Эмоциональное здоровье младших школьников
статья по зож на тему

Овчинникова Светлана Робертовна

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_zdorove_mladshikh_shkolnikov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное здоровье младших школьников

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности.

Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.

Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как

  • Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
  • Понимание эмоций других людей, принятие их;
  • Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  • Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  • Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Основные принципы системы:

1. Диалогичность.

Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее.

2. Направленность на сложности.

Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям.

3. Направленность на творчество.

Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”.

4. Самораскрытие.

Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.

5. Строгий отбор впечатлений.

Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление.

Педагогические приемы:

  • Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
  • Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
  • Проведение тематических четвертей.

“Приём по личным вопросам” (Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили.).

1 класс –– обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.

2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).

3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.

4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках чтения

Представлена статья на тему" Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания"...

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...

Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника

:  эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации  снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются  вопросы о создании условий, в которых ...

Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу

Родительское собрание. Лекция "Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу"...

Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.Создан...

Эмоциональный интеллект – важная составляющая здоровья младших школьников

Сегодня многие родители считают необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В...