Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
статья
Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.
Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
Антонова М.В., учитель начальных классов
ГБОУ средняя школа №46
Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы. Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни. Современные психолого-педагогические исследования с тревогой отмечают факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учеников. Все больше и больше детей находятся в состоянии эмоциональной напряженности. Такие дети уязвимы, особенно чувствительны к предполагаемой обиде и остро реагируют на отношения окружающих. Увеличивается число детей с неврозами, а также дети с отклоняющимися формами поведения [3].
Школьный возраст — это значительный период жизни, определяющий эмоциональный мир человека и механизмы его регуляции. В контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, которые вызывают эмоциональный стресс у школьников; в будущем последствия эмоционального перенапряжения становятся устойчивыми и проявляются в образе жизни и поведении. Наступает период жизни, когда результаты эмоциональной регуляции становятся автономными: состоявшийся человек будет проявлять интерес ко всему новому и с благоговением относиться к жизни или, наоборот, трудности жизни будут способствовать формированию незрелой идентичности, становлению «неудачника», и он будет чувствовать себя беспомощным в этом мире, предопределяя для себя источники новых страхов. Сформированный тот или иной хронотоп (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, В.В. Ляудис) и история жизни определяют систему эмоциональных отношений и восприятия мира, переживание его безопасности или, наоборот, чуждости [6].
Школьная тревожность является ключевым показателем устойчивого эмоционального недостатка. Она выражается в волнении и беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения с учителями и одноклассниками, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство беспокойства в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается беспокойством. Повышенная тревожность в школе может быть вызвана ситуационными факторами, а также индивидуальными особенностями ребенка (темперамент, характер).
Неспособность учащихся справляться со школьной программой которая может быть вызвана высоким уровнем сложности, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, недостаточной профессиональной компетентностью учителя и психическим синдромом хронической неуспешности, способствует формированию и закреплению школьной тревожности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников может провоцировать регулярные повторяющиеся ситуации контроля и оценки, неблагоприятные отношения с учителями (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования и избирательное отношение к ребенку). Неадекватные ожидания со стороны родителей также играют значительную роль в закреплении тревожности [10].
Тревожность ребенка, поступающего в школу, обусловлена новой социальной ситуацией и периодом адаптации и, как следствие, усилением психического напряжения. Школа стандартизирует условия жизни ребенка, что приводит к множеству отклонений от предначертанного пути развития. Школьная тревожность среди детей-первоклассников характеризуется эмоциональным расстройством и неуверенностью за свое благополучие.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на состояние школьной тревожности учащихся на начальном этапе обучения влияют различные факторы: учебная перегрузка; неспособность ученика справиться со школьной учебной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с учителями; оценочные ситуации в школе.
Учебная перегрузка обусловлена разнообразными сторонами современной системы обучения. Во-первых, они связаны со структурой учебного года, то есть с неравномерностью распределения и смены учебной нагрузки и отдыха. Во-вторых, перегрузка может быть вызвана загруженностью ребенка учебными делами в течение рабочей недели. В-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся (особенно младших школьников) вносит существующая продолжительность урока.
Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной внутриличностного конфликта ребенка, что, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности в целом. С точки зрения школьной тревожности — это прежде всего, ожидания относительно школьной успеваемости. Чем больше родителей ориентировано на достижение высоких образовательных результатов для ребенка, тем более ребенок встревожен [4].
Неблагоприятные отношения с учителями как фактор формирования школьной тревожности являются многослойными. Во-первых, беспокойство может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого учитель придерживается. Во-вторых, завышенные требования учителей к ученикам, которые часто не соответствуют возрасту детей, могут также формировать тревожность. В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением учителя к конкретному ребенку, особенно в связи с систематическим нарушением правил поведения этим ребенком в классе.
Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации в школе оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьников, поскольку проверка интеллектуальных способностей обычно является наиболее психологически неудобной ситуацией, особенно, если она связана с социальным статусом личности. Л.И. Божович отмечает, что стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, стремление получить хорошую оценку «своих усилий, а не качество проделанной работы», в конечном итоге, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации [5].
Система обучения ребенка в коллективе сверстников включает такие факторы, которые могут оказать негативное влияние на эмоциональное здоровье ученика и привести к возникновению школьных страхов. Детские страхи, обычно простые и быстро проходящие, частично сменяются более сложными и затяжными, характерными для взрослых. В многообразии эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев и т. д.) страх младшего школьника занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональное благополучие ребенка. Этот факт отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, «особенно в таких вопросах, как охрана психического здоровья». Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки проблема страхов не нова. Школьные страхи, как и любое другое эмоциональное явление, являются динамичными, т.е. изменяются со временем и под воздействием различных внешних и внутренних факторов [2].
Когда ребенок поступает в школу, меняется его социальный статус. Это приводит к переориентации ребенка на социальные нормы и отношения. По мнению разных авторов: Н.И. Гуткиной, О.В. Хухлаевой и др. — ребенок, готовый к обучению в школе, не боится ее. Первоклассник с удовольствием входит в класс, он готов общаться с учителем, выполнять его требования, учиться чему-то новому, соответствовать требованиям школы. Однако особенности учебного заведения, взаимодействие учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и могут проявиться школьные страхи.
А.И. Захаров на основании наблюдений выявил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» [8].
В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.
В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.
В период второго-третьего года обучения на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. В четвертом классе появляются страхи «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу».
Сохранение эмоционального здоровья школьников — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются: снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика; развитие умения понимать и выражать свои эмоции [7].
Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с младшими школьниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка — учителем и родителями. Реализация данных задач является основой для организации всей деятельности школьного психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной [9].
Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы школьников.
Психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по сохранения эмоционального здоровья младших школьников включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми [1].
Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в младшем школьном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных и адекватных методов работы школьного психолога для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей [11].
Для обеспечения психологических условий благоприятных для сохранения эмоционального здоровья младших школьников необходимо обучение педагогов навыкам конгруэнтной коммуникации, которые в наибольшей степени способствуют разрешению педагогических ситуаций, созданию ситуации успеха у школьников, благоприятного психологического климата в классе, атмосферы доверия и сотрудничества.
Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок — взрослый» базируется на идеях принципах гуманистической психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечений системы психолого-педагогических условий позитивного личностного развития ребенка.
Наиболее эффективна в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьника специально составленная программа, которая компелирует в себе различные методы и техники психологической коррекции.
Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.
Задачи программы:
— снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
— снижение уровня агрессивности;
— снижение психоэмоционального напряжения;
— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;
— развитие умения понимать и выражать свои эмоции;
— обучение приемам релаксации;
-обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.
В качестве основы при разработке программы нами были использованы элементы психогимнастики, которая является одним из основных методов работы школьного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы.
Структура занятий:
- Вводная часть – ритуал приветствия.
- Основная часть – основные упражнения.
- Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.
Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья у детей
младшего школьного возраста
Занятие 1. А вот и МЫ.
Цель: знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы.
Вводная часть. Слово ведущего. Правила работы в группе. Знакомство.
Основная часть. Имя оживает. Ласковое имя. Рисунок своего имени.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 2. Я люблю…
Цель: формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Переходы. Разыщи радость.
Основная часть – основные упражнения. Рисование на тему: «Я люблю больше всего…» Танцевальный этюд «Подари движение».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 3. Настроение.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Настроение.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнечный зайчик». Рисование на тему «Мое настроение». Упражнение «Тренируем эмоции». Передай улыбку другому.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 4. Сказочная страна «Радость».
Цель: Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Радость можно выразить жестом.
Основная часть – основные упражнения. Зоопарк. Как доставить радость другому человеку? Медвежата выздоровели (этюд на выражение радости). Собираем добрые слова.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 5. Путешествие по стране «Грусти».
Цель: Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Имя шепчут волны.
Основная часть – основные упражнения. Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне». Скульпторы.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 6. Злость.
Цель: обучение пониманию чувства злости у других людей.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд для выражения гнева «Злой пес». Конкурс хвастунов.
Основная часть – основные упражнения. Работа со сказкой Е. Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились». Рисунок по сказке.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 7. Обида.
Цель: обучение пониманию чувства обиды.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Передай Эмоцию. Отдыхалка.
Основная часть – основные упражнения.
Лесовичок и его внучок. Обиженный кустик. Рисунок на тему «Моя обида».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 8. Мои чувства.
Цель: обучение детей способам владения чувствами.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд «Разные настроения».
Основная часть – основные упражнения. Золотая книга сказок. Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева) [12].
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 9. Новичок.
Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Скучно, скучно так сидеть.
Основная часть – основные упражнения. Комплименты. Дракон кусает свой хвост.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 10. Ласка.
Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Миниконкурс «Назови и покажи».
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Страшный зверь». Рисование по приведенному этюду. Этюд «Ласка». Минута шалости. Комплекс «Волшебный сон».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 11. Общая история
Цель: помощь детям в выражении своей индивидуальности; обучение высказыванию своих мыслей; обучение адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.
Основная часть – основные упражнения. Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории». Иголка и нитка.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 12. Волшебный лес.
Цель: обучение способам передачи эмоционального состояния героя; развитие способности понимать чувства другого.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Ежик» и «Тропинка». Рисование на тему «Волшебный лес». Упражнение «Танец». Этюд «Ежики смеются».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 13. Я все люблю.
Цель: создание положительного эмоционального фона, помощь в восприятии красоты окружающего мира.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Утро». Этюд «Радость». Этюд «Шарик». Рисование по темам. Этюд «Я всё люблю».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 14. Солнце в ладошке.
Цель: подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений, развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Мальчик (девочка) — наоборот.
Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнце в ладошке». Этюд «Просто так». Клеевой дождик. Идем за синей птицей! Встреча сказочных героев.
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Занятие 15. Правила Дружбы.
Цель: развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Найди друга. Секрет.
Основная часть – основные упражнения. Цветик-семицветик. Рисование на тему «Новоселье». Правила дружбы. Релаксация «Улыбка».
Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.
Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю. В программе использованы игры, упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л., Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И.
Список литературы
1. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер. Психология. – 2008. - №1. – С. 18
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Моногр. – СПб., 2002.
3. Безруких М.М.. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. – 2003. – №1. – С. 104-113.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
6. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. – Начальная школа. – 2004. – №4.
7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
8. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. – М., 1985. – С. 56–65.
9. Куликова Т.И., Декина Е.В. Психологическое обеспечение деятельности классного руководителя по развитию личности и индивидуальности учащихся. – Тула: Левша, 2008. – 88с.
10. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994. – С. 42–47.
11. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-62009-1453969420.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-93791-1351170618.jpg)
Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения
Из опыта работы учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186299-1358923917.jpg)
Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников.
Выступление на ШМО о необходимости сохранеия здоровья учащихся....
Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372605-1387826353.jpg)
Эмоциональное здоровье младших школьников
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/22/picture-1044750-1529665887.jpg)
Статья «Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»
В статье говориться о формировании навыков чтения на начальном этапе, о трудностях при обучении, о способах преодоления данных трудностей...