Витаминная ярмарка
план-конспект занятия по зож (2 класс) на тему

Александра Скрипник

Материал знакомит с понятиями "режим питания", "полезные продукты", "витамины"; рассказывает о том, откуда на нашем столе появились некоторые хорошо известные нам продукты; помогает развивать кругозор ребенка, воспитывать правильные пищевые привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Витаминная ярмарка23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Витаминная ярмарка».

Цели:

  • знакомить с понятиями «режим питания», «полезные продукты», «витамины»;
  • расширять кругозор;
  • развивать внимание, образное мышление, познавательный интерес;
  • воспитывать правильные пищевые привычки.

Оборудование: пословицы, шапочки-витаминки на головы участникам, рисунки продуктов.

Ход занятия.

- Добрый день, ребята! Сегодня я приглашаю вас на витаминную ярмарку. Мы будем говорить об очень важной для каждого из нас теме – о правильном питании, которое является одним из составляющих здоровья. Ничто так не облегчает работу как определенный распорядок дня. Он очень важен для всех, так же как и режим питания.

Режим питания – это соблюдение умеренности в питании, разнообразие пищи, регулярность ее приема. Пища должна быть не только вкусной, но и полезной. Полезные продукты нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым – это витамины. Самые важные витамины А, В, С, Д. сегодня мы услышим полезную информацию о каждом из них.

(Выступление учащихся)

Витамин А или, его еще называют, витамин роста. Он оказывает влияние на рост и на зрение. Содержится в рыбьем жире, сливочном масле, печени, желтке яйца, моркови, помидорах.

Сообщение о моркови «Морковкина копилка».

Не всегда морковка была яркой и толстой.

Давным-давно, так много лет назад, что и не сосчитать, люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры.

Пробуя на вкус разные дикие растения, люди узнали, что у одних из них съедобны вершки – плоды, стебли, листья, а у других, как у моркови, - корешки. Тогда дикая морковь была беловатого цвета, не толще крысиного хвоста.

Человек догадался, что корешок – это морковкина копилка, куда растение откладывает питание про запас, чтобы на другое лето зацвести, оставить после себя семена. Но только много не накопишь, когда тебя теснят другие корешки, когда под землей идет молчаливый спор за место, за каждую капля воды.

И человек вскопал первый на свете огород. Переселив туда дикие съедобные корешки, человек как бы договорился с ними: «Я вас не дам в обиду. Я о вас позабочусь. А вы только копите, копите!»

Долгие-долгие годы человек сеял, сажал, поливал, рыхлил землю, отбирал лучшие растения на семена. И морковь краснела и толстела.

Так дикие растения превратились в овощи, вкусные и полезные. Морковь потому покраснела, что в ней прибавился каротин. В Древнем Риме говорили на латинском языке. Сейчас им пользуются врачи, ученые, аптекари. По-латыни морковь – «карОта». Вещество, которое окрашивает ее в оранжевый цвет, называли «каротин».

Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоем теле, каротин превращается в витамин А. это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам – всем кто должен расти.

Каротин есть и в других овощах и фруктах желтого, оранжевого, красного цвета: в репе, брюкве, красном перце, помидорах, апельсине, мандаринах, хурме. Почему же его назвали по имени моркови – каротин, а не репин, не брюквин, не помидорин и не хурмин? Потому что раньше всего его нашли в моркови.

Игра «Вершки-корешки».

- Я буду называть овощи. Если мы употребляем в пищу наземную часть – встаем и поднимаем руки, если подземную – приседаем на корточки. (Баклажан, морковь, фасоль, картофель, огурец, помидор, репа, капуста, лук, перец).

Игра «Соедини пословицы».

- Народная мудрость гласит: «Плох обед, если хлеба нет». Ученные утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет. Изобрели рецепт «кислого хлеба» египтяне 400 лет назад. На рынках дежурили специальные хлебные приставы, которые следили за тем, чтобы торговцы продавали высококачественный хлеб. Нарушавшие правила подвергались наказанию. Из рациона питания нельзя исключать хлеб. Этот продукт содержит большинство питательных веществ. Самым полезным является темный хлеб – ржаной.

Задание: соедини пословицы.(Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной – наш отец родной. Хлеб батюшка, водица матушка. Поешь рыбки, будут ноги прытки. Какова еда, таков и ход. Хлеб да крупы на здоровье лупи.Лук семь недугов лечит.)

- Но вернемся к нашим витаминам и послушаем сообщение о витамине В.

(Выступление учащихся)

(При его недостатке отсутствует аппетит, разевается утомление.Содержится в молоке, яйцах, мясе, орехах, горохе.)

Сообщение о помидоре «Золотое яблоко».

Помидор – это индейское растение. На родине, в Южной Америке, его называли «томат». Мореходы, которые привезли томат в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали томаты у себя на клумбах, в саду – для красоты. У томатов, привезенных из Южной Америки, плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. «Помод оро!» - восхищались итальянцы. «Помо» - по-итальянски яблоко, «д оро» - золотое. Так индейский томат стал называться помидором.

Первыми решили попробовать «золотое яблоко» португальцы. Им понравилось. И началось переселение помидоров в огород.

Что же получилось? У одного и того же овоща – два названия. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты… но, покупая свежие плоды, мы говорим про них – помидоры. И хотя сейчас желтые и оранжевые сорта помидоров встречаются реже, чем красные, свое «золотое» название помидоры сохранили до сих пор.

Игра «Витаминная азбука».

- Я называю букву, а вы должны назвать как можно больше овощей и фруктов на эту букву.

- Мы уже много узнали о продуктах питания, но совсем не вспоминали о воде. Кроме пищи человеку необходима вода. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – только несколько дней. Каждый день нужно выпивать целых два литра жидкости. Это не только соки или чай. Во всех продуктах и блюдах есть жидкость. Но особенно много жидкости в первых и третьих блюдах, в овощах и фруктах.

Загадки о жидкости.

Прозрачная, питьевая,

Ключевая и речная.

Ни запаха, ни цвета,

Что за жидкость это? (Вода)

Дяденька смеется,

На нем шубенка трясется. (Кисель)

Фрукты, ягоды сварились,

Вкусно елись, сладко пились. (Компот)

Он морковный и томатный,

И на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей полезный… (Сок)

Оно течет, но не вода.

Оно как снег бело всегда.

На вкус узнать его легко,

Ведь это в крынке… (Молоко)

- А сейчас сообщение о витамине…

(Выступление учащихся)

(Витамин С или аскорбиновая кислота. Повышает сопротивляемость организма к вирусам.Содержится в черной смородине, лимоне.)

- Для того, чтобы максимально сохранить витамины в овощах при их приготовлении, нужно соблюдать несколько важных правил:

  1. Корнеплоды следует тщательно мыть перед очисткой от кожуры в целом, неразрезанном виде.
  2. При очистке и нарезке нужно пользоваться ножом из нержавеющей стали – это уменьшит потерю витаминов.
  3. Очищенные и измельчённые овощи не следует замачивать надолго водой, лучше всего очищать и мыть водой непосредственно перед едой или приготовлением.
  4. При варке овощей опускать их нужно не в холодную, а в кипящую воду.

Стихотворение Н.Кончаловской «Про овощи».

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена,

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берег от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали.

Никогда и негде,

Ни в земле, ни в воде,

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках засеянных густо,

Огорбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, челук и репуста.

- Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).

- А сейчас с сообщением о витамине Д выступает…
(Выступление учащихся)

(Из-за его недостатка кости становятся мягкими, ломкими, т. к. в нем содержится кальций.Содержится в желтках, молоке, рыбьем жире.)

Сообщение о картофеле «Приключения картошки».

Пятьсот лет назад в Европе никто не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из мореходов еще не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, которым они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото – его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

Сейчас три растения считаются кормильцами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза.

Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа.В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореплавателями добычей, отплыла на чужбину индейская папа-картошка…  Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщевый мешок. Но в Европе не сразу поняли, что в картошке главное – клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковинкой, посаженой у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели госии картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – «чертово яблоко», сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.

Сытная и урожайная индейская папа выполнила крестьянскую репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала второй хлебом.

- А сейчас я вам дам несколько советов:

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: «Нет, нет, нет!»

Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Не грызите лист капустный –

Он совсем, совсем невкусный.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

- Итак, в рацион питания современного школьника должны быть включены все группы продуктов:

  • мясо и мясопродукты;
  • рыба и рыбопродукты;
  • молоко и молочные продукты;
  • яйца;
  • пищевые жиры;
  • фрукты и овощи;
  • хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы;
  • сахар, кондитерские изделия, шоколад;
  • напитки.

- На этом наше мероприятие заканчивается. Помните:

Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить.

Ежедневно непременно,

Надо есть все, что полезно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенняя ярмарка 2 класс

Праздник Осени с использованием материалов народного фольклора...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Осенняя ярмарка 2 класс

Праздник Осени для детей и родителй с использованием фольклора....

Ярмарка

Внекласное мероприяти которое знакомит детей с проведением ярмарки. С народными песнями, играми....

Ярмарка "Витаминная карусель"

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по программе "Разговор о правильном питании"...

Осенняя ярмарка. Сбор урожая. «Это ярмарки краски…».

Проект    - отчёт по блоку внеурочной деятельности  «Мир красоты»/искусство/, раздел «Русская народная музыка»...

«Витамины и полезные продукты. Витамины и здоровый организм. Здоровая пища.

рассказать детям о пользе витаминов и их значение для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – е...

Конспект внеклассного занятия по здоровьесбережению "Наши друзья- витамины". Презентация "Наши друзья- витамины"

Цель занятия:Развивать мотивацию здорового образа жизни.Сформировать отношение детей к витаминам, как жизненно-необходимым веществам.Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах как обязательном компон...