Культурные растения - помощники человека
план-конспект занятия по зож (1 класс) на тему
Интегрированое занятие по модулю "Разговор о правильном питании" с содержанием предмета "Окружающий мир" в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._bnv.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Культурные растения – помощники человека.
Цель урока:
создание условий для формирования знаний о разнообразии культурных растений и их особенностей, о значении овощей в жизни человека и их витаминных свойствах.
Познавательные УУД:
-формировать знания о разнообразии культурных растений и их особенностях;
- дать учащимся представление о значении овощей в жизни человека;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
- высказывать свои предположения на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
Коммуникативные:
- формировать умение договариваться друг с другом, находить общее решение;
- развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы;
- развивать умения слушать и понимать других;
Личностные:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- определять правила работы в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
1.Организационный момент.
Дети рассажены на 3 группы.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке окружающего мира мы изучим новую тему и поговорим о правильном питании. Знакомьтесь, к нам пришли гости – это знакомые нам Марина Сергеевна, Катя, Дима. (В роли тёти Марины Сергеевны - мама Антонова Кости, а в роли остальных героев – ученики 5 класса).
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Ребята, посмотрите на экран. Вы видите, что растения делятся на две группы. (Слайд №1). Какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным? (Культурные растения выращивает человек, а дикорастущие растут в природе сами по себе).
-Правильно, молодцы. Остановимся на культурных растениях. (Слайд №2). Культурные растения бывают садовые, огородные и полевые. Почему их так назвали? (Садовые растения растут в саду, огородные – в огороде, полевые – в поле).
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. (ЭОР). Вы видите три колонки: садовые, огородные и полевые растения. Вам нужно данные растения распределить так: первая команда выискивает садовые, вторая – огородные, третья – полевые. (Дети по очереди выходят к интерактивной доске и распределяют растения на группы).
- Молодцы! Скажите, а зачем человек выращивает культурные растения? (Употреблять в пищу, кормить животных).
- Могу ли я сказать, что культурные растения - помощники человека? (Да).
- Ребята, определите, пожалуйста, какая сегодня тема урока? (Культурные растения – помощники человека).
- Какие задачи поставите при изучении новой темы?
(Узнать, как помогают человеку культурные растения).
-Мы сегодня будем говорить только об одной группе, об овощах. Назовите их ещё раз. (Свёкла, морковь, капуста, репа, лук). (Слайд №3).
3. Совместное открытие знаний о репе.
3.1 Просмотр фрагмента мультфильма «Репка».
- Об одном из таких овощей сейчас пойдёт речь. Ребята, посмотрите известную вам сказку «Репка». (Идёт просмотр мультфильма).
- Посмотрите, какая огромная репка выросла. Зачем деду и бабке такая репка? (Чтобы всем хватило её попробовать. Чтобы всех накормить).
3.2 Исследовательская работа.
- Ребята, посмотрите, какая репа выросла у тёти Нины. (Тётя Нина показывает).
- Какими же свойствами обладает репа? Я предлагаю вам провести исследование репы. Результаты записать в таблицу на карточке. (Приложение №1). Прочитайте, какие свойства репы будете исследовать. (Читают).
-На экране есть слова, которые вам помогут определить вкус и запах. (Слайд № 4). На столах стоят тарелочки с приготовленными кусочками репы. Попробуйте их и результаты запишите в таблицу.
Дети проводят исследовательскую работу: определяют форму цвет, запах и вкусовые качества репы. После выполнения работы участники команд совещаются, выбирают того, кто будет представлять их команду. Затем выступления избранных заслушиваются.
- Ребята, кому понравилась репа?
3.3 Беседа о полезности репы.
- Ребята, а Марина Сергеевна вам сейчас расскажет много интересного о репе.
Марина Сергеевна:
-Репа в русской кухне была самым основным овощем и доступным продуктом. Отсюда и пошла поговорка: «Проще жареной репы». По сравнению с другими овощами, только репка не теряет свой вкус и витамины до весны. Поэтому весной вы можете найти в ней много витаминов. Витамин А полезен для роста и зрения. Витамин В помогает работе сердца. Витамин С защищает от простуды, укрепляет организм. А ещё в репе много минеральных веществ, которые необходимы для роста и развития детского организма. (Во время выступления Тётя Нина показывает изображение репы на доске и прикладывает к ней таблички с названиями витаминов А, В, С и минеральных веществ). Репой не только кормились, но и лечились. У репы срезали верхушку, делали углубление, заливали мёдом. Получался сироп, который пили при гриппе. (Показывает получение сиропа).
Учитель:
Испокон веку на Руси сажали этот овощ и поэтому русские люди были физически крепкими и сильными. Репа была самым главным овощем, пока не появился картофель. Поэтому про неё были придуманы поговорки, пословицы, сказки. Одну сказку вы уже услышали, а вот ещё одна: «Вершки и корешки». (Слайд №5).
-А сколько разных блюд можно приготовить из репы. «Репница» - старинная похлёбка из репы. Репа, запеченная в печи, репа пареная, каша из репы, репа фаршированная, репа – начинка для пирогов. (Слайд № 6).
4. Динамическая пауза. Танец овощей.
- Ребята, а к нам ещё пришли гости. Встречайте! (Звучит хороводная мелодия. Появляются дети в костюмах овощей и проводят динамическую паузу).
Свёкла:
Кто я? Свёкла гладкая,
Вкусная и сладкая!
Упражненье начинаем –
Свои мышцы укрепляем.
Морковка:
У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.
Лук:
Когда людей сразит недуг,
Все вспоминают: Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
Капуста:
Я весёлая капуста!
Чтобы не было вам грустно
И здоровье было крепким,
Вот мои советы, детки:
Вы попрыгайте немножко
Раз! Два! Три!
А потом на правой ножке –
Раз! Два! Три!
А затем на левой ножке –
Раз! Два! Три!
И похлопайте в ладошки –
Раз! Два! Три!
Потянитесь! Улыбнитесь!
Молодцы! Теперь садитесь!
5. Открытие знаний о пользе овощей.
5.1 Сообщения детей.
- Ребята, давайте послушаем, что нам о себе расскажут эти овощи.
Морковка:
-Я – морковка – краса, длинная коса. Во мне содержатся витамины А, В, С и
разные минеральные вещества. (Показывает их на своём наряде).
Чтобы были хорошими зубы и зрение
Чтобы волосы, кожа
Была – загляденье,
Съешь морковку без промедленья.
- А знаете, почему я оранжевого цвета? А оранжевая я оттого, что во мне есть каротин. Это такое оранжевое вещество. Каротин замедляет старение.
Капуста:
- Меня называют царицей овощей. Меня ел ещё первобытный человек.
Во мне есть витамины А, В, С и минеральные вещества. Я помогу тебе при весенних недомоганиях. Стоит приложить мой лист к ожогу, ране или к голове, как тут же боль пройдёт.
Свёкла:
-Я – свеклушка – девица – краснушка. Ещё в древности девушки с помощью меня наводили румяна. И сейчас меня используют в косметике. Можете есть мой корнеплод, и листья тоже полезны. Во мне много сахара, витаминов В, С и минеральных веществ.
Я улучшу твою память, успокою нервы,
Укреплю сердце, сосуды,
Вылечу простуду.
Лук:
- Обо мне говорят: «Лук от семи недуг». Во мне есть вещества, которые защищают вас от болезней. Эти вещества очень сильно пахнут и вызывают слёзы, когда вы чистите меня.
5.2 Беседа «Где найти витамины весной».
- Ребята, вы сейчас услышали, чем полезны овощи. А где же их взять весной?
(Можно купить в магазине, дома в подполе или в погребе, в холодильнике).
- Весной, ребята, можно есть те овощи, которые вы заготовили с осени: в сыром виде, замороженные, сушёные. В них сохранились витамины и минеральные вещества, необходимые для нашего организма весной.
-А ещё овощи можно вырастить на подоконнике, например, лук, огурцы, петрушка, укроп. (Слайд № 7).
5.3 Викторина «Овощная».
-А сейчас мы проверим, всё ли вы знаете об овощах, и проведём викторину.
Вопросы :
- Название этому овощу придумали жители древнего Рима. Они решили, что он похож на голову, а голова на их языке означала «капут». Что это за овощ? (Капуста).
- Какой овощ содержит большое количество витаминов роста и полезен для глаз? (Морковь).
- Она бывает белокачанная, брюссельская, савойская, кольраби, листовая – это… (Капуста).
- В этом овоще много полезных веществ, которые могут бороться с микробами болезней. Поэтому полезно ставить у кровати больного тарелку с нарезанным овощем. (Лук).
- В земле сидит, хвост вверх глядит, можно из неё сахар добыть, а можно борщ сварить. (Свёкла).
- Самая овощная сказка в литературе. («Приключения Чиполлино», Джанни Родари).
-Этим овощем не хотел делиться с медведем дед в сказке «Вершки и корешки». (Репа).
- Что важней всех овощей для винегретов и борщей? (Свёкла).
- Картофель раньше на Руси не знали. Его заменял другой овощ. Его пекли в печи, ели сырым. (Репа).
- Этот овощ в Португалии считают фруктом. Португальцы даже варят из него варенье. (Морковь).
-Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).
Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).
-Молодцы, справились с заданиями.
6. Практическая работа.
-Ребята, сегодня мы говорили о разных овощах, но более подробно – о репе. Я предлагаю вам приготовить блюдо из репы. Для начала протрите руки влажной салфеткой. (Пока дети протирают руки, родители застилают столы клеёнкой и ставят на столы заготовки).
- У вас на столах есть заготовки, сделанные родителями. Это потёртая на тёрке репа и морковь, а также изюм, мёд и сок лимона. Попробуйте приготовить салат из данных ингредиентов, придумайте ему название. (Рецепт салата. См. приложение №2).
После приготовления ребята представляют своё блюдо.
- А теперь разложите свой салат по тарелочкам и попробуйте, что у вас получилось.
- Понравились ли вам ваши салаты? (Ответы детей).
7. Обобщение и подведение итогов.
-Посмотрите, сколько вы сейчас употребили витаминных продуктов. Пополнили ли вы свой организм витаминами?
- Трудно ли было приготовить эти салаты?
- А кому захотелось дома самому или с родителями ещё что-нибудь приготовить из овощей?
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Выполнили ли мы те задачи, которые поставили вначале урока?
(Да. Овощи помогают нам быть сильнее.
Мы узнали, что в овощах много витаминов и минеральных веществ.
Когда мы едим овощи, то становимся здоровее).
- А теперь посоветуйтесь и продолжите, пожалуйста, предложение:
Мы учились …,
Мы узнали…,
Мне помог …,
Мы вместе….
(Слайд № 8).
9. Домашнее задание.
- Я могу вам посоветовать дома посадить в баночку с водой или с землёй лук. И через некоторое время у вас будут свои витамины на подоконнике.
Использованная литература:
1. Вахрушев А. А. Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – Москва, Баласс, 2012. -320 с.
2. Безруких..М.М., Т.А.Филиппова, Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007 г. – 80 с.
3. Безруких,.М.М., Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-72 с.
4. http://www.youtube.com/watch?v=KDcK12vHO9Y ссылка на мультик
5. Электронно-образовательный ресурс. ЭОР создан в программе Notebook.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глаза - главные помощники человека (урок здоровья)
Архивы содержат конспект урока, музыкальный файл к презентации и презентацию....
Внеклассное занятие "Глаза - главные помощники человека"
Для того, чтобы быть здоровыми, нужно хорошо знать свое тело и любить его.Приобщение к здоровому образу жизни, выработка навыков гигиены зрения,выработка особого мнения о здоровом образе жизни чело...
Занятие по внеурочной деятельности. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"
Внеурочная деятельность. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"...
Урок: "Глаза - главные помощники человека".
Цель: изучить строение органа зрения и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение.Задачи: 1. выявить главные причины ухудшения зрения; 2. разработать советы по улучш...
Глаза - главные помощники человека.
Классный час о сохранении здоровья обучающихся....
Проект "Насекомые- помощники человека"
Представленная мною разработка занятия является одной из частей проекта “ Насекомые”. В него входят следующие части:Парад насекомых ( жизненный цикл, питание, место обитания, органы чувств, поведение ...
Глаза - главные помощники человека.
урок разработан по предмету ОЗОЖ в рамках медико-гигиенического раздела...