Действую предосторожно
план-конспект занятия по зож (2 класс) на тему
Занятие по тетради Дзятковской "Учусь учиться" во 2 классе. Тема: Действую предосторожно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_tetradi_uchus_uchitsya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
Учусь быть взрослым: Действую предосторожно.
Задачи:
1. Развивать мотивацию на формирование умений экологически безопасного поведения в природе.
2. Формировать умение предвидеть последствия своих действий в окружающей среде, проявлять предосторожность.
3. Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью, здоровью своих близких и друзей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы.
-Ребята, нам пришло послание. Давайте прочитаем, что в нём и от кого оно. СЛАЙД №1.
«Здравствуйте, ребята!
Недавно я вновь побывал на вашей планете с целью навестить Лиса. Но оказалось, что человек загрязнил воду и воздух вредными отходами от заводов, автомобилей и мусором. В этих условиях я почувствовал себя плохо, начал чихать, кашлять. И мне пришлось вернуться на свою маленькую планету, так и не встретившись с Лисом.
Поэтому, ребята, выясните пожалуйста и сообщите мне, как можно сохранить здоровье в таких опасных условиях. Как надо действовать предосторожно, чтобы не заболеть.
Заранее вам благодарен,
Маленький Принц.»
- Отчего заболел Маленький Принц? (Оттого, что загрязнены вода и воздух).
- С какой просьбой он обращается к вам?
- Значит, что нам придётся выяснить на уроке?
(1. Как можно сохранить здоровье в условиях загрязнения окружающей среды. 2. Как действовать предосторожно, чтобы не заболеть.)
На доске появляется тема занятия: «Действую предосторожно».
- Как понимаете «действовать предосторожно»? (не делаю то, что опасно для здоровья). СЛАЙД №2.
3. Раскрытие проблемы.
- Начнём выяснять, какие действия могут привести к ухудшению здоровья.
3. 1. Действую предосторожно, если загрязнён воздух.
Посмотрите на фотографии двух городов. СЛАЙД №3. В каком бы городе вы согласились жить? Почему? (Чистый воздух).
- Но не всегда загрязнённый воздух можно заметить невооружённым глазом.
Как вы думаете, в нашей местности проживания чистый воздух? (Не всегда)
- В какое время воздух особенно загрязнён? (Пожары в степи, зимой время отопления печей.)
-Зимой во время отопления печей дровами и углём в воздух с дымом попадают сажа и вредные вещества. Эти вещества обладают раздражающим действием на слизистую оболочку носа, гортани и бронхов. Вызывают кашель и слезоточивость. СЛАЙД №4.
- Поднимите руку, кто в этом году болел простудными заболеваниями: кашель, насморк?
- Как вы думаете, связано ли это с загрязнением воздуха вредными газами?
Проделаем опыт «Пламя загрязняет воздух».
(Зажечь свечу. Горит пламя. Подержать над пламенем свечи на расстоянии 1-2 см стекло или фарфор или любой предмет который не расплавится. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти)
- Точно также, дым от сгорания угля и дров, попадая в органы дыхания, делает их слабыми и тогда органы дыхания легко поддаются заражению инфекцией.
-Как вы думаете, а табачный дым загрязняет воздух?
- Значит, тот кто курит, тоже вдыхает ядовитые вещества с дымом, тем самым делает свои лёгкие слабыми и больными.
-Поэтому важно себя обезопасить. Как? ( Нельзя курить и дышать табачным дымом. Профилактика: в период эпидемии – полоскание раствором соды. Во время, когда в воздухе сильная концентрация этого дыма, стараться меньше быть на улице). СЛАЙД №5.
- А ещё можно делать дыхательную гимнастику «Любимый носик». Цель гимнастики: научиться дыханию через нос, профилактика простудных заболеваний.
Дыхательная гимнастика «Любимый носик».
А сейчас без промедленья
Мы разучим упражненья.
Их, друзья не забывайте
И почаще повторяйте.
1. Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох – и обратно
Пальцы сами просятся.
2. вдохни одной ноздрёй,
А выдохни другою.
Попеременно ноздри закрывай.
И насморк скоро убежит.
Ты так и знай!
3. дай носу подышать. На выдохе мычи.
Звук «М» мечтательно пропеть старайся.
По крыльям носа пальцами стучи
И с радостью при этом улыбайся!
Сделайте вывод: если……….., то………(если не будешь дышать загрязнённым воздухом, то меньше будешь болеть.)СЛАЙД №6.
- Рассмотрите, как безопаснее убирать мусор? (на фотографии сжигание мусора и вывоз мусора ) Почему? СЛАЙД № 7.
- Костры – источник опасных ядов. Поджигая мусор или сухие листья на огороде, а также степные пожары весной добавляют в воздух огромное количество ядов. СЛАЙД №8.
А мусор из синтетических материалов: полиэт.мешки, пласт.бубылки при сгорании выделяют такой яд, от которого нет противоядия (т.е. лекарства). И если попадают в организм человека, вызывают очень опасные заболевания. СЛАЙД №9.
После вдыхания такого воздуха в течении 5 мин. Ухудшается память и внимание. И восстанавливаются через 40 дней. Значит ухудшается ваша успеваемость.
Так можно ли поджигать костры и стоять возле них и дышать дымом?
Сценка.
Автор. Коля любил по утрам есть бутерброд с копчёной колбасой.
Коля: (достаёт из холодильника колбасу) Где моя любимая колбаска копчёная? (Достаёт. Нарезает. Ест.)
Коля: (Смотрит на часы.) Пора в школу.
Автор: Прошло время. Коля вернулся из школы. Следом появляется сестра Оля. Она приехала с дачи.
Оля: Коля, мы сегодня на даче у бабушки жарили шашлыки. Я и вам привезла.
Коля: Шашлыки! Мои любимые. (радостно. Ест.)
Оля: Оставишь папе и маме. Много шашлыков есть вредно.
Коля: (ест и забывает, что говорила Оля) Какие вкусные были шашлыки. Ой, а папе и маме я не оставил.
Автор: Прошло время.
(появляется доктор. Коля держится за живот)
Доктор: На что жалуетесь?
Коля: Живот болит. Тошнит.
Доктор: Что ели?
Коля: Утром бутерброд с копчёной колбасой. Вечером-шашлык.
Доктор: Всё понятно, голубчик! Детям есть копчёную пищу нельзя! Понятно! Больного я срочно госпитализирую в больницу. (Говорит сестре.)
-Немного порассуждаем. Что произошло сначала, а что потом? СЛАЙД №10. (Сначала Коля ел копчёные продукты, а потом заболел.)
-Почему он заболел? ( копчёную пищу есть детям нельзя, потому что она готовится на дыму и в ней накапливаются ядовитые вещества.)
- Что ещё может быть источником загрязнения воздуха? (Автомобили. СЛАЙД №11. В выхлопных газах автомобиля находится огромное количество ядовитых веществ. Тяжёлые металлы причина плохой учёбы ребёнка. Если в организм ребёнка попадает свинец, он плохо решает задачи, запоминает материал. )
- Как себя обезопасить от попадания этих веществ в организм человека? ( Держаться подальше от транспорта. Стараться , чтобы эти газы не вдыхать.)
- Растения, растущие вблизи дороги, впитывают хорошо в себя вредные вещества. Употреблять их в пищу их вредно.
Физ. минутка.
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И снова все движенья мы снова повторяем.
3.2. Атмосферные осадки бывают загрязнены.
- В природе есть природный очиститель воздуха от ядов. Это снег. Вспомните, как выглядит снег, когда он только падает на землю. И снег – в конце зимы. ( становится чёрным)СЛАЙД №12.
- Он, как губка, впитывает загрязнители.
Опыт: «Почему снег становится грязным?»
Учитель показывает снег, выпавший в начале зимы, и снег, пролежавший какое-то время. Дети наблюдают момент таяния снега и замечают, что вода, образовавшаяся от таяния снега чистого и грязного одинаково грязная. После этого делают вывод, что нельзя есть снег, даже если он кажется чисто белым.
- Когда такой снег растает, ядовитые вещества попадут на землю. А весной ветер поднимает пыль с земли, мы страдаем от аллергии, кашля, слабости. Почему? (В пыли ядовитые вещества от растаявшего снега остаются.)
- Как действовать, чтобы себя обезопасить? ( Вывозить снег, особенно в городах, где сильная загрязнённость. Когда бывают пыльные бури, прикрывать рот и нос от пыли платочком, закрывать в доме форточки.) СЛАЙД №13.
- А теперь представим лето. Кто любит побегать под дождём?
- А теперь послушайте рассказ «Страшный дождик» (читает ученик наизусть).
Собрались на небе тучи, и полился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет и человеку в жаркую погоду угодить под дождик – одно удовольствие. А что вымокнет не беда – просохнет рубашка. Она и высохла. Хозяин глазам не поверил. Из новой она превратилась в старую , в мелких дырочках как решето. Листья на деревьях и трава пожелтели. Вот так дождик! Страшный дождик. Опасный дождик. Ядовитый.
- такие дожди называется кислотные. В его каплях содержится кислота. Поэтому и испортилась рубашка. А на здоровье может повлиять такой дождь?
-какой сделаем вывод? (Если…….., то…………)СЛАЙД №14.
- Как надо действовать, чтобы не навредить себе? ( НЕ бегать под дождём, чтобы «вырасти», носить гол.убор, зонтик)СЛАЙД №15.
Не всегда осадки бывают чистые. Можно ли для питья использовать дождевую воду или растаявший снег?
3.3. Действую предосторожно, если загрязнена вода.
Опыт. «Определение питьевой воды»
(3 стакана с водой: кипячёная, из под крана, растаявший снег).
- Перед вами 3 стакана с водой. Какой бы из них вы выбрали для питья? Почему?
СЛАЙД №16.(Рисунки детей: пьёт из-под крана, из чайника)
-Кто из ребят действует безопасно? Почему?
- При кипячении воды из неё улетучиваются ядовитые вещества.
СЛАЙД №17 А если вы на природе, какую воду можно пить? (бутылочная вода)
СЛАЙД №18. Из какого водоёма можно пить воду?
СЛАЙД №19. Речную воду нужно кипятить 2 -3 мин.
- Вода из «цветущих» водоёмов нельзя пить даже прокипячённой.
СЛАЙД №20. Можно пить только из родника, но быть внимательным, нет ли выше этого родника свалки. Кладбища. Почему? ( Оттуда по склону могут с дождевыми и талыми водами стекать к роднику нечистоты.)
Сценка.
Однажды Лена и Миша в воскресенье поехали в лес по грибы. До леса ехали на автобусе. Вот автобус остановился.
Лена: Приехали.
(Выходят из автобуса)
Миша: Смотри, я первый нашёл гриб.
Лена: Не рви его. Ты что не знаешь, что нельзя собирать грибы у дороги. Пойдём подальше от дороги.
Миша: Ерунда! Глупости! Смотри, вот ещё один. (срывает). Лена, иди сюда, здесь целая семейка грибов.
Лена: Ну. И собирай здесь, а подальше в лес пойду.
Прошло время. Дети, насобирав грибы, возвращаются к остановке.
Миша: Лена, как пить хочется!
Лена: терпи. Доедем до дома – попьёшь.
Миша: (уставший) я не могу терпеть, а вон и озеро. (Незаметно от Лены подбегает к нему и пьёт).
Лена: (Оттаскивает его) Ты что наделал! Нельзя пить воду из водоёма.
Миша: Как легко стало.
Миша: Бежим, автобус. (садятся в автобус, едут.)
Миша: Ой, ой, ой. Как живот болит. Ой, мне плохо. (падает без чувств.)
-Ребята, какие действия делал Миша необдуманно? СЛАЙД №21.
(Сначала пил загрязнённую воду, потом у него заболел живот, потому что в воде вредные вещества.
-Если он съест грибы собранные, то может отравиться. Потому что у дороги грибы рвать нельзя. Они впитывают в себя яд от выхлопных газов).
3.4. Составление ответного письма для Маленького Принца.
Вывод: Как нужно действовать в условиях загрязнённой окружающей среды, чтобы не заболеть? (предусмотрительно)
-Что значит предусмотрительно? (не делать то, что опасно для здоровья.) СЛАЙД №22.
-Сейчас мы попробуем дать ответ на вопрос Маленького Принца.У вас на столе листочки. На них нужно нарисовать знак, в каких случаях надо быть осторожным. Каждый участник за столом договаривается, что он нарисует. Рисунки не должны повторяться.
Затем эти рисунки объединяются в одно послание, наклеиваются на большой лист бумаги.
4. Итог занятия.
Что же мы сегодня выяснили? (Как действовать, чтобы себя защитить от загрязненённой окружающей среды, чтобы не заболеть).
А кто же загрязняет природу? (Человек)
Значит, что ещё может сделать человек, чтобы страдать от загрязнения? ( Все изобретения человека должны быть безопасны для природы.)
5. Рефлексия.
Сейчас вы сами себе поставите отметку:
5 – я всегда поступаю предусмотрительно.
4 – я поступаю предусмотрительно, но иногда поступаю необдуманно.
3 – я часто сначала сделаю, а потом понимаю, что так не надо было делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе "Порядок действий в сложных выражениях с действиями первой и второй ступени"
Урок математики по системе Л.В. Занкова во 2 классе составлен по учебнику И.И. Аргинской. Тема: "Порядок действий в сложных выражениях с действиями первой и второй ступени". Урок соответствует д...
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
Меры предосторожности при гололёде и гололедице (занятие по обж)
Перед зимними каникулами рекомендую провести такое занятие. Проходит весело и запоминающеся....
«Меры предосторожности и правила поведения на льду»
С целью повышение эффективности работы по обеспечению безопасности и уменьшению возникновения опасных случаев на водных объектах в зимний период в 3 классе прошёл классный час на тему «Меры пред...
Беседа на тему: «Меры предосторожности при нахождении взрывоопасных веществ»
Беседа на тему: "Меры предосторожности при нахождении взрывоопасных предметов"...
«БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ» : меры предосторожности на воде.
БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ! Безопасность на воде!Как известно, купание не только доставляет удовольствие, но и служит хорошим средством закаливания организма. Но необходимо помнить, что небрежность, бал...
Профилактике гриппа, простуды, ОРВИ и COVID-19. Меры предосторожности и способы предотвращения простудных заболеваний.
Презентация подготовлена для проведения классного часа или родительского собрания дистанционно, онлайн для профилактики гриппа, простуды, ОРВИ и короновируса. В презентации подробно указаны меры пред...