Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
методическая разработка по зож (4 класс) по теме
Применение здоровьесберегающих технлогий в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Дубанич И.Н.,
учитель начальных классов
Творческое оживление в системе образования, которое характеризуется внедрением в образовательный и воспитательный процесс новых технологий с позиции гуманизации образования, личностно – ориентированного обучения, позволяет по – новому взглянуть на проблемы современной школы и с точки зрения образовательного процесса и с позиции сохранения и укрепления здоровья.
Школу, которая осуществляет свою деятельность по развивающему обучению, должна интересовать не только успеваемость, какой процент качества учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и что чувствует ученик, о чем думает, как относится к себе и другим. А также , развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей.
Проблема здоровья детей сегодня актуальна. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым, кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.
Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащихся и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Сохранение здоровья учащихся во многом зависит от организации создания таких условий школьной среды, которые способствовали бы формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся.
Цель - выявление санитарно – гигиенических, психологических и дидактических условий обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
- Раскрыть факторы, которые влияют на состояние здоровья учащихся.
- Наблюдать и оценивать состояние здоровья учащихся.
- Отобрать, апробировать и систематизировать активные формы учебной и во внеурочной деятельности, направленные на сохранения здоровья.
Общее представление о здоровье ребенка
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие физических дефектов и болезней».
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».
В. И. Дубровский
С учетом социальной сущности человека здоровье определяют и как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды». К этому следует добавить, что максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям.
Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:
- наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья в дошкольном и школьном возрасте;
- уровень физической подготовленности;
- нервно – психическое развитие ребенка;
- уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
- адаптация к меняющимся внешним условиям;
- улучшение состояния здоровья.
Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно – духовного организма.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Педагоги, без участия врача, самостоятельно могут определить незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка.
Если у него имеется хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то такого ребенка можно отнести к группе ослабленных:
- Заболеваемость. Часто болеет (в течение года 4 и более заболеваний).
- Зрение. Быстро утомляется зрение. При письме или чтении ребенок низко наклоняется над книгой (тетрадью), наклоняет голову влево (вправо), старается смотреть одним глазом, часто трет глаза, прищуривается, плохо видит написанное на доске.
- Осанка. Привычка стоять (сидеть), наклонившись влево (вправо), стоять и ходить на полусогнутых ногах. При длительном стоянии старается опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед. Плечи опущены вперед, спина горбится.
- Стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах, иногда в спине, пояснице. Во время игры часто останавливается, старается сесть, долго не может стоять. При беге и прыжках неестественно раскачивается, «косолапит».
- Двигательная подготовленность. После выполнения даже самой легкой работы в течение 3 – 5 минут устает, резко снижает скорость движения, при беге переходит на шаг, во время подвижных игр устраняется от игры и отходит в сторону.
- Эмоциональность (повышенная или пониженная). Часто и без видимой причины раздражается. Внезапно возникает беспричинный смех или слезы, не может «усидеть на месте» или, наоборот, впадает «в спячку» и подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку.
- Отклонения в длине (росте) или весе тела.
Знание выявленных критериев позволяет установить не только состояние здоровья детей, но и установить зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем физического здоровья. Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в процессе роста и развития. Совокупность всех признаков организма формируется под влиянием наследственной природы человека и окружающей среды. Доля влияния наследственных и факторов среды, формирующих особенности физического развития, может значительно колебаться.
Факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся в образовательной среде
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. В то же время дошкольному и школьному возрасту свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Наряду с неблагоприятными факторами среды, существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся и учителей, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно – психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами.
Среди причинно – следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить:
- интенсификацию учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований при организации учебного процесса;
- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы. Взрослые, тяготеющие к излишне устойчивым принципам и критериям, препятствуют свободному развитию ребенка. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т. е. здоровой. Педагогическая валеология, развиваемая учеными Г.К.Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П.Петленко, Л.Г.Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей.
Н.К.Смирнов сформировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровье сберегающих условий в образовательном учреждении» ОУ (школы, дошкольные учреждения, специализированные школы) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования.
Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди них:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и
перерывов);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
- санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения,
температурное соответствие, чистота и т.д.);
- двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Роль педагога в сохранении и укреплении здоровья детей
Ребенок всегда прав. Неправым может быть только
взрослый, чья программа ребенку не интересна.
И.Сеченов
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять психическое здоровье детей в норме. Учитель должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Педагогу надлежит направлять свое внимание на внутреннее ощущение детей. Опытный учитель умеет приемами преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность учащихся.
Актуальным является вопрос о состоянии здоровья самого педагога, об отношении учителя к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения?
Пытаясь установить связь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами ЗОЖ;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- личным примером учить школьников заботиться о своем здоровье и
здоровье окружающих людей.
Все эти умения тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинского работника и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей ЗОЖ необходимо решение трех проблем:
- Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения.
- Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностьюпринимать ученика таким, каков он есть, каковы его особенности, склонности, умения и способности.
- Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предлагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Пути повышения эффективности обучения и воспитания
для сохранения и укрепления здоровья
Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Принципы здоровьесберегающей работы в школе:
- системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);
- комплексный подход;
- индивидуальный подход;
- личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные личностные структуры учеников);
- позитивный подход;
- гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья).
Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.
Такая система должна включать в себя:
- формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;
- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
- оздоровление в учебное и внеурочное время.
Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:
- в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической коррекционно-развивающей работы;
- в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация системы работы по ЗОЖ;
- в социально-психологическом аспекте – формирование и сохранение психологического и социального здоровья;
- в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.
Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть, главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.
Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.
Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах.
Работа, направленная на снятие усталости
и предупреждения переутомления
Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины. (Приложение №2) Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:
- упражнения для снятия утомления органов зрения;
- упражнения для снятия утомления мышц кисти;
- упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;
- упражнения для снятия общего утомления. (Приложение №2)
Внеурочная деятельность
Комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:
- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ;
- привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога.
Организация двигательного режима
и физкультурно - оздоровительной работы
Во внеурочной деятельности в такую работу может быть включена гимнастика до уроков и проведение динамических перемен.
Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ЗОЖ:
- проведение классных часов («Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня» (Приложение №3), «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек»).
- проведение различных конкурсов, праздников, викторин, «дней здоровья».
Психологическое здоровье детей
В ходе реализации воспитательно – образовательного процесса в школе важно уделять внимание не только физическому, но и психологическому здоровью ребенка, то есть – воспитанию здоровой личности в целом.
Здоровый психологический климат – эмоциональная атмосфера, благоприятная для эффективной деятельности, как педагога, так и ученика.
Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность:
- адекватно относиться к себе и другим, способна строить отношения, в том числе межличностные;
- растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;
- стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под угрозой;
- воспринимает мир реально;
- внутренне ответственна перед собой и другими;
- способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;
- интегрирована, имеет устойчивый стержень.
Чтобы ребенку помогать, надо понимать ребенка. Чтобы его понимать, надо знать ребенка. С этой целью поможет использование, проведение различных исследований, диагностик, тестов.
Исследования по изучению личности ребенка
- Рисунки «Несуществующие животные».
- Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»)
- Тесты на лидерство.
- Тесты на выявление качеств, способностей личности (Приложение №4).
Исследования по выявлению взаимоотношений
- Социометрия.
- Оценочная диагностика. (Приложение №4)
- Тесты на выявление отношения к школе, учебному процессу.
- «Мои оценки».
- Трудности, успехи.
- Тесты на выявление эмоционального состояния.
- «Радуга настроения».
- «Мои чувства».
- «Корзина чувств» (Приложение №4).
Сохранение и укрепление физического здоровья
Физическое состояние – это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.
Физическое развитие как процесс – это изменение форм, функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и в детских образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.
Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывают возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Возможность управления здоровьем – одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.
Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
Для укрепления, восстановления, сохранения здоровья необходимо использовать все средства, методы и формы адаптивного физического воспитания:
- Система организации двигательной активности:
- гимнастика до уроков;
- элементы подвижного урока;
- физминутки, оздоровительные паузы;
- гимнастика для глаз, мелких мышц руки;
- динамическая перемена.
- Профилактика вирусных и простудных заболеваний:
- точечный массаж лица;
- массаж рук;
- дыхательная гимнастика.
- Наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
- совместная работа с медицинскими работниками, психологом;
- анкетирование, тестирование детей и их родителей, привлечение к работе последних (Приложение №5)
Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей – социальная, и решать её на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений.
Медико – гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.
Психолого – валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.
И, наконец, психолого – педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого – педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья.
Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя: формирование основ культуры здоровья; здоровьесберегающее сопровождение воспитательно – образовательного процесса; оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья с учетом личностных, психофизиологических, возрастных и других особенностей учащихся.
Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова.
Литература
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми . – М.: «Астрель», 2003
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания . – М.: «ВАКО», 2004.
3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО», 2004
4. Кореневская В.А. Психолого – педагогический дневник классного
Руководителя. – Кемерово, 2002.
5. Научно – методическое пособие. Здоровьесберегающее сопровождение
воспитательно – образовательного процесса. Ч.1. Здоровьесберегающая
среда в образовательном учреждении. – Кемерово, 2003
6. Научно – методическое пособие. Комплексная оценка показателей
здоровья и адаптации в образовательных учреждениях. – Новокузнецк, 2004.
7. Чупаха И.В. , Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. здоровьесберегающие
технологии в образовательно – воспитательном процессе . – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».
Выступление на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе - основа здоровья школьников среднего и старшего звена.
Презентация...
Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются...