«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».
статья по зож на тему
Тема моя не новая, много написано статей, изменено в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изменения не идущие от самого ученика, я предлагаю посмотреть на тему здоровьесбережения с другой стороны, изнутри , от ученика. Ребёнок сохраняет своё здоровье, когда при обучении опора на индивидуальные заложенные природой особенности ребёнка, или «резервы» личности. Мы обучаем на языке понятном данному индивиду, нет трудностей при усвоении, организм не перенапрягается, отсюда сохранение здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ot_nikiforovich_s.p.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов, педагог-психолог Никифорович С.П.
МБОУ СШ №9 г. Димитровград, Ульяновская область
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».
Тема моя не новая, много написано статей, изменено в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изменения не идущие от самого ученика, я предлагаю посмотреть на тему здоровьесбережения с другой стороны, изнутри , от ученика. Ребёнок сохраняет своё здоровье, когда при обучении опора на индивидуальные заложенные природой особенности ребёнка, или «резервы» личности. Мы обучаем на языке понятном данному индивиду, нет трудностей при усвоении, организм не перенапрягается, отсюда сохранение здоровья.
Меня интересуют три основных резерва любой личности:
1.Ведущий тип восприятия.(1-2 класс)
2.Право/левополушарное развитие.(3 класс)
3.Тип темперамента.(4 класс)
На первом этапе нас интересуют типы восприятия.
Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, при непосредственном воздействие на органы чувств.
Типы восприятия различаются в зависимости от анализаторов (органов чувств), которые их обеспечивают.
Основные типы восприятия:
Тип восприятия Анализатор
Зрение Глаза
Слух Уши
Осязание Кожа
Обоняние Нос
Вкус Язык
Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три — зрение, слух или осязание. Это связано с тем, что потеря одного из этих типов восприятия сделает человека инвалидом, его жизнедеятельность окажется неполноценной. Тогда как нарушение вкуса или обоняния не приводит к таким глобальным последствиям.
Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:
визуалы
аудиалы
кинестетики
дискреты
Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения.
Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух.
Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние и движение.
Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения (проявляются очень редко в начальной школе)
Почему важно знать, к какой категории относится ваш ученик?
Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.
Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка?
Основной метод в начальной школе - наблюдение.
Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.
1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.
2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.
3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.
4.Поведение на переменах в школе дети-визуалы часто остаются в классе, в то время как большинство одноклассников выходят в коридор. Такой ребенок предпочтет спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немного пошуметь, а вот для кинестетиков самым предпочтительным времяпровождением являются подвижные игры.
5. Как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Конечно, «чистых» визаулов, кинестетиков и аудиалов не бывает, но всегда один из каналов восприятия информации, все же лидирует. Учитесь понимать ребенка, и помогать ему.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения и общения.
« Любой ребёнок-это личность, в которой скрыто множество талантов. И если их пока не видно, то только потому, что плохо искали».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе. Использование «резерва» личностного потенциала в обучении».
Тема моя не новая, много написано статей, изменено в учебном процессе ( учебный план) и взято в практику применения, (структура уроков),всё ради сохранения здоровья детей- это внешние изме...