Урок "В гостях у Мойдодыра"
план-конспект урока по зож (1 класс) по теме
УМК "Школа России" урок по окружающему миру 1 класс коррекционная школа 7 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_moydodyra_konspekt_otkrytogo_uroka_pravka.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 663
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по окружающему миру.
Тема урока: «Гигиена. Вводный урок».
Автор: Цивилёва Елена Викторовна, учитель начальных классов.
Контактные телефоны: м/т 954 06 52, р/т 378 13 19
Учебная программа: «Школа России».
Класс: 1 класс, уровень образования – коррекционный (VII вид).
Учебные пособия: разработанный дидактический материал.
Номинация: «Лучший урок в начальной школе».
Директор ОУ _________________(_______________)
Дата_______________
Тема: «Гигиена. Вводный урок».
Цель: Дать знания об основных гигиенических нормах.
Задачи:
- Формировать понятие «гигиена».
- Формировать навыки гигиены.
- Формировать умение пользоваться основными предметами личной гигиены.
- Развивать мышление, внимание, память и мелкую моторику.
- Развивать речевую активность учащихся, обогащать словарный запас.
- Расширять кругозор учащихся.
- Формировать интерес и позитивное отношение к учебному процессу.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- осознание детьми важности соблюдения норм гигиены;
- привитие навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
- умение понимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы достижения поставленной цели;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Предметные:
- знание о гигиене и ее важности в жизни;
- умение пользоваться предметами личной гигиены.
План занятия.
1. Вводная беседа. Личностные УУД – самооценка готовности к уроку; УУД – Учебно – познавательный интерес.
- Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
- Знакомство с Мойдодыром.
- Работа с лексически значением слова «мойдодыр».
- Беседа о значимости процесса умывания.
2. Постановка задачи занятия. Постановка проблемы. Личностные УУД – умение видеть, формулировать тему, ставить цель.
3. Работа с новым материалом. Открытие нового знания. Личностные УУД – умение удерживать учебную задачу. Метапредметные УУД – владение правильной речью. Умение высказывать свою точку зрения, рассуждать. Предметные УУД – знание и умение пользоваться предметами личной гигиены.
- Работа с загадками.
- Сравнение предметов по основным признакам (форма, цвет, размер).
- Работа по развитию речи.
4. Физкультминутка. Личностные УУД – ценностное отношение к здоровому образу жизни.
5. Упражнения для закрепления. Формирование умения применять полученные знания на практике. Личностные УУД – умение планировать свои действия. Метапредметные УУД – умение делать выводы, помогать товарищу. Предметные УУД – умение пользоваться предметами личной гигиены.
- Обобщение узнанного на уроке.
- Работа с раскрасками.
6. Подведение итогов занятия. Личностные УУД – установка на соблюдение норм гигиены. Метапредметные УУД – умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Предметные УУД – закрепление умения использовать полученные знания.
Оборудование.
Портрет К. И. Чуковского. [1]
Иллюстрация сказочного персонажа Мойдодыра. [2]
Иллюстрация «Умывание» [3]
Иллюстрация «Моем руки» [4]
Иллюстрация первого грязнуля [5]
Иллюстрация ванной комнаты [6]
Иллюстрация мыла большого и маленького [7]
Иллюстрация мыла квадратного и круглого [8]
Иллюстрация мыла другой формы [9]
Иллюстрация мыла разного цвета [10]
Иллюстрация мочалок [11]
Иллюстрация полотенец различных по цвету [12]
Иллюстрация кухонного и банного полотенец [13]
Иллюстрация зубных щеток [14]
Иллюстрация расчески [15]
Иллюстрация «Расчесываемся» [16]
Иллюстрация расчески разных видов [17]
Иллюстрация душа [18]
Иллюстрация ванной [19]
Иллюстрация «помощники Мойдодыра» [20]
Иллюстрация мальчика с грязными ногами [21]
Иллюстрация лохматой девочки [22]
Иллюстрация мальчика с нечищеными зубами [23]
Рисунки формата А4 с изображениями детей для раскрашивания. Рисунок заготовлен для каждого ребенка [24]
I. Вводная беседа. | ||
Учитель: | - Здравствуйте, ребята. | |
Ученики: | - Здравствуйте. | |
Учитель: | - Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодняшний урок будет волшебным и сказочным. Хотите, чтобы сказка началась? | |
Ученики: | - Да! | |
Учитель: | - Тогда сядьте поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать. Сейчас я прочитаю вам небольшой отрывок из очень известной сказки. Вы должны угадать, из какой, и сказка начнется. Готовы? | |
Ученики: | - Готовы! | |
Учитель: | - Слушайте (чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»): «Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка – в печку! Я за книжку, Та – бежать И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал как от огня. Боже, Боже, Что случилось? Отчего же все кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом?» (После чтения отрывка учитель делает небольшую паузу, давая осмыслить ученикам прочитанное.) | |
Учитель: | - Узнали? Кто узнал сказку? Как она называется? | |
Ученики: | - Мойдодыр! | |
Учитель: | - Правильно, «Мойдодыр». А написал эту сказку для вас замечательный писатель Корней Иванович Чуковский. (Учитель показывает портрет писателя). [1] А кто же такой «Мойдодыр»? | |
Ученики: | - Это умывальник! | |
Учитель: | - Правильно! (учитель вывешивает большую иллюстрацию сказочного персонажа) [2] - А почему же у умывальника такое странное имя «Мойдодыр»? Давайте произнесем это имя по слогам и внимательно прислушаемся: «МОЙ – ДО – ДЫР». Кто теперь может ответить на мой вопрос? | |
Ученики: | - «Мойдодыр» - потому что он моет. | |
Учитель: | - Правильно. А что значит «мыть до дыр»? Как вы понимаете это выражение? | |
Ученики: | - Это значит очень хорошо мыть, сильно. | |
Учитель: | - Да. Можно применить и другое слово: «тщательно». | |
Учитель: | - Давайте поздороваемся с нашим гостем. | |
Ученики: | - Здравствуй! | |
Учитель: | - А для чего же нужен нам умывальник? | |
Ученики: | - Чтобы умываться. | |
Учитель: | - А когда мы умываемся? | |
Ученики: | - Утром. | |
Учитель: | - А что значит «умываться»? | |
Ученики: | - «Умываться» - значит мыть лицо. (Учитель показывает иллюстрацию. [3]) | |
Учитель: | - А зачем нужно умываться по утрам? | |
Ученики: | - Чтобы глазки проснулись и хорошо видели. | |
Учитель: | - Правильно. А когда еще нужно умываться? Неужели только по утрам? | |
Ученики: | - Нет, еще, когда лицо грязное стало. | |
Учитель: | - А когда у нас может стать грязным лицо? | |
Ученики: | - Если мы в грязь упадем. - После еды. | |
Учитель: | - Молодцы! Но неужели у нас в течение всего дня пачкается только лицо? Что еще мы моем под краном? | |
Ученики: | - Руки! | |
Учитель: | - Конечно же, руки! Когда нужно мыть руки? | |
Ученики: | - После еды. - После улицы. | |
Учитель: | - Правильно. (Учитель показывает иллюстрацию. [4])А почему нам нужно мыть руки после улицы? Кто знает? | |
Ученики: | - Потому что на улице мы все трогаем руками, и они становятся грязными. | |
Учитель: | - Ну и что! Ну и пусть. И ходили бы мы с грязными руками. Подумаешь! | |
Ученики: | - Но мы же руками берем еду! И тогда грязь попадем к нам в рот. | |
Учитель: | - Да. Вот этого допускать нельзя. Вместе с грязью к нам может попасть болезнь. | |
Ученики: | - Может болеть живот. | |
Учитель: | - Точно. (Учитель вывешивает иллюстрацию перепачканного ребенка[5]). - Посмотрите-ка на этого малыша. Что вы о нем можете сказать? | |
Ученики: | - Да он же грязный! | |
Учитель: | - Вот и Мойдодыр так считает. Давайте отправим этого малыша к нему. Как вы думает, как называется место в нашей квартире, где есть умывальник? | |
Ученики: | - Ванная комната. | |
Учитель: | - Правильно (учитель вывешивает иллюстрацию ванной комнаты) [6]. Вот пусть грязнуля туда и отправляется (учитель «отправляет» грязнулю в «ванную комнату», пряча одну иллюстрацию под другую). | |
II. Постановка задачи занятия. | ||
Учитель: | - Ну, а наша с вами задача – помочь Мойдодыру. Не случайно он пришел к нам в гости. Дело в том, что Мойдодыр просит нас помочь ему отмыть этого малыша. Но Мойдодыр растерял всех своих помощников, а без них ему не справится. Поможем Мойдодыру? | |
Ученики: | - Да! | |
III. Работа с новым материалом. | ||
Учитель: | - А для этого нам нужно вернуть всех его помощников. Вот сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушать. Отгадаем загадки – вернем помощников Мойдодыру. Готовы! | |
Ученики: | - Да! | |
Учитель: | - Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. | |
Ученики: | - Мыло! | |
Учитель: | - Правильно. - Посмотрите, какое бывает разное мыло. Давайте сравним. Чем отличаются эти два кусочка мыла? [7] | |
Ученики: | - Одно большое, другое маленькое. | |
Учитель: | - Правильно, размером. А еще? | |
Ученики: | - Одно мыло круглое, а другое квадратное. [8] | |
Учитель: | - Правильно, формой. Давайте посмотрим на эти два кусочка (учитель достает мыло в форме морской звезды и овальный кусок мыла[9]). Чем они отличаются? | |
Ученики: | - Формой. - Один кусочек овальный, а другой как звездочка. - Цветом. Один кусочек зеленый, а другой розовый. [10] | |
Учитель: | - Молодцы. Справились. Давайте найдем мыло в нашей ванной комнате. Есть ли оно там? Кто видит? [6] | |
(Ученики тянут руки. Учитель просит подойти ученика к иллюстрации и показать найденное на ней мыло) | ||
Учитель: | - Отлично. А вот следующая загадка. На себя я труд беру: Пятки, локти с мылом тру, И коленки отираю, Ничего не забываю. | |
Ученики: | - Мочалка! | |
Учитель: | - Правильно. Посмотрите, вот она (учитель показывает иллюстрации мочалок [11]). А зачем нужна мочалка? | |
Ученики: | - Чтобы грязь лучше оттиралась. | |
Учитель: | - Давайте посмотрим, какие мочалки бывают. Чем они похожи, а чем отличаются. | |
Учитель: | - Какой мы можем сделать вывод? Мочалки бывают разные, но у всех у них есть ручка или ручки, чтобы мочалку было удобно держать. И еще у мочалки есть моющая поверхность. Что мы наносим на это место? | |
Ученики: | - Мыло. | |
Учитель: | - Правильно, мыло. Мыло пенится, и мы можем мыться. Давайте найдем мочалку в нашей ванной комнате. | |
Учитель: | - Хорошо. Найдите мочалку в нашей ванной комнате. (Один из учеников выходит к иллюстрации. [6]) | |
Учитель: | - Слушаем дальше. Говорит дорожка – Два вышитых конца: - Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица! Иначе ты в полдня Испачкаешь меня. | |
Ученики: | - Полотенце! | |
Учитель: | - Правильно. Посмотрите на полотенца – одинаковые ли они? [12] Чем отличаются? | |
Ученики: | - Цветом. | |
Учитель: | - Назовите цвета полотенец, которые Вы видите. (Дети называют) | |
Учитель: | - Правильно. А еще полотенца могут различаться по своему назначению. Посмотрите на этот полотенце. [13] Как вы думаете, где ему место и для чего оно предназначено. Что им лучше всего вытирать? | |
Ученики: | - Это полотенце должно быть на кухне. Оно для рук. | |
Учитель: | - Верно. А это? (показывает другое) | |
Ученики: | - А это должно быть в ванной комнате. Оно для тела. | |
Учитель: | - Верное. Такое полотенце называется «банное». Найдите его в нашей ванной комнате. Кто саамы глазастый? (Один из учащихся показывает полотенце). [6] | |
Учитель: | - Все-то вы знаете! Посмотрим, как вы справитесь со следующей загадкой: Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. - Кто знает, что это такое? | |
Ученики: | - Зубная щетка! | |
Учитель: | (Показывает зубную щетку). [14] – Правильно! А для чего нам нужна зубная щетка? | |
Ученики: | - Чтобы чистить зубы. | |
Учитель: | - Да зачем? | |
Ученики: | - Чтобы зубы не болели? | |
Учитель: | - Да, верно! С помощью зубной щетки мы удаляем остатки еды. Если их оставить, то зубы начнут портиться и разрушаться. А потом и очень сильно болеть! - Давайте посмотрим на зубные щетки. Они тоже могут быть очень разными. Какие щетки Вы видите? | |
Ученики: | - Красную, синюю, голубую, полосатую.. | |
Учитель: | - Да. Щеток много. Есть даже электрические зубные щетки»! Но у всех у них есть щетинки, чтобы чистить наши зубы. Мойдодыру просто необходим такой помощник. Поэтому давайте найдем зубную щетки в нашей ванной комнате. (Ученики находят зубную щетку на иллюстрации). [6] | |
Учитель: | - Молодцы! Слушаем еще одну загадку. Хоть зубы я имею, Кусать я не умею. Хожу не по лесам, Хожу по волосам. | |
Ученики: | - Расческа. | |
Учитель: | - Правильно. Вот она (учитель достает и показывает расческу). [15] А для чего она нужна? | |
Ученики: | - Чтобы расчесывать волосы. (Учитель показывает иллюстрацию. [16]) | |
Учитель: | - А зачем нам нужно причесываться каждый раз? | |
Ученики: | - Чтобы быть красивыми, опрятными. Чтобы волосы были здоровыми. | |
Учитель: | - Все верно. Да только где же у расчески зубы? Сможете мне показать? | |
(Ученики показывает на зубчики у расчески). [17] | ||
Учитель: | - Почему же они называются зубами? | |
Ученики: | - Потому что похожи на зубы. | |
Учитель: | - Да, только они намного тоньше, чем наши. И находятся близко друг к другу. Если зубья у расчески близко друг к другу, то говорят что расческа «частая», а если расстояние между зубьями большое, то – «редкая». Видите как интересно. Теперь мы знаем, как сравнивать расчески. Давайте повторим. | |
Ученики (хором): | - Частая, редкая. | |
Учитель: | - Покажите, пожалуйста, где расческа с редкими зубьями? (Дети показывают.) [17] - А где расческа частая? (Дети показывают) [17] | |
Учитель: | - Молодцы. | |
Учитель: | - Смотрите уже сколько помощников для нашего Мойдодыра мы нашли. Но осталось еще совсем чуть-чуть. Слушаем. Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой: Он без туч, без облаков Целый день идти готов. - Где же у нас в квартире может пойти дождик, да еще и теплый? Подумайте. | |
Ученики: | - Это душ! | |
Учитель: | - Ну, молодцы! Действительно – душ. Вот посмотрите (учитель показывает душевую лейку). [18] Видите, как много дырочек? Когда мы открываем кран, вода под напором поступает в лейку и вытекает через эти многочисленные дырочки. Получается много-много струек воды – душ. Давайте найдем душ у нас на картине. | |
(Один из учеников выходит к иллюстрации.) [6] | ||
Учитель: | - Осталась последняя загадка. Плещет теплая волна, Под волною белизна. Отгадайте, вспомните, Что за море в комнате? | |
Ученики: | - Ванна! | |
Учитель: | - Да, это ванна. Вот она, посмотрите на нашу иллюстрацию. [19]Потому и комната называется «ванная комната». Какая ванна? | |
Ученики: | - Белая, большая. | |
Учитель: | - Почему ее назвали «морем»? | |
Ученики: | - Потому что в нее можно набрать много воды. | |
Учитель: | - Молодцы! Кто покажет ванну в нашей ванной комнате? [6] | |
Учитель: | - Отлично. Ну, теперь Мойдодыр справится с грязнулей. Вот сколько помощников мы ему нашли. Кто запомнил их всех? | |
Ученики: | - Мыло. - Мочалка. - Душ. - Полотенце. - Зубная щетка. - Ванна. - Расческа. [20] | |
IV. Физкультурная минутка. | ||
Учитель: | - А давайте и мы с вами покажем, как нужно умываться. Мы же умеет это делать. Встаньте, пожалуйста, около своих мест. (Учитель произносит небольшое стихотворение и вместе с детьми имитируют называемые движения.) | |
Я лицо умою Теплою водою. Руки с мылом я потру, А потом их оботру. Чистый ты, чистый я, Все мы чистые друзья! | Дети «умываются». Дети «моют» руки. Дети «вытирают» руки. Дети показывают сначала друг на друга, потом на себя. Широким жестом дети как бы «обхватывают» весь класс. | |
V. Упражнения для закрепления. | ||
Учитель: | - Отлично. Давайте еще раз посмотрим на нашего грязнулю. [5] Что необходимо взять Мойдодыру, чтобы его отмыть? | |
Ученики: | - Мыло. | |
Учитель: | - А что мы будем им мыть? | |
Ученики: | - Щеки и руки. | |
Учитель: | - Хорошо. А что нам пригодится потом? | |
Ученики: | - Полотенце. | |
Учитель: | - Для чего? | |
Ученики: | - Чтобы руки вытереть. | |
Учитель: | - Молодцы. Ой! Смотрите! Еще один малыш! [21] Вот сколько работы у Мойдодыра! А что нужно отмыть этому малышу? | |
Ученики: | - Ноги и руки. | |
Учитель: | - А почему они у него запачкались? | |
Ученики: | - Он играл в футбол. | |
Учитель: | - Что мы выберем для этого грязнули. | |
Ученики: | - Мыло и полотенце. | |
Учитель: | - Отлично. Отправляйся малыш в ванную. | |
Учитель: | - А вот и еще. Смотрите, какая девочка [22]. Что же у нее не в порядке? Почему она пришла к Мойдодыру? | |
Ученики: | - У нее не в порядке волосы. | |
Учитель: | - А как называются такие волосы? | |
Ученики: | - Лохматые. | |
Учитель: | - Как же Мойдодыру ей помочь? Что ему понадобится? | |
Ученики: | - Расческа. | |
Учитель: | - Конечно. Ну-ка, Мойдодыр, приведи в порядок, пожалуйста, эту девочку. | |
Учитель: | - А вот и последний ученик. [23] Посмотрите внимательно. | |
Ученики: | - Зубы! | |
Учитель: | - Что у него с зубами? | |
Ученики: | - Они у него грязные! | |
Учитель: | - Как вы думаете, почему? | |
Ученики: | - Наверное, он не чистил зубы! | |
Учитель: | - А что для этого нужно? | |
Ученики: | - Зубная щетка. - Зубная паста. | |
Учитель: | - Конечно. А зачем нам нужно чистить зубы? | |
Ученики: | - Чтобы они не болели. - Чтобы были крепкие. - Чтобы были белые. | |
Учитель: | - Правильно. А когда нужно чистить зубы, чтобы они были здоровыми? | |
Ученики: | - Утром. - Вечером. - После конфет. | |
Учитель: | - Зубы нужно чистить после еды. Зубной щеткой мы вычищаем все остатки пищи. Если мы этого не сделаем, то микробы будут разрушать наши зубы и их уже придется лечить у врача. Кому из вас лечили зубы? | |
(Дети рассказывают случаи, когда они были у зубных врачей, свои ощущения. Учитель внимательно выслушивает и комментирует ту или иную историю.) | ||
VI. Подведение итогов занятия. | ||
Учитель: | - Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. Понравился вам наш сегодняшний урок? А что понравилось больше всего? | |
(Ученики отвечают на заданные вопросы). | ||
Учитель: | - Скажите, а как вы думаете, почему Мойдодыр приходил к нам на урок? | |
Ученики: | - Он хотел, чтобы мы ему помогли отмыть всех грязнуль. | |
Учитель: | - Хорошо. А вы запомнили, что для этого нужно? | |
Ученики: | - Да, запомнили! | |
Учитель: | - Что же нужно для того, чтобы быть чистым? | |
Ученики: | - Мыло. - Мочалка. - Расческа. (И так далее. Дети перечисляют все предметы, с помощью которых соблюдается личная гигиена). | |
Учитель: | - А что нужно делать утром и вечером? | |
Ученики: | - Умываться, чистить зубы, причесываться. | |
Учитель: | - А когда нужно еще чистить зубы? | |
Ученики: | - После еды. | |
Учитель: | - А когда нужно мыть руки: | |
Ученики: | - Перед едой. - После улицы. | |
Учитель: | - А что нужно обязательно вымыть перед тем, как лечь спать? | |
Ученики: | - Ноги. | |
Учитель: | - Молодцы. Вы действительно все знаете. Тогда вы сможете выполнить последнюю просьбу Мойдодыра. | |
Ученики: | - Какую? | |
Учитель: | - Нарисовать чистого ребенка. Ведь чем больше будет чистых и аккуратных детей, тем чище и аккуратнее будет мир вокруг нас. Достаньте цветные карандаши и раскрасьте ребенка так, чтобы он был «чистюлей». (Учитель каждому ученика на парту кладет рисунок ребенка, который необходимо раскрасить). [24] | |
Ученики: | (Ученики выполняют последнее задание. Учитель помогает тем ребятам, которые затрудняются выбрать нужный цвет.) | |
Учитель: | - Ну, вот. Наш урок подходит к концу. Большое спасибо вам всем. Вы отлично сегодня поработали. Теперь мы с вами знаем, как справляться с грязнулями. И я думаю, что в нашем классе грязнуль никогда не появится. | |
(звенит звонок). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "В гостях у мойдодыра"
Это мероприятие способствует формированию навыков здорового образа жизни, расширяет знания детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности....
Внеклассное мероприятие- В гостях у Мойдодыра
Материал можно использовать во внеклассной работе с учащимися....
В гостях у Мойдодыра
Классный час по теме "Здоровье" для учащихся 2 класса...
Классный час"В гостях у Мойдодыра"
Классный час"В гостях у Мойдодыра"...
Классный час во 2 классе на тему: ” В гостях у Мойдодыра”
Классный час...
Внеклассное мероприятие "В гостях у Мойдодыра"
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колосс...
Классный час "В гостях у Мойдодыра"
Мероприятие проводилось в рамках недели начальных классов. Направлено на формирование здорового образа жизни....