Проект "Будь здоров"
проект по зож (2 класс) на тему

Проект подготовили дети 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bud_zdorov.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ЛФМИ №40 « при УлГУ

Проект на тему:

        

Г. Ульяновск 2010 г.

Содержание работы.

 Введение.                                                                                                     3-4

1.Теоретическая часть.                                          

       1.1Что такое здоровый образ жизни.                                                          5-6

  1.2. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.                                6-7      

2. Практическая часть      

      2.1. Исследование №1Опрос учащихся 2 классов                                            8

      2.2. Исследование №2 Результаты медицинских данных                                9  

      2.3. Исследование №3 Опрос родителей                                                           10

      2.4. Исследование №4 Опрос « Меры профилактики»                                     11

      2.5 Исследование №5 Анкетирование учителей начальных классов.             11        

     2.6. Исследование №6 « Старинные рецепты долголетия и здоровья »           12                                                        

     2.7. Исследование №7 «Лекарственные растения приусадебного участка»    12

 3. Вывод                                                                                                                      12

 4. Заключение                                                                                                             13

 5. Проектирование следующих этапов работы                                                       14

 6. Литература                                                                                                              15

 7. Приложения

ВВЕДЕНИЕ.

О здоровом смысле жизни

Обсудить вопрос должны мы.

Как прожить нам много лет?

Как достичь больших побед?

Стать веселым и успешным,

И красивым быть, конечно!

Здоровье человека – тема, которая актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Великие мыслители, писали о необходимости  уделять внимание  здоровью:

  • «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!»  (Гораций)
  • Тысячи вещей необходимы здоровому, и только одна больному: здоровье»  (И.Вильде)
  • «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды

в употреблении лекарств, если в тоже время соблюдать все прочие предписания нормального режима дня» (Авиценна)

О необходимости вести только здоровый образ жизни народ сложил большое количество пословиц и поговорок.

  • «Здоровье  - всему голова»
  • «Здоровому все здорово!»
  • «Здоровье дороже денег!»
  • «Здоров будешь, всего добудешь!»
  • «Крепок телом, богат  делом»
  • «Береги платье снову, а здоровье смолоду»
  • «Лекарств тысяча, а здоровье одно»

В 21 веке здоровье приобретает ценность для человека.

Ученые считают, что здоровый человек – успешный человек в учебе, в обществе,

Объектом исследования данной  работы является здоровье,  а предметом  -  составляющие здоровья.

Целью нашей работы стало выявление факторов, влияющих на здоровье и на продолжительность жизни, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения  здоровья.

Задачи

  1. Рассмотреть и охарактеризовать основные составляющие компоненты здорового образа   жизни.
  2. Рассмотреть методы исследовательской работы по выявлению знаний учащихся начальной школы о здоровом образе жизни и его влиянии на продолжительность жизни.
  3. Обосновать основные методы  профилактики преждевременного старения организма, показать роль здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья.

Гипотеза:

        Здоровье подрастающего поколения является одной из важнейших проблем современного общества. Очень важно формировать навыки здорового образа жизни с раннего возраста.

Методы исследования:

       В ходе исследования мы использовали следующие методы:

1. Изучение научной литературы.

2. Анкетирование.

3. Тестирование.

4. Социологический опрос.

5. Викторина.

6.Классные часы.

7.Спортивные соревнования.

Объект исследования – учащиеся 2 классов, родители.

Принимали участие в исследовании учителя начальной школы.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос, мы изучили литературу, различные источники и проанализировали их.

Медицинские работники утверждают, что подавляющее большинство школьников сегодня относится к категории ослабленных (они часто болеют, имеют хронические заболевания).

Что же значит быть здоровым? Что такое здоровье? Мы нашли ответ в «Толковом словаре живого великорусского языка»  В.И.Даля:

 ЗДОРОВЬЕ или здравие -ср.,  состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.

Значит, «не болеть» и «быть здоровым»  - это одно и то же.

А как помочь себе не болеть? Что надо делать, для того, чтобы быть здоровым?

Для решения этой задачи есть разные пути, о которых мы сегодня расскажем.  Мероприятия по профилактике многих заболеваний просты и доступны. Они должны выполняться в каждой семье с первых дней жизни ребенка. Но если по каким-либо причинам вы не делали – не стоит отчаиваться. Начинать их можно в любом возрасте. Соблюдение режима дня, правил гигиены, полноценное питание, закаливание направлены не только на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития, но и на повышение сопротивляемости организма ребенка заболеваниям,  устойчивым к неблагоприятным факторам внешней среды.

Каждому человеку вне зависимости от того, признается ли он в этом открыто или держит свои мысли в тайне, всегда хочется подольше пожить. И обязательно сохранить при этом свое здоровье, бодрость духа, работоспособность, ясный ум. Организм человека – наиболее совершенное творение природы. Но его состояние находиться в прямой зависимости от здоровья. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни человека; его привычек, пристрастий. Как сохранить и укрепить здоровье в современном мире? В этом случае вступает в силу древняя мудрость: «Помоги себе сам», т.е. веди здоровый образ жизни.  Здоровье – это системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда, на благо общества, создания крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей. Продолжительность жизни у различных людей не одинакова, она предрасположена генетически и зависит от образа жизни самого  человека. Образ жизни – одно из составляющих здоровья. Это тот единственный фактор, на который можно повлиять человек и  очень эффективно. Очень часто именно образ жизни лежит в основе целой группы болезней. Здоровый образ жизни – это показатель культуры личности, это сохранение здоровья человека и продление его жизни. Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни,  на 15-20%  - от состояния окружающей среды, 20-25% от наследственности человека и системы здравоохранения. (Данные еженедельника «Аргументы и факты») Если образ жизни будет отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам, то возникнет высокая работоспособность, творческое долголетие и резкое снижение заболеваемости населения.                                                                                                                                                              

Окружающая среда,  как природная, так и социальная, имеет целый комплекс факторов, положительно или отрицательно влияющих на состояние здоровья человека.

 Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

 Факторы, укрепляющие здоровье. Помогает сохранить здоровье чёткий режим дня. Приём пищи, сон, гигиенические процедуры и другое лучше выполнять в одно и то же время. Благодаря чёткому режиму организм испытывает нормальную нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта и так дате. В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространённым стало слово гиподинамия. «Происходит оно от греческих слов

« гипо» - под, внизу и «динамик» - сила. Следовательно, гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка.  Это состояние превратилось характерную особенность образа жизни многих подростков. При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, накапливается избыточная масса тела, ослабевает мышечная система. Нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к различным перегрузкам, падает работоспособность. Постоянное общение с природой, помогает человеку укрепить здоровье и справиться с болезнями. Свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе ведёт к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голосе.

  Факторы, ослабляющие здоровье. Ослабляют здоровье следующие факторы: неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдения правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.

При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, может развиться стресс. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний.

2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучив материал, мы предположили, что можно болеть реже, а быть может, и вообще не болеть и решили провести ряд исследований.

2.1. Исследование №1.

Первое исследование – опрос. Были опрошены учащихся 2  классов. Им предстояло ответить на вопросы:

1) Что такое здоровье?

2)  Как помочь себе быть здоровым?

3) Кто может сохранить здоровье?

    Результаты опроса:

 1 вопрос:  «Что такое здоровье»?

«Здоровье – это жизнь, добро, счастье» - 35 учащихся.

«Здоровье - самое лучшее в жизни» - 12 учащихся.

«Здоровье – это хорошее самочувствие»– 8 учащихся.

2 вопрос:  «Кто может сохранить здоровье»?

  • «Здоровье ты должен себе сделать сам» - 31 человек.
  • «Здоровье должны сохранить родители» - 15 человек.
  • «Здоровье должен сохранить врач» - 9 человек.

3 вопрос: «Как помочь себе быть здоровым?»

Правильное питание – 19 человек.

Вовремя принимать лекарство – 15 человек.

Занятия спортом -11 человек.

Соблюдать гигиенические требования – 10 человек.

2.2. Исследование №2.

Второй метод исследования - сбор данных о состоянии  здоровья детей у школьного врача. Мы хотели узнать, какими заболеваниями чаще всего болеют учащиеся.

Результаты исследования представлены ниже (показатели заболеваемости за период с 01.2009г. по 05.2010г)

Вывод: учащиеся начальных классов часто болеют простудными заболеваниями, 226 случаев заболевания за 2 полугодие 2009/2010 учебного года.

2.3 Исследование №3 – анкетирование родителей
  2 класса (19 человек)

Следующий метод исследования – анкетирование. Оно проводилось с целью выявления частоты заболеваемости детей, методов лечения, наличия профилактических мер простудных заболеваний.  

Анкета состояла из 4 вопросов:

1) Как часто болеют дети простудными заболеваниями?

2) Каким методам лечения отдаете предпочтение?

       3) Проводите ли профилактические мероприятия и какие?

На предложенные вопросы отвечали родители учащихся 2Б класса.

Результаты:

1 вопрос: Как часто болеют дети?

   Часто болеющих детей в классе      - 12

    Редко болеющих детей  - 7

2 вопрос: Каким методам лечения отдаёте предпочтение?

Медикаментозный метод лечения  - 10

Народные методы лечения -3

Комбинированные методы лечения – 6

3 вопрос: Проводите ли Вы профилактические мероприятия?

Закаливание и спорт -8

Укрепление иммунитета – 7

Консультация специалиста – 2

Не проводятся - 2

Вывод: судя по результатам ответов, часто болеющих детей в классе – 12; родители для лечения простудных заболеваний отдают предпочтение традиционным, т.е. медикаментозным методам лечения (их -10), хотя есть и такие родители, которые традиционное и нетрадиционное лечение используют в комплексе (их – 6). Профилактические мероприятия проводят 17 семей из 19.

2.4 Исследование №4

Мы провели опрос среди своих друзей и одноклассников:

  • Опрошены учащиеся 2 классов.

1 вопрос: «Какие меры профилактики заболеваний знаете»?

Витамины, фрукты – 21 человек.

Закаливание, спорт – 18 человек.

Консультация у врача – 10 человек.

Соблюдение гигиенических требований8 человек

2 вопрос: «Какими мерами профилактики пользуетесь?»

  • Витамины – 35 человек.
  • Мёд,чеснок, лук, лечебный чай- 17 человек.
  • Травы – 3 человека.
  • Закаливание 2 человека.

2.5 Исследование №5
Анкетирование учителей начальных классов

Принимали участие 11 человек.

1 вопрос: Нужно ли заниматься профилактикой заболеваний?

Да -11 человек.

2 вопрос: Какие методы профилактики предпочитаете?

Медицинские -2 человека.

Народные - 3 человека.

Комбинированные -6 человек.

3 вопрос: Является ли закаливание и занятие физической культурой профилактикой заболеваний?

Да 11 человек.

4 вопрос: Кто Вам сможет сохранить здоровье?

Сам человек-9 человек.

Врач – 2 человека.

2.6 Исследование №6

Провели исследование « Старинные рецепты долголетия и здоровья».

Мы обратились к своим родным за информацией и узнали, что рецептов долголетия сохранилось мало, а рецептов профилактики и лечения различных заболеваний много. Мы выпустили книжки – малышки с рецептами долголетия.

     2.7 Исследование №7    «Лекарственные растения приусадебного участка».          Мы обратились к учителю биологии, а также проявили свою наблюдательность, нашли лечебные растения, которые нас окружают. Затем оформили собранные сведения в мини-проекты. Результатом работы стал альбом с мини-проектами «Лекарственные растения приусадебного участка».

   ВЫВОД.

  • Результаты нашего исследования показали, что если проводить профилактические мероприятия, то можно укрепить своё здоровье и предупредить заболевания.
  • Здоровье человека на 12% зависит от наследственности, на 17%  -  от работы медиков. Остальные 71% - в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек и  от наших усилий.

Результаты нашего исследования показали, что если проводить профилактические мероприятия, то можно укрепить своё здоровье и предупредить  заболевания.

Для того чтобы помочь себе не болеть, надо следовать некоторым рекомендациям, которые мы хотим предложить.

Мероприятия по профилактике  заболеваний просты и доступны.

  • Соблюдайте режим дня и правила гигиены
  • У вас должно быть полноценное питание
  • Закаляйтесь
  • Занимайтесь спортом
  • В период с осени по весну принимайте поливитамины, пейте противовирусные чаи.
  • А самое главное – радуйтесь жизни!

Заключение

Работа над исследованием проводилась в четыре этапа.

  • На первом этапе исследования мы ознакомилась с  научной литературой, из которой узнала новые интересные сведения о здоровом образе жизни.
  • На втором этапе мы в содружестве с руководителем проводили различные тесты, викторины и опросы.
  • На третьем этапе мы подсчитывали результаты тестов и заносили их в таблицы и графики. Каждый график или таблицу анализировали.
  • Четвертым этапом нашего исследования было обобщение всей проделанной работы. После чего мы предложила некоторые советы по сохранению своего здоровья.  

На протяжении всего исследования мы пытались ответить на волнующие нас вопросы: как ученики относятся к своему здоровью? Думают ли о нём постоянно или вспоминают лишь тогда, когда оно начинает ухудшаться?

Исследования показали, что ученики понимают смысл термина «здоровый образ жизни», но не совсем стремятся его поддерживать. Это связано с тем, что, во-первых, знания и рекомендации по здоровому образу жизни даются ученикам в категоричной форме и не вызывают положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил повседневной жизни; и в-третьих, средства массовой информации преподносят нашему вниманию нездоровый образ жизни: курение сигарет и чрезмерное употребление спиртных напитков. Видя всё это, ученики стремятся попробовать их, и у них проявляется алкогольная или никотиновая зависимость.

Исходя из всего выше сказанного, можно отметить, что современному обществу следует задуматься: «А как же сделать так, чтобы у нас было как можно меньше вредных привычек?», ведь мы не в силах справиться в одиночку, нам надо помочь!

        Работа над этим проектом была очень интересна, несмотря на то, что проводить тесты, викторины и опросы, было намного интереснее, чем обрабатывать их результаты. Так как исследования проводились впервые, возникали некоторые трудности в обработке анкет и тестов.

Проектирование следующих этапов работы над проектом:

1. Создание проектов: « Вредные привычки и здоровье».

2. Выпуск газет по здоровому образу жизни

3. Пропаганда всеми возможными средствами (создание буклетов, рекомендаций и т.д.) здорового образа жизни.

   В Интернете мы нашли самый интересный рецепт здоровья и долголетия  

 “Рецепт “Коктейля здоровья”

Возьмите стакан свежей ключевой воды, согретой светом весеннего солнца и насыщенной пузырьками свежего воздуха.

Добавьте ломтики любимых фруктов, богатых витаминами.

Перемешайте быстрым, энергичным движением.

Сверху посыпьте щепотку первоапрельского юмора.

Выпейте не торопясь, с наслаждением, делая небольшой отдых между глотками, чтобы почувствовать всю полноту вкуса.

Приятного аппетита!     Желаем вам крепкого здоровья!

           

             Список используемых информационных ресурсов

  1. Антропова  М.В. Гигиена детей и подростков. -  М.,  1982.- 80 с.
  2. Белецкая В.И. Школьная гигиена. - Спб., 2003г.
  3. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. – М.: Советский спорт, 1990.
  4. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: 1-й кл.: Учебник для четырехл. нач. шк. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – 6-е изд. испр.- М.: АСТ: Астрель, 2008. – 143, [1] c.: ил. – (Планета  знаний).
  5. Лаптев А.П. Закаляйтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.  
  6. Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. – Волгоград,  2002. – 74с.
  7. Чумаков Б.Н. Режим дня. – М., 2001.  – 34с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Презентация  к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI  века"....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров...(презентация)

Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...

Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"

Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных  правил здоровья для детей и взрослых....

Урок по оркужающему миру "Будь здоров!"

Этот урок помог  детям научиться понимать, как важно быть здоровым и сильным....