёмы "Теории решения изобретательских задач" и как их можно использовать в рамках ФГОС....
Статья на тему: опыт работы учителя начальных классов по внедрению ФГОС
Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, ...