Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по зож (1 класс) на тему
Беречь и укреплять здоровье надо с детства. При переходе детей из детскогосада в школу коренным образом меняется режим работы ребёнка.
До школы основным видом деятельности малышей была игра. прогулки на свежем воздухе, ежедневно спортивный час и профилактические упражнения.
Обучающие и развивающие умственную деятельность детей упражнения проводились в течение 20 - 30 минут в свободной форме ( сидя на коврике или за партой, можно потягиваться и вставать). Такие занятия не утомляли детей, потому что учитывался двигательный режим.
Эта статья поможет организовать работу в школе, сохраняя здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Самкина Наталья Васильевна,
учитель начальных классов.
Здоровье сберегающие
технологии в начальных классах.
Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой утверждал: « Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только когда его у нас уже нет».
Беречь и укреплять здоровье надо с детства. При переходе детей из детского сада в школу коренным образом меняется режим работы. До школы основным видом деятельности малышей была игра, прогулки на свежем воздухе, каждый день - спортивный час, профилактические упражнения. Обучающие и развивающие умственную деятельность малышей упражнения проводились в течение 20-30 минут в свободной форме (сидя на коврике или за партой, можно вставать, потягиваться). Такие занятия не утомляли детей, потому что учитывался двигательный режим.
Школьный урок отличается продолжительностью по времени и организацией. Время урока 40-45 минут, на котором соблюдается дисциплина. Вынужденная статическая поза во время уроков ведет к утомлению мышц, вследствие чего у школьников появляются признаки двигательного беспокойства, нарушается правильное положение тела за партой, что приводит к нарушению осанки. Появляются тенденции сутулости. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ограничивается подвижность грудной клетки. Что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода в организм, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению, ухудшению зрения.
Как же организовывать работу в школе, чтобы сохранить здоровье детей?
В сентябре и мае проводятся 10 – минутные занятия по физкультуре на спортивной площадке до учебных занятий. В холодное и дождливое время такие занятия проводятся в кабинете перед первым уроком. Это является составной частью физкультурно-оздоровительной работы.
Ее цель - оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма в работу.
Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня и содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Физкультурные минутки - это активный отдых, который проводится на общеобразовательных уроках для того, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание детей и повысить способность к восприятию учебного материала. Для учеников начальных классов наиболее целесообразно их проведение между 15-ой и 20-ой минутой. Это 2-3 физминутки в течение каждого урока. Которые проводятся в такой последовательности: 1 и 3 физминутки для снятия статической нагрузки, укрепления мышц, правильного формирования осанки. А 2-ая физминутка проводится для снятия усталости глаз, улучшения зрения. При организации этого вида активного отдыха в указанные промежутки времени отмечается благоприятная динамика умственной работоспособности в течение урока. Во время контрольных работ, сочинений и т.д. физкультурную минутку можно не проводить.
В классах начальной школы используется массажный коврик для каждого ученика. В некоторых классах их два: один используется как массажное приспособление для мышц спины и прикрепляется к спинке стула, на втором коврике дети сидят.
Физические упражнения и организованные подвижные игры на переменах необходимы для детей младшего школьного возраста, потому что у них ежечасная потребность в движениях. Подвижные игровые перемены проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной работоспособности. Желательно эту работу проводить на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении.
На первых родительских собраниях каждого учебного года учителя проводят беседы о правильной организации режима дня школьников. Где большое внимание уделяется сознательному отношению к учебной деятельности и организации активного отдыха с посещением спортивных залов для развития физических способностей детей во внеурочное время. Это спортивные секции, танцевальные кружки и т.д.
В каждом учебном кабинете учителя следят за освещением и проветриванием. Большое внимание уделяется озеленению и эстетическому оформлению классов.
Правильное и своевременное питание влияет на состояние здоровья человека. Почти все ученики начальных классов питаются организованно в школьной столовой. Не питаются дети, имеющие кишечные и желудочные заболевания, которым предписаны диеты. Беседы о правильности питания и гигиены проводятся с детьми и на родительских собраниях.
Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, а венцом этой гармонии является радость, положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....